Как одна модель финансового анализа, поможет найти в вашем бизнесе прибыль, о которой вы не знали

Как одна модель финансового анализа, поможет найти в вашем бизнесе прибыль, о которой вы не знали

В современных бизнес-компаниях, решая задачи улучшения показателей деятельности и поиска больших объёмов прибыли, современные руководители идут путём концентрации усилий в области увеличения объёмов продаж. Однако это не единственный подход позволяющий существенно улучшить показатели прибыли предприятия.

Помимо интенсивного пути развития, который тесно связан с созданием маркетинговой стратегии (полный гайд по маркетинговой стратегии), существует путь экстенсивный, направленный на реформирование внутренних процессов и процедур. В этом случае часто применяются методы финансового анализа деятельности, которыми обычно обязан владеть любой финансовый директор. Об одном из таких методов и пойдёт речь в данной статье.

Сам по себе финансовый анализ основан на понимании естественных соответствий между различными показателями деятельности организации, таких, как оборот, валовый доход, прибыль и ряд других. Сначала немного теории, потом пример из практики.

Деятельность любой компании можно представить с помощью следующей финансовой модели:

Как одна модель финансового анализа, поможет найти в вашем бизнесе прибыль, о которой вы не знали

Входы — это товары, деньги, сотрудники, станки и оборудование. Процесс преобразования — это вся та повседневная деятельность в которой все эти ресурсы принимают участие. Выходы — это итог, или результат деятельности компании за конкретный период.

Более подробно, данная модель выглядит следующим образом:

Как одна модель финансового анализа, поможет найти в вашем бизнесе прибыль, о которой вы не знали

Применение на практике данной модели позволяет наглядно понять внутренние проблемы компании и найти действенный инструмент устранения неисправностей в механизме функционирования бизнеса.

Давайте рассмотрим, как это выглядит на примере небольшого предприятия:

Речь пойдёт о компании, создающей ассортимент. Сутью этого бизнеса является дистрибуция текстильных изделий. Одеяла, подушки, постельное бельё и пр. Данная организация закупает товары этой категории у производителей и делает готовое ассортиментное предложение для розничных магазинов и розничных сетей. Теперь давайте используем нашу модель применительно к этому бизнесу. Для этого необходимо всем элементам в таблице придать денежное выражение. Для наглядности понимания схема показывает среднемесячные результаты деятельности организации.

Как одна модель финансового анализа, поможет найти в вашем бизнесе прибыль, о которой вы не знали

Что можно узнать из данной схемы?

1. Давайте сразу посмотрим на выходы. Главный показатель чистой прибыли, которая образуется после вычитания из оборота всех затрат, включая налоги, практически равна нулю. Здесь надо пояснить, что стандартный показатель чистой прибыли к обороту принято считать приемлемым в размере -5% , для высоко конкурентных рынков. Это правило широко отражено во многих европейских учебниках МВА. Исходя из данного тезиса, наша компания должна иметь не менее двухсот тысяч прибыли каждый месяц. Однако это не так, в чём же дело?

2. Отношение общего оборота к валовому доходу, (цена реализации, минус закупочная стоимость товаров) составляет 40%. Это размер средней наценки, которую компания делает на свою продукцию. Для высоко конкурентных рынков В2В, к которым относится сфера домашнего текстиля, это очень неплохая наценка, обычна в подобных ситуациях, она вынуждена находится в пределах 25–30% . Скорее всего, в ассортиментном портфеле данной компании присутствует ряд эксклюзивных высоко маржинальных продуктов, которых нет у конкурентов.

3. Теперь давайте коснёмся процесса преобразования. Из схемы видно, какие входные ресурсы и в каком количестве задействованы в процессе преобразования. Если сложить суммы в квадратах сотрудники, долгосрочные активы и текущие расходы, то можно узнать общую сумму затрат, которые компания тратит ежемесячно на свою деятельность. Сотрудники - это фонд оплаты труда, долгосрочные активы – стоимость аренды помещений и амортизационные отчисления на торговое оборудование и офисную технику. Текущие расходы включают в себя большое количество статей, транспорт, банковские комиссии, проценты по кредитам, налоги, хозрасходы и т.п. Несложно посчитать, что общие затраты в нашем случае составляют 1480 000 руб. что практически равно уровню наших доходов.

Стоимость долгосрочных активов находится в пределах нормы, размеры складских и офисных помещений, соответствуют стандартам в данной отрасли.

Текущие расходы также соответствуют норме, но в их составе достаточно большой объём занимают проценты по кредитам, которые компания вынуждена выплачивать, чтобы обеспечить необходимое количество товаров на складе и в клиентском обороте. Это обстоятельство будет рассмотрено ниже более подробно. Главное отклонение от нормы в процессе преобразования, сразу бросается в глаза. Это фонд оплаты труда, который составляет более 45% от валового дохода компании. В данной отрасли он не должен превышать планки в 30%.

4. Краткосрочные активы.

Для целей данной аналитической финансовой модели нет необходимости следовать строгим правилам бухучёта, поэтому к краткосрочным активам здесь отнесены только товары на складе и отгруженные в кредит клиентам, оплата по которым ещё не поступила. Объём краткосрочных активов в четыре раза превышает показатели оборота. При средней отсрочке по оплатам для клиентов в 30 дней это весьма негативный фактор, который указывает на возможные неликвидные товарные остатки (товары, долго находящиеся на складе), а также наличие клиентов, которые хронически не платят в положенный срок. Для поддержания такого большого количества краткосрочных активов компания вынуждена брать на себя кредитные обязательства перед банками, что в свою очередь, создаёт дополнительные затраты по статье текущие расходы в виде выплат процентов по кредитам.

Общий вывод, который можно сделать по результатам проведённого анализа следующий:

Исследованная нами с помощью приведённой финансовой модели бизнес-компания находится в очень опасной ситуации. Любое снижение в сфере продаж связанное с конкуренцией или потерей клиентов, приведёт к немедленной ликвидации бизнеса в связи с тем, что в нём отсутствует запас финансовой прочности. Причинами, которые привели к подобной ситуации, является необоснованно высокий фонд оплаты труда, неэффективное управление товарными остатками и дебиторской задолжностью.

Как провести санацию предприятия, используя данную модель?

Правильно определив причины болезни, становится понятным, как её лечить. В данной ситуации были проведены следующие мероприятия.

1. Осуществлён товарный анализ, по результатам которого из ассортиментного портфеля были удалены все неликвидные позиции. Остатки были реализованы в ходе проведения распродажи. Данное мероприятие позволило сократить краткосрочные активы на 3 000 000 рублей.

2. В области дебиторской задолжности был проведён анализ клиентской базы и ряд хронически задерживающих платежи клиентов, был переведён на особый режим работы ( в предоплату по сниженным ценам). Это обстоятельство позволило дополнительно сократить краткосрочные активы на 3 000 000 руб.

Общий итог сокращения краткосрочных активов 6 000 000 руб. позволил отказаться от части банковских кредитов, в результате которых текущие среднемесячные расходы снизились на 70 000 руб.

3. Анализ фонда заработной платы показал необоснованно большой штат в компании, менеджеров по продажам. Средняя нагрузка на каждого из этих сотрудников была очень низкой. Отдел продаж был сокращён на две единицы, дополнительно к этому руководство компании согласилось отказаться от штатного бухгалтера и маркетолога, передав эти функции на аутсорсинг. Данные мероприятия позволили сократить затраты по фонду оплаты труда на 150 000 руб. в месяц

После проведённой санации наша финансовая модель стала выглядеть следующим образом:

Как одна модель финансового анализа, поможет найти в вашем бизнесе прибыль, о которой вы не знали

Таким образом, устранив имевшиеся несоответствия, мы смогли привести конечный результат деятельности предприятия к существующему в отрасли нормативу.

Как видите, применение данной модели и понимание правильных соответствий в ней позволяет легко понять проблемные зоны бизнеса и легко устранить в нём, найденные отклонения.

По итогам проведённой работы наша компания, не предпринимая особых усилий, смогло получить дополнительной прибыли в год 2 500 000 руб., что весьма обрадовало собственника бизнеса.

Я намеренно в данной статье использовал для примера очень маленькую по объёмам продаж компанию. Каких удивительных результатов с помощью данной модели можно добиться в крупных бизнесах, расскажу в других статьях.

Подписывайтесь на наш канал и будьте в курсе всех эффективных технологий в бизнесе.

Компания «Архитектура бизнеса — Консалтинг» представляет собой группу профессионалов, имеющих большой практический опыт создания и управления бизнес-компаниями. Мы помогаем нашим клиентам решать задачи роста и повышения в эффективности в области финансов, маркетинга, и управления персоналом.

44
8 комментариев

Производственная компания рискнув отдать на аутсорсинг учет как показывает практика, очень рискует потерять контроль в учете, либо ей придется вкладывать в усиление управленческого учета

1

Все зависит от масштаба организации. Если обороты большие лучше содержать свой учет, конечно если есть понимание того, что нужно учитывать. Правильно настроенный учет помогает зарабатывать не маленькие деньги ( анализ стоимости операций в организации, рейтинг маржинальной привлекательности продуктов, грамотное управление постоянными и переменными затратами), это краткий перечень задач которые решает хороший учет.
В небольшой компании где все прозрачно, аутсорсинг оптимальный выбор. Хороший бухгалтер за двадцать тысяч в месяц приходя раз в неделю обработает весь документооборот, подготовит и сдаст отчетность в гос органы, сделает по итогам месяца баланс и отчет о прибылях и убытках.

можно долго переписываться, но мое мнение создалось за последние 4 года, аусорт это плохо исполняемые функции, к сожалению

Я думаю это нормально, когда у людей разное мнение. Мы все продукт собственного личного опыта. Спасибо за дискуссию, было приятно пообщаться.

1

Ключевое это "Хороший бухгалтер" даже в небольшой компании бухгалтеру много работы с первичными документами и за один раз в неделю хороший бухгалтер обработает хорошо только очень маленький бизнес, на остальное просто времени не хватит, работая с небольшими компаниями систематически наблюдаю ошибки и перекосы в учете. Т.к. аусорт это минимальная ответственность за проделанную работу, которую чаще всего контролируют только при гос проверках, а это лотерея, найдут либо повезет. А остальное это просто слова. 8 из мелких компаний имеют такие перекосы, вот если бы у мелкого бизнеса хватало средств на профессиональный аудит, то многие собственники бы увидели данные перекосы. В мелком бизнесе спасение только в максимальном упрощении учета и отчетности, но это уже высокие решения

Со многими вашими доводами я согласен. Однако считаю, что руководители бизнеса, должны иметь элементарную финансовую грамотность. Уметь читать баланс, понимать разницу между постоянными и переменными затратами, понимать что такое маржинальная прибыль. Этих знаний достаточно что бы протестировать бухгалтера и уклонится от некомпетентного кандидата. А в налоговой отчетности, даже профи иногда допускают "косяки". Тут главное что бы специалист имел хотя бы средний уровень компетенции, тогда риски штрафа будут небольшими.