HR-брендинг компании: с чего начать и причем здесь служебная развозка?

Сильный HR-бренд помогает повысить узнаваемость компании на рынке труда, привлекать лучших специалистов, быстрее закрывать вакансии, мотивировать действующих сотрудников.

Подробно о том, как построить такой бренд по шагам, расскажу вам я, Марина Доронина, HR-директор транспортной компании «Интерсервис».

Сразу поделюсь, что кадровый кризис коснулся и нас, но мне с командой успешно удалось сформировать позитивный образ нашей организации в глазах сотрудников.

HR специалист
HR специалист

Качество труда напрямую зависит от того, как люди воспринимают свое место работы

Образ компании на рынке труда, который создаёт репутацию — привлекательную или не очень. Это и есть HR-брендинг.

Цели HR-брендинга:

  • Привлекать высококвалифицированных профессионалов
  • Удерживать текущих

Среди российских маркетологов и HR-специалистов разных отраслей в последние годы получил распространение термин «HR-бренд», или бренд работодателя.

Он означает совокупное восприятие имиджа определенной организации ее сотрудниками и соискателями.

Формирование позитивного бренда НR-бренда весьма важный процесс.

От его успешности зависит то, насколько добросовестно, целеустремленно и продуктивно будут трудиться в компании ее действующие и новые сотрудники.

А это, в свою очередь, напрямую влияет на положение компании на рынке, ее конкурентоспособность, способность делать выгодные инвестиции и внедрять эффективные инновации.

По сути, HR-брендинг по степени значимости и важности стоит в одном ряду с пиаром и маркетингом.

Внутрикорпоративный пиар, например, можно рассматривать как одну из составляющих построения бренда работодателя.

Речь идет прежде всего о трансляции ценностей организации через различные каналы к умам и сердцам сотрудников и соискателей. Каналы могут быть самыми разными: корпоративные чаты, конгресс-мероприятия, совместные выезды на природу, спортивные игры и соревнования, другие формы тимбилдинга.

Большую роль в формирования HR-бренда играет социальная политика, проводимая руководством организации (бонусы, поощрительные выплаты, матпомощь в различных жизненных ситуациях и т.д.).

Стиль коммуникации (tone of voice), принятый в компании, визуальные и смысловые составляющие ее айдентити, декларируемые ценности – также оказывают сильное влияние на тот корпоративный образ, который создается в головах сотрудников и соискателей.

Фото из архива ООО "Интерсервис" 
Фото из архива ООО "Интерсервис" 

Наиболее квалифицированные специалисты устремляются в компании с сильным HR-брендом

Не секрет, что организации с лучшей репутацией в глазах потенциальных сотрудников успешнее привлекают соискателей.

Так, согласно опросным данным профильного зарубежного ресурса Talentnow, 84% соискателей в странах Запада решающим фактором своего трудоустройства в ту или иную компанию считают ее положительную репутацию, сложившуюся в их глазах и глазах их ближайшего окружения.

Иными словами, создание успешного репутационного имиджа позволяет организации набирать в свой штат наиболее подготовленных (в моральном и профессиональном плане) кандидатов. Это приводит к трем позитивным следствиям.

1.Рост вовлеченности

Повышается – вплоть до 90—100% – уровень вовлеченности новых сотрудников в производственный процесс.

Такие показатели сегодня среди маркетологов считаются признаком грамотно выстроенного HR-бренда.

Фото из архива ООО "Интерсервис" — Автобус добра
Фото из архива ООО "Интерсервис" — Автобус добра

2.Удержание сотрудников

Организация с хорошей репутацией гораздо сильнее удерживает качественных сотрудников, чем не обладающая таковой.

Так, согласно данным исследовательского центра Glassdoor, 92% наемных работников готовы сменить текущее место работы, если им «предложат позицию в организации с отличной корпоративной репутацией».

А недавнее исследование, проведенное международной социальной сетью Linkedin, показало, что сильный бренд работодателя снижает текучесть кадров на 28%.

3. Снижение издержек

Снижение издержек найма – еще один бонус, который приносит организации ее качественно выстроенный HR-бренд.

Дело в том, что найти замену хорошему специалисту – это дополнительные расходы в расчете экономических затрат: сначала компания несет издержки от ухода прежнего квалифицированного сотрудника, а затем, найдя нового, тратит средства на обучение последнего.

Таким образом, оставаясь в штате компании из-за ее высокой репутации, профессионал своего дела помогает избежать вышеназванных трат. Кроме того, он своим высококвалифицированным трудом приумножает прибыль компании.

Шесть шагов по созданию HR-бренда

Алгоритм выстраивания HR-бренда состоит из шести последовательных шагов.

👉Шаг первый – выявление сильных сторон компании. На этом этапе команде HR-специалистов следует оценить текущий опыт штатных сотрудников организации и степень их удовлетворенности работой.

Проводится такое исследование с помощью анкетирования. В анкетах сотрудникам предлагается пояснить, какие ценности компании им близки, какие нет, что в работе компании находит у них поддержку, а что вызывает недовольство. Почему?

Здесь эйчары должны проанализировать причины недовольства и ответить на вопросы: «Насколько существенны эти причины (может быть способы их устранения уже созданы, но сами сотрудники об этом просто не знают из-за плохо поставленной внутрикорпоративной коммуникации)?” и «Каким образом можно устранить существенные причины (если они есть) недовольства сотрудников?”.

👉Шаг второй – выявление ценностных ориентиров сотрудников. Таковыми может быть что-угодно: близость работы к дому, возможность творчески реализоваться, высокий оклад, бонусы, повышение квалификации, служебная развозка к месту работы, карьерное продвижение, комфортные условия работы, престижная должность, и т.д. Здесь важно отметить, что любой из ценностных ориентиров может лечь в основу репутационной составляющей HR-бренда.

👉Шаг третий – исследование рабочей среды: как сотрудники взаимодействуют между собой. Здесь кадровым специалистам необходимо получить четкое представление о распределении ролей и функций внутри компании, зонах ответственности, формальных и неформальных лидерах, особенностях иерархических связей и т.д.

👉Шаг четвертый – выяснение того, насколько полно сотрудники разделяют ценности корпоративной культуры, продвигаемые руководством той организации, в которой они работают.

Например, в компании «Интерсервис» это ценности социальной ответственности, экологичного, гуманного и рационального ведения бизнеса (так называемый ESG-подход).

👉Шаг пятый – исследование социально-психологического климата внутри компании. Здесь анализируются сферы духовных и бытовых интересов работников, предпочитаемые ими виды досуга, солидарность, готовность к взаимовыручке, активность общения вне работы и т.д.

👉Шаг шестой — на основе совокупных данных, полученных в ходе пяти предшествующих этапов, HR-специалисты формулируют так называемое Employee value proposition (EVP) – ценностное предложение для сотрудника от имени организации.

То есть на базе результатов целого ряда опросов штатных сотрудников (на предмет, какие ценности организации они разделяют и почему хотят в ней работать), создается предложение, адресованное также и потенциальным сотрудникам, то есть соискателям.

По сути, EVP отвечает на вопрос: «А что предлагает компания своим работникам, чем она отличается от других работодателей, привлекающих аналогичных специалистов на рынке труда?».

Фото транспортной компании «Интерсервис» - Ретропарад
Фото транспортной компании «Интерсервис» - Ретропарад

EVP – как ядро HR-бренда и катализатор найма

В нашей стране сегодня мало кто из руководителей компаний имеет представление о EVP. В основном его используют, проводя кадровую политику, HR-директора, иногда в содружестве с маркетологами.

Получается, что EVP – ядро HR-бренда. И под это ядро можно целенаправленно осуществлять наем новых сотрудников через различные коммуникационные каналы: сайт компании, социальные сети, мессенджеры, кадровые онлайн-агентства, специализированные цифровые платформы и т.д.

Мало HR-бренд создать, его надо еще и поддерживать

Параллельно найму должна вестись работа по развитию сформированного HR-бренда.

Здесь можно выделить три направления:

1.Создание репутационного контента

В рамках этого направления необходимо подробно и систематически освещать события из жизни компании, интересные большинству ее сотрудников и соискателей.

В новостях, созданных на базе событийных поводов, следует попутно раскрывать аспекты, не имеющие прямого отношения к описываемому событию.

Речь идет о ценностях компании, ее миссии, особенностях работы в ней, проявлениях корпоративной социальной ответственности (КСО).

Например, компания «Интерсервис» спонсирует поездки для фонда «Шаг навстречу». Фонд помогает инклюзивным детям творчески развиваться, организуя для них музыкальные и художественные конкурсы, встречи и мастер-классы с известными российскими художниками, скульпторами, композиторами, музыкантами.

Все эти мероприятия освещаются в новостной ленте на сайте компании, а также на ее страницах в социальных сетях.

Фото из архива транспортной компании «Интерсервис» - Фестиваль Шаг Навстречу
Фото из архива транспортной компании «Интерсервис» - Фестиваль Шаг Навстречу

2. Вовлечение сотрудников компании в создание HR-бренда

В любой организации есть сотрудники, принимающие самое активное участие в ее жизни и ведущие за собой остальных. Это так называемые лидеры мнений внутри трудового коллектива.

Они часто становятся проводниками новых трендов, инициаторами интересных событий.

С такими людьми руководству компании и НR-директору в особенности важно выстроить правильную коммуникацию – с целью сделать еще более сильным и привлекательным бренд организации.

На примере компании «Интерсервис» могу подтвердить, что такая работа является весьма плодотворной. В нее мы вовлекаем не только лидеров мнений, но и членов их семей, которые часто становятся отличными проводниками позитивной информации о компании далеко за ее пределами.

Действующие сотрудники по разным коммуникационным каналам делятся между собой позитивными эмоциями и впечатлениями от организации.

Эти настроения так или иначе передаются потенциальным соискателям, и те также начинают испытывать к данной организации теплые чувства.

Фото из архива транспортной компании «Интерсервис» - Автобус добра
Фото из архива транспортной компании «Интерсервис» - Автобус добра

3. Инвестирование в работающих сотрудников

Чтобы качественно развивать свой HR-бренд, организации необходимо не скупясь вкладываться в текущих сотрудников.

Речь идет о таких мерах материальной поддержки, как: премии, надбавки к окладам, компенсация добровольного медицинского страхования, бесплатные обеды, служебная развозка сотрудников из дома на работу и обратно...

На последней мере поддержки хотелось бы остановится более подробно, так как наша транспортная компания специализируется, в частности, как раз на такого рода услугах.

Служебная развозка как составляющая HR-бренда

Служебная развозка в последние несколько лет стала одним из ключевых факторов привлекательности работодателя в глазах штатных сотрудников и соискателей. Иными словами, она во многом формирует HR-бренд.

И сегодня в Санкт-Петербурге практически каждая вторая вакансия, размещенная на известном федеральном рекрутинговом портале, содержит в разделе «Условия работы» служебную развозку за счет работодателя.

Эта услуга особенно актуальна для соискателей, которые желают работать на предприятии с престижным брендом и хорошей оплатой труда, но расположенном, допустим, далеко от их места жительства, доступных станций метро и транспортных развязок.

Но даже те соискатели, кто проживает в престижных районах города с развитым трафиком и совсем неподалеку от потенциального места работы, все чаще предпочитают добираться туда не за свой счет. И многие работодатели идут им навстречу, так как действуют в парадигме HR-бренда.

Служебная развозка — одна из его ключевых составляющих.

А кто ее осуществляет?

Транспортные компании, подобные Интерсервис.

Организации и предприятия, выбирая подрядчика с этой целью, предъявляют к нему три основных требования: развозка сотрудников должна быть безопасной, своевременной и комфортной. На практике это выглядит как соответствие шести критериям.

Фото из архива ООО "Интерсервис" 
Фото из архива ООО "Интерсервис" 

Транспортный подрядчик должен:

  • обладать лицензиями и сертификатами на предоставляемые услуги, а также иметь страхование гражданской ответственности перед пассажирами;
  • иметь положительные отзывы и рекомендации от других организаций, работающих с ним на договорной основе;
  • содержать достаточной мощный, современный и разнообразный парк транспортных средств: от комфортабельных легковых автомобилей до микроавтобусов и автобусов для крупных групп;
  • держать штат водителей, которые имеют не только права соответствующих категорий, но и солидный опыт вождения, отлично владеют профессиональными навыками, знанием местности и профильных программ;
  • предлагать прозрачные схемы ценообразования на свои услуги, без каких-либо намеков на скрытые платежи;
  • быть готовым идти навстречу дополнительным требованиям и пожеланиям заказчика.

Заказать услугу служебной развозки можно на сайте компании.

Фото из архива ООО "Интерсервис" 
Фото из архива ООО "Интерсервис" 

Что мешает созданию сильного HR-бренда

Вся сложная, комплексная и поэтапная работа по формированию и поддержанию положительного HR-бренда может пробуксовывать под влиянием разных обстоятельств.

Я поделюсь тремя такими:

  • ограниченность бюджета, выделяемого руководством компании на цели, связанные с поддержанием ее имиджа в глазах актуальных и потенциальных сотрудников;
  • не вовлечённые в процесс внутрикорпоративных мероприятий сотрудники;
  • функциональная неопределенность — какое подразделение компании (отдел HR, маркетинга или профильный отдел корпоративных коммуникаций) должен заниматься вопросами построения и воспроизводства HR-бренда.
Фото из архива ООО "Интерсервис" 
Фото из архива ООО "Интерсервис" 

HR-брендингом должны заниматься профессионалы

Все три “пробуксовочных” фактора могут быть устранены владельцем бизнеса или руководителем компании, осознавшими важность данного направления деятельности.

Очевидно, что введение в штатное расписание компании структурного подразделения корпоративных коммуникаций с грамотным специалистом во главе, должное финансирование данного подразделения и его работа в тесной связке с отделами кадров и маркетинга позволят вовлечь в процесс HR-брендинга как действующих сотрудников организации, так и тех, кто еще только мечтает пополнить ее штатные ряды.

Телефон:+7 (812) 660 83 19

HR-брендинг компании: с чего начать и причем здесь служебная развозка?
11
Начать дискуссию