Как эффективно использовать офисы после пандемии

Привет! Мы Ключ, сеть гибких офисов — создаём и берём в управление смарт-офисы в Москве уже 5 лет. Пандемия ударила больно: бизнес урезает косты из-за кризиса, команды работают дистанционно, а кто из них переживёт кризис — не совсем ясно. Но как бы долго это ни продлилось — рано или поздно это закончится, из дома можно будет выезжать без пропуска, и люди вернутся в офисы.

Гибкие офисы закрепились на рынке в кризис 2008, потому что в тот момент никто не был готов инвестировать деньги и играть в долгую. Люди хотели сидеть в офисе с короткими договорами, не привязываясь к долгим срокам. Сейчас ситуация снова поворачивается так, что гибкие офисы станут очень востребованными по ряду причин.

Предприниматели всегда будут предпринимателями. Люди будут реанимировать старый либо делать новый бизнес и после кризиса, и там тоже будут нужны офисы. Из кризиса выйдут не все и, возможно, на первых порах будет период потребительской депрессии, но в течение года пустующие офисы заполнятся по нарастающей.

И если раньше работодатели сомневались, стоит ли высаживать команду в коворкинг, то сейчас мы видим — комфортнее всего тем, кто изначально выбрал гибкость. Так легче масштабировать бизнес и подстраиваться под любые кризисные ситуации, в условиях которых мы живём прямо сейчас.

Новый Ключ на Сретенском бульваре, открытие которого пришлось на время карантина. На днях туда заехали первые арендаторы
Новый Ключ на Сретенском бульваре, открытие которого пришлось на время карантина. На днях туда заехали первые арендаторы

Кризис уже показал: чем более вы гибкие, тем вам проще. Офисы не закроются, но изменятся под запросы рынка. Несмотря не все сложности, именно арендаторы сейчас диктуют условия, каким станет рынок офисной недвижимости в будущем. Пережитый кризис сподвигнет бизнес к оптимизации арендуемых офисов под гибкий формат. Люди захотят снимать меньшую площадь, но с учётом возможного расширения в будущем.

Гибкость — это когда вы отказываетесь от ещё одного кабинета в пользу собственной оборудованной переговорной.
Гибкость заключается не только в масштабировании офиса, но и в юридической стороне сделки аренды. Как правило, в гибких офисах заключаются короткие арендные договоры, с которыми проще подстроиться под любые изменения на рынке.

В стандартных офисах, напротив, арендаторы ограничены условиями по выходу из договора. Кроме того, классическая офисная аренда в БЦ накладывает множество обязательств: вы вкладываетесь в ремонт, сами оплачиваете коммунальные услуги, разбираетесь с интернетом. В гибких офисах всю рутину берет на себя оператор площадки: обслуживание офисов, ремонт, wi-fi и внутренняя инфраструктура — всё это включено в понятие гибкость и входить в стоимость аренды.

Как избежать простоя офисов

Меньше всего от кризиса пострадают те арендаторы, которые изначально снимали гибкие офисы с такими же гибкими договорами. В Ключе такой срок договора позволяет уведомить о выезде за 2 месяца, а срок аренды помещения начинается от 3 месяцев. При этом в любой момент можно сокращать или увеличивать площади под запросы компании без денежных потерь. К примеру, изначально компания снимала 1000 м², а потом сократила занимаемую площадь до 700 м². Что делать с оставшимися 300 м², чтобы они не простаивали? Компаниям, которые только задумываются об этом, стоит вникнуть в то, что если они работают с оператором, то он сам подбирает арендаторов на свободные площади: офисы приносят деньги, все в плюсе. Это и есть модель гибкого управления офисом: в таком формате Ключ берёт под управление не только свои площадки, но и делает офисы под Ключ в любых других помещениях.

Ключ Шёлк в Хамовниках. Летом туда приятно приезжать по набережной на велосипеде или пойти бегать после работы
Ключ Шёлк в Хамовниках. Летом туда приятно приезжать по набережной на велосипеде или пойти бегать после работы

Как правило, операторы гибких пространств предлагают полностью оборудованные готовые офисы. Основной экономический профит в том, что не нужно замораживать деньги на CAPEX — это особенно актуально, когда не совсем очевидно, что будет дальше. Въезжать в гибкие офисы можно уже в день подписания договора. Компаниям не нужно нанимать дополнительный персонал на обслуживание офиса — всё это берет на себя оператор. Неслучайно гибкие офисы на зарубежном рынке более известны как serviced offices. Потому что весь сервис (оплата счетов за коммуналку и интернет, юридические услуги, ремонт, клининг) уже включен в стоимость аренды. И ещё одно неочевидное преимущество: гибкие офисы куда более привлекательны на HR-рынке. Хороший офис — это дополнительный стимул, чтобы к тебе в компанию пришли профессионалы. Особенно в кризис, когда у HR очень активный период.

Не будем скрывать: пандемия ударила и по офисным операторам, которые несут ответственность перед арендодателями. Чему нас это научит?

Скорее всего, кризис вызовет отток операторов из бизнес-центров в более камерные частные объекты. Все привыкли, что офисная жизнь сосредоточена в больших БЦ: Москва-Сити, деловые кварталы на Белорусской, Павелецкой, в общем, самые дорогие по ставке аренды районы. Да, офис в Сити — это престижно. Но очень больно бьёт по бизнесу во время форс-мажоров, как сейчас. В частных бутиковых местах собственник предоставляет больше маневренности: это понятная и контролируемая среда, где ты сам управляешь своими площадями и режимом работы.

​Первый Ключ на Трёхгорной мануфактуре
​Первый Ключ на Трёхгорной мануфактуре

Собственники коммерческой недвижимости вынуждены будут приспосабливаться к условиям и находить новые способы привлечения арендаторов. Особенно это актуально для тех, кто потерял своих якорных резидентов и вынужден вникать в работу отдела продаж. Далеко не все умеют работать с небольшими или средними командами и быстро заполнять площадки — здесь, опять же, лучше всего передать задачи оператору, который имеет непрекращающийся поток арендаторов.

Кроме того, пандемия научит нас более ответственно относиться к здоровью арендаторов и безопасности на площадках. Экологичные устройства по очистке воздуха, особые требования к клинингу — всё это станет новой нормой. Совет арендаторам: выбирайте тех операторов офисов, где ради вас планируют и предугадывают эти вещи.

66
5 комментариев

В Израиле уже потихоньку собираются снимать ограничения для  хай-тека (в том числе) так вот выяснилось, что хай-теку это как раз не надо ))
Основная масса компаний собирается продолжать работать из дома, пока не развиднеется ))
Насчёт перспектив офисов и коворкингов - сильно сомневаюсь, что они есть (перспективы). 
Возможно, какие-то локальные коворкинги, рядом с домом, в спальном районе - чтобы в пижаме можно было зайти, или на самокате приехать...

3
Ответить

А что это за настольные лампы на первом фото? Красивые. 

1
Ответить

Те компании, которые в период пандемии отлично проработали из дома, наверняка задумаются зачем им вообще офис...

Ответить

Вот кстати, можем поспорить: года три назад компания Microsoft официально отказалась от практики удалённой работы даже для тех отделов, кто может работать онлайн. Решили, что это непродуктивно и лишает сотрудников духа общего дела, которого нет дома. 

2
Ответить