Как эффективно использовать офисы после пандемии
Привет! Мы Ключ, сеть гибких офисов — создаём и берём в управление смарт-офисы в Москве уже 5 лет. Пандемия ударила больно: бизнес урезает косты из-за кризиса, команды работают дистанционно, а кто из них переживёт кризис — не совсем ясно. Но как бы долго это ни продлилось — рано или поздно это закончится, из дома можно будет выезжать без пропуска, и люди вернутся в офисы.
Гибкие офисы закрепились на рынке в кризис 2008, потому что в тот момент никто не был готов инвестировать деньги и играть в долгую. Люди хотели сидеть в офисе с короткими договорами, не привязываясь к долгим срокам. Сейчас ситуация снова поворачивается так, что гибкие офисы станут очень востребованными по ряду причин.
Предприниматели всегда будут предпринимателями. Люди будут реанимировать старый либо делать новый бизнес и после кризиса, и там тоже будут нужны офисы. Из кризиса выйдут не все и, возможно, на первых порах будет период потребительской депрессии, но в течение года пустующие офисы заполнятся по нарастающей.
И если раньше работодатели сомневались, стоит ли высаживать команду в коворкинг, то сейчас мы видим — комфортнее всего тем, кто изначально выбрал гибкость. Так легче масштабировать бизнес и подстраиваться под любые кризисные ситуации, в условиях которых мы живём прямо сейчас.
Кризис уже показал: чем более вы гибкие, тем вам проще. Офисы не закроются, но изменятся под запросы рынка. Несмотря не все сложности, именно арендаторы сейчас диктуют условия, каким станет рынок офисной недвижимости в будущем. Пережитый кризис сподвигнет бизнес к оптимизации арендуемых офисов под гибкий формат. Люди захотят снимать меньшую площадь, но с учётом возможного расширения в будущем.
Гибкость — это когда вы отказываетесь от ещё одного кабинета в пользу собственной оборудованной переговорной.
Гибкость заключается не только в масштабировании офиса, но и в юридической стороне сделки аренды. Как правило, в гибких офисах заключаются короткие арендные договоры, с которыми проще подстроиться под любые изменения на рынке.
В стандартных офисах, напротив, арендаторы ограничены условиями по выходу из договора. Кроме того, классическая офисная аренда в БЦ накладывает множество обязательств: вы вкладываетесь в ремонт, сами оплачиваете коммунальные услуги, разбираетесь с интернетом. В гибких офисах всю рутину берет на себя оператор площадки: обслуживание офисов, ремонт, wi-fi и внутренняя инфраструктура — всё это включено в понятие гибкость и входить в стоимость аренды.
Как избежать простоя офисов
Меньше всего от кризиса пострадают те арендаторы, которые изначально снимали гибкие офисы с такими же гибкими договорами. В Ключе такой срок договора позволяет уведомить о выезде за 2 месяца, а срок аренды помещения начинается от 3 месяцев. При этом в любой момент можно сокращать или увеличивать площади под запросы компании без денежных потерь. К примеру, изначально компания снимала 1000 м², а потом сократила занимаемую площадь до 700 м². Что делать с оставшимися 300 м², чтобы они не простаивали? Компаниям, которые только задумываются об этом, стоит вникнуть в то, что если они работают с оператором, то он сам подбирает арендаторов на свободные площади: офисы приносят деньги, все в плюсе. Это и есть модель гибкого управления офисом: в таком формате Ключ берёт под управление не только свои площадки, но и делает офисы под Ключ в любых других помещениях.
Как правило, операторы гибких пространств предлагают полностью оборудованные готовые офисы. Основной экономический профит в том, что не нужно замораживать деньги на CAPEX — это особенно актуально, когда не совсем очевидно, что будет дальше. Въезжать в гибкие офисы можно уже в день подписания договора. Компаниям не нужно нанимать дополнительный персонал на обслуживание офиса — всё это берет на себя оператор. Неслучайно гибкие офисы на зарубежном рынке более известны как serviced offices. Потому что весь сервис (оплата счетов за коммуналку и интернет, юридические услуги, ремонт, клининг) уже включен в стоимость аренды. И ещё одно неочевидное преимущество: гибкие офисы куда более привлекательны на HR-рынке. Хороший офис — это дополнительный стимул, чтобы к тебе в компанию пришли профессионалы. Особенно в кризис, когда у HR очень активный период.
Не будем скрывать: пандемия ударила и по офисным операторам, которые несут ответственность перед арендодателями. Чему нас это научит?
Скорее всего, кризис вызовет отток операторов из бизнес-центров в более камерные частные объекты. Все привыкли, что офисная жизнь сосредоточена в больших БЦ: Москва-Сити, деловые кварталы на Белорусской, Павелецкой, в общем, самые дорогие по ставке аренды районы. Да, офис в Сити — это престижно. Но очень больно бьёт по бизнесу во время форс-мажоров, как сейчас. В частных бутиковых местах собственник предоставляет больше маневренности: это понятная и контролируемая среда, где ты сам управляешь своими площадями и режимом работы.
Собственники коммерческой недвижимости вынуждены будут приспосабливаться к условиям и находить новые способы привлечения арендаторов. Особенно это актуально для тех, кто потерял своих якорных резидентов и вынужден вникать в работу отдела продаж. Далеко не все умеют работать с небольшими или средними командами и быстро заполнять площадки — здесь, опять же, лучше всего передать задачи оператору, который имеет непрекращающийся поток арендаторов.
Кроме того, пандемия научит нас более ответственно относиться к здоровью арендаторов и безопасности на площадках. Экологичные устройства по очистке воздуха, особые требования к клинингу — всё это станет новой нормой. Совет арендаторам: выбирайте тех операторов офисов, где ради вас планируют и предугадывают эти вещи.