Remote is the new black: удаленная работа глазами руководителя, сотрудника и психолога
Многие из нас, любуясь на фото дауншифтеров с Бали, мечтали однажды договориться об удаленной работе и больше не появляться в офисе. А многие руководители предлагали работать один день из дома или (о боже) постоянно, как привилегию для проверенных сотрудников. Прекрасно понимая и тех, и других, разберемся, что ими движет и какие страхи испытывают и сотрудник, и работодатель.
Чего боится руководитель?
Видя подчиненных в офисе за работой, он спокоен. Он может заглянуть в каждый монитор, шумно дышать, стоя за спиной, собрать всех на пятиминутку, грозно взглянуть, если дедлайн просрочен. Если приходится работать удаленно, нужно создавать систему, которая поможет контролировать работу онлайн. Первый страх — сотрудник не на связи.
Работа из дома... Столько соблазнов отвлечься, особенно летом. Если в офисе выйти прогуляться помешает пропускной режим, осуждающе-недоуменные взгляды коллег, совесть, наконец, то дома не остановит ничто. Второй страх — снижение эффективности. Сотрудники просто расслабятся, так думает работодатель.
В офисе есть сисадмин, который поможет решить технические вопросы, а дома? Что если пропадет интернет? Или "потеряются" файлы? Система в офлайне налажена, а когда все по домам, что-то точно пойдет не так. Третий страх — технические неполадки, которые сам сотрудник не сможет устранить, и работа встанет.
Мотивация. Если первая порция страхов характерна всем, то вопросами боевого настроя и счастья подчиненных озадачены те руководители, которых мы все любим. Как организовать профилактику выгорания? Как заменить нашу уютную кухню, все-возможно-пятницы, зеленый красивый офис и офлайн-посиделки по душам?
Что беспокоит сотрудника?
В топе, конечно, тайм-менеджмент. Заметили, что на карантине рабочий день потерял границы? Это — не норма, но временно пережить можно. А что если вы работаете удаленно годами? Нужно устанавливать личные границы и график. Если этого не сделал руководитель, приходится отстаивать право на вечерний диджитал-детокс, и каждый имеет на это право.
Причастность. Собраться в переговорке и обсудить проект, получить благодарность от менеджера(устно и на весь open space),знать новости и прогуляться за кофе — это так важно, чтобы чувствовать себя частью экосистемы компании!
Безопасность. Если сотрудник пришел на удаленную работу изначально или просто долго не был в офисе, есть шанс заработать привычку беспокоиться о том, надолго ли он задержится. Сокращают чаще всего именно удаленных сотрудников.
Снижение оплаты и неучтенные переработки. Если вычесть из оклада расходы на офис и дорогу, можно пережить тот факт, что заработок может снизиться. Но что делать с созвонами послее 22 и "давай допишем вот этот документ" в ночи?
Спасибо карантину!
Перед тем, как перейти к нивелированию всех этих переживаний, выразим благодарность эпидемии, которая этой весной вынудила срочно решать вопросы перевода сотрудников на удаленку. Было сложно, было странно, но многие компании смогли экстренно решить столько вопросов, сколько не планировали за ближайшие годы. Необычные ситуации требуют необычных мер. Многие IT-компании уже готовы предложить сотрудникам остаться работать из дома на любой срок или навсегда, а остальные теперь гораздо лояльнее относятся к просьбам сотрудников неделю поработать удаленно.
Переходим к практике
Бойтесь своих желаний: те, кто грезил о переходе на работу из дома, получили трехмесячную демо-версию. Все ли остались довольны или с отменой карантина есть те, кто стал любить свой офис с новой силой и ждет, когда разрешаь туда вернуться, хоть в маске, перчатках и скафандре?
В этой статье вы прочтете мнение с обеих сторон: руководителя и сотрудника, но начать изучение стоит с тех, кто всегда знает о нас больше, чем мы сами. Да, это — психологи. Это люди, которые видят, как мы на самом деле справляемся со стрессом, чей zoom не остывал все эти месяцы. На мои вопросы ответил Михаил Попов, клинический психолог. Как поменялись запросы клиентов за время карантина, какие эмоции испытывали сотрудники, вынужденно ставшие удаленными?
Что можно посоветовать руководителям, которые переживают об эффективности удаленных сотрудников?
В "мирные", довирусные времена, удаленка практиковалась в основном в IT и для временных сотрудников под задачи. Я обсудила вопросы дистанционного управления командой руководителем команды разработчиков.
Подробнее о рабочем процессе и онбординге: что используете, как строите график, что нужно учитывать?
Недавно агентство SETTERS, которое успело завоевать сердечки соискателей на рынке труда благодаря своему HR-бренду, написало статью о том, как они организовали работу внутри команды на 150+ человек и стали ближе, чем были до карантина. Прочитайте ее обязательно.
А сейчас нам важнее послушать мнение изнутри: на мои вопросы согласилась ответить сотрудница SETTERS, Саша Денисова. Первый вопрос (разумеется): сколько в итоге вы просидели на удаленке и вышли ли уже в офлайн?
Как оцениваешь ваш опыт, как командный дух? Что хотелось бы отметить отдельно из идей руководства?
Что посоветуешь ребятам, которые хотят работать на удаленке всегда, на что обратить внимание?
Какие программы для организации времени полюбились? И какие нестандартные программы использовали (может, та же зарядка всем офисом)?
Давайте подведем итоги
Радостная новость заключается в том, что мы можем все. Абсолютно все! Мы можем не потерять контакт с друзьями-коллегами, мы можем создать ту атмосферу, которая нужна для рождения крутых идей и кропотливой работы. Мы и не заметили, как буквально за несколько месяцев шагнули в будущее и обнаружили, что уже были готовы к нему. Границы стираются, а эмпатия стала новой сверхценностью. Пусть каждый выбирает для себя, присутствовать в офисе или улыбаться коллегам с экрана, главное, что у нас есть достаточно инструментов для эффективной организации работы и самое главное — мы готовы к переменам.