Кто и что делает. Как они заработают деньги компании

Когда мы нанимаем новых сотрудников, или переводим действующих на другую должность, у них может возникнуть логичный вопрос - “а где я работаю?”, “кто со мной в отделе?”, “что наш отдел должен делать?”. Ответить на эти (и не только) вопросы поможет структура компании, о которой мы поговорим в этой статье.

Некоторые предприниматели задают вопросы, например: “Зачем мне нужна эта структура? Лишняя бюрократия. Я ведь и так знаю, что делать - мне не нужны документы. Только время тратиться будет больше о этого…”

Так думают владельцы "незрелых" компаний. Они считают, что они сами лучше знают, что и как делать, сами сделают быстрее. Да, я согласен с тем, что стартапу не стоит заботиться о структуре прям в виде документа - там ключевые в другом. Энергия, инициатива, преданность. Пока все это приносит результаты и радость, не стоит отвлекаться на структуру, бизнес-процессы, функции и тому подобное. Структура нужна, когда компания переходит от "эмоционального управления" к "рациональному управлению".

Этот переход происходит осознанно и только при полной уверенности владельца в том, что он готов и может начать действовать умом, а не руками. И тогда уже должны появиться системные документы: цель, план, структура, бизнес-процессы, функции. А структура - это документ в виде схемы, где есть набор необходимых функций, визуализация вертикали власти, и результаты, которые необходимо выполнять каждому отделу. Это фундаментальный инструмент.

Чтобы компания была успешной, могла развиваться и масштабироваться, владельцу нужно самостоятельно определить и описать структуру своего бизнеса. Копировать структуру успешной компании не имеет смысла, так как она создается под специфику и пожелания конкретного владельца.

А теперь о том, как построить структуру. Когда я работал с успешными компаниями, устойчивыми к кризисам, я обратил внимание на сходства и различия: несмотря на то, что они создавали различные продукты и использовали свои (уникальные) технологии для их производства, у них у всех был одинаковый набор основных функций, необходимых для производства этих продуктов. Кроме того, для правильной работы компании необходимо не только выполнение всех этих функций, но и правильная последовательность их выполнения.

Чтобы понять важность последовательного выполнения, приведу простой пример: когда мы одеваемся зимой, мы сначала надеваем нижнее белье, затем свитер, и после - куртку. Но никак не в другой последовательности - на куртку мы нижнее белье не натягиваем. Это и странно, и никакой пользы не несет. И в последовательной структуре тоже самое.

Ниже правильная последовательность бизнес-процессов.

Кто и что делает. Как они заработают деньги компании

Вот ее можете использовать, когда будете создавать на схеме отделы и должности, которые будут входить в этот отдел.

Например, в блоке, который называется "Найм и люди", могут быть такие должности, как рекрутер, менеджер по адаптации, менеджер по кадрам и оформлению. И так во всех блоках. У вас может быть своя последовательность.

Чтобы схема была не просто набором прямоугольников со стрелочками, а работающим инструментом, нам нужно четко понимать, ради чего каждый отдел работает.

Кто и что делает. Как они заработают деньги компании

Другими словами, какой конечный результат каждый отдел выполняет? Если этой информации в схеме нет, то она может быть просто очередной непонятной картинкой из интернета, как выше.

Также важно помнить, что мы не привязываемся к конкретным людям - Петровичам, дядям Петям, Мариям Федоровнам, и так далее. Мы должны учитывать функции / названия должностей, потому что, если будем все-таки привязываться к людям, а у нас директор выполняет функционал и продажника, и бухгалтера - то у нас схема будет состоять из 2-3 прямоугольников. Так не надо. Бывает часто, что директор, или кто-то еще совмещает несколько должностей, но в схеме их нужно разделить.

Начать дискуссию