Сокращать затраты и расширять фокус зрения: чему еще научились бизнесы, работая в онлайне

Бизнесы и до ковида постепенно цифровизовали свои процессы. Но локдаун заставил забыть о постепенности. Пришлось прыгать в онлайн с разбега, катиться кувырком. Быстро, не рассуждая, со всем вытекающим хаосом.

Теперь ситуация утряслась. Можно осмыслить и интегрировать полученный опыт, что бизнесы и делают. Наша команда всегда работала удаленно. А вот из общения с клиентами я вижу, что они оставляют в посткарантинной офисной жизни многие наработки времен локдауна.

Сокращать затраты и расширять фокус зрения: чему еще научились бизнесы, работая в онлайне

Сохранилась частичная удаленка, даже когда стало можно ездить в офис

За время локдауна стало очевидно, что практически все беседы, совещания и переговоры можно проводить онлайн. Живые встречи, которые требуют потратить 2-3 часа на дорогу, становятся моветоном. Время, которое раньше уходило на перемещение, стало временем для себя, для семьи, для отдыха. А это возможность снизить выгорание у сотрудников.

Оптимизируется бюджет.
Онлайн-переговоры не требуют ресторанов и бензина.
Сотрудников можно обучать онлайн, а не собирать в хед офисе, оплачивать проживание и командировочные.
Растущую команду можно не переводить в более вместительное и дорогое помещение. Вместо этого установить программу «Онлайн-офис» и организовать гибридный график: часть недели люди работают в офисе, часть из дома.

И все остаются на связи. Никаких проволочек из-за того, что кто-то в командировке, в дороге, заболел и т. д.

Работа с удаленными сотрудниками стала более структурированной и понятной

У меня был период, когда я назначала встречи одну за другой, чтобы больше успеть. Why not, если никуда не надо идти или ехать, достаточно на пару минут прерваться, чтобы сварить кофе.

А нет, оказалось недостаточно.

Даже если полностью владеешь информацией, нужно время, чтобы перестроиться с темы на тему, собраться с мыслями. Дорога между встречами служила хорошим буфером для этого. Но когда вся «дорога» — это переход со вкладки на вкладку, приходится отдельно закладывать время на перенастройку.

Нужно адекватно оценивать условия, в которых работают сотрудники. Например, если люди работают из дому, а не из коворкинга, назначать встречи на время, когда дети в саду или школе.

Хоть и не сразу, но мы научились всем этим управлять, синхронизироваться друг с другом. И это совершенно новый уровень тайм-менеджмента, и для сотрудников и для руководителей.

Совещания стали продуктивнее

За время онлайн-общения мы научились четче и короче доносить мысли, презентовать идеи, удерживать внимание коллег, сжимать свои сообщения до смысла.

Ладно, не все научились, но многие. И на живых совещаниях этот опыт тоже как нельзя кстати. Можно надеяться, что бесконечные малопродуктивные бдения в переговорках уйдут в прошлое.

Нанимать удаленных сотрудников стало обычным делом, выигрышным со всех сторон

Знаю рекрутеров, которые до локдауна настороженно относились к удаленному найму сотрудников, но за эти полтора года сменили мнение.

Онлайн расширяет фокус поиска. Если география не ограничивает, можно находить людей, которые лучше подходят под задачи, или лучше попадают в бюджет, или находится в том месте, где бизнесу как раз нужен человек.

У нас в команде работают люди из разных стран, некоторых из них я никогда не видела лично. Все контакты только онлайн. Мне не надо везти человека к нам, держать первое время в хед офисе, чтобы он впитал политику компании, корпоративную культуру. Сегодня все это можно делать удаленно. С виртуальной реальностью можно создать офисную атмосферу, где бы ни находился. Мы даже корпоративы проводим онлайн. И сотрудники, у которых за плечами опыт крутых офлайн-ивентов, всегда говорит: «Боже, как душевно было!»

Сам процесс найма в онлайне очень упрощается. Обычно человек приезжает на собеседование, иногда даже несколько раз, если в компании многоэтапная система найма. Если подразумевается групповое собеседование, нужно чтобы все могли подъехать в одно время. В онлайне все эти сложности решаются на раз-два.

Оценку персонала перенесли в онлайн и оптимизировали массу ресурсов

Первая очевидная выгода здесь — оптимизация бюджетов. Особенно если у компании филиалы по всей стране и ассессмент тянет за собой затраты на логистику и организацию.

Сюда же отнесем оптимизацию времени и человеческих ресурсов. Сейчас актуальна оценка через развитие, и в онлайне ее проводить намного удобнее. Не важно, сколько людей в группе: каждый работает в своем кабинете, а ассессор переключается между вкладками и видит всех. Если бы это происходило офлайн, процесс пришлось бы растянуть на несколько этапов, либо пришлось бы арендовать больше помещений, нанимать больше ассессоров.

Онлайн расширил возможности для обучения и развития персонала

Даже если сами тренинги проходят вживую, подготовка и follow up перешли в онлайн. Это делает процесс в разы эффективнее и быстрее.

Обычно участники собираются только в день тренинга. У них нет времени, чтобы познакомиться друг с другом и обстановкой, погрузиться в тему и т. д. Приходится посвящать этому час-два в начале занятия.

Онлайн позволяет собрать всех заранее, дать несколько заданий для подготовки. Люди приходят на тренинг, перезнакомившись между собой, с одинаковым информационным полем, на одной волне. Можно сразу начинать работу.

А после тренинга все материалы остаются на платформе. Люди в любой момент могут к ним вернуться.

Обмен онлайн-опытом стал еще одним поводом сплотить команду

Один из наших клиентов предложил сотрудникам разрабатывать программы для онбординга, чем в разы поднял их мотивацию.

Дело в том, что на старте команда восприняла переход в онлайн-офис совсем без энтузиазма. Им казалось, что нужно осваивать много нового и непривычного. Тогда шеф предложил перерабатывать их опыт в компании в обучающие блоки для новичков. И, разумеется, выкладывать на платформа онлайн-офиса.

Это стало для сотрудников крутым стимулом, чтобы быстро освоить возможности платформы. Сначала в дело включились самые активные, а за ними потянулся и весь коллектив.

Люди получили повод для творчества и самовыражения. Увидели, насколько ценны знания и навыки каждого. Руководитель получил мотивированный вовлеченный персонал, глубокие качественные программы для новичков, аккумулировал коллективные знания своей команды.

Таким же образом сотрудников можно подключать к разработке стратегических сессий, тимбилдинга, обмена опытом, продуктовых тренингов.

Человек перестраивается медленнее, чем технологии. Нам, живым, из плоти и крови, нужно друг друга чувствовать, а не только видеть на мониторе. Поэтому до полной цифровизации еще далеко. И каждый сам выбирает, какие аспекты работы перенести в онлайн, а какие оставить для живого общения.

Более того, сейчас конкуренция идет не офлайн VS онлайн, а простой онлайн VS онлайн продвинутый. Уже сейчас есть большая разница между созвонами в Zoom и полноценной платформой, на которой все рабочие процессы реализованы в одном окне. Там можно выстраивать рабочие отношения не фрагментарно, от созвона к созвону, а целостно, как в офисе. Это уже следующий этап жизни в онлайне и бизнес идет именно туда.

А что вы оставляете себе из наработок карантинного периода? Расскажите в комментариях.

22
1 комментарий

Удивительно почему ещё не все перешли на онлайн-собеседования? Понимаю что многим привычнее посмотреть вживую на человека. Но разве по видео-связи  невозможно определить адекватность соискателя?

1
Ответить