{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как руководителю сохранить работоспособность сотрудников в гибридном формате

Год пандемии привел к массовому переходу на дистанционную работу и это оказалось тяжелым испытанием для бизнеса. Потерялась классическая офисная сплоченность, но это только малая часть снежного кома проблем. Эмоциональное выгорание, нехватка рабочего ритма жизни и социальных контактов, гиподинамия и стресс — привычные спутники фрилансеров-удаленщиков, отныне стали спутниками и больших корпораций.

Новые вызовы встали в полный рост в красном углу ринга. Как эффективно поднять моральный дух приунывших дистанционщиков? Как поддержать работников перед новым страхом последствий ковида? Как купировать когнитивный диссонанс, когда любимый домашний кот не ждет дома после тяжелого дня, а требует внимания 24/7?

Пресловутое «корпоративное здоровье»

Работа на удаленке требует от сотрудников особых скиллов — умение самим принимать оперативные решения, вовремя проявлять инициативу. Все это стоит на слоне самодисциплины.

Между тем в России очень мало офисных сотрудников, которые могут похвастаться таким навыком. Судя по опросам рекрутинговых компаний, джедайским умением сохраняться в команде на удаленке владеют только 8,6% штатных единиц.

Здесь мы переходим к тренду последних лет — well-being — корпоративному благополучию. Причем если в режиме оффлайн есть масса вариантов, как его добиться, то на удаленке сохранить сплоченность и командный дух намного сложнее. Вдали от налаженного механизма офиса очень легко потерять веру в миссию компании и значимость своей работы. Что же можно сделать в рамках дистанционных реалий?

Рыба, начните с себя

«Рыба гниет с головы», поэтому в компании, где руководитель подвержен грехам злости, апатии или выгорания, не может быть и речи о высоком моральном духе сотрудников. Забота о собственном психологическом комфорте теперь вышла на первое место в системе мотивации предпринимателя. Основатель бизнеса без веры в себя автоматически лишается значительной части прибыли. И, конечно, вид босса, впавшего в депрессию (в бытовом понимании этого слова, конечно же), провоцирует упаднические настроения в коллективе.

Задумайтесь, какие эмоции вы сейчас испытываете, а значит и транслируете в корпоративную культуру? Если поймали себя на мысли, что в последнее время вы раздражаетесь чаще обычного, испытываете стресс и неудовлетворенность собственной продуктивностью, для начала стоит попробовать изменить распорядок дня:

  • Распланировать свой график, сделать периоды отдыха чаще.
  • Позаботиться о физическом здоровье: соблюдать диету, пить больше воды и меньше того, что сначала расслабляет, а потом раз-два и по печени.
  • Увеличить встречи и общение с близкими и друзьями — положительные эмоции гарантированы.
  • Попробовать модную сейчас медитацию. Можно просто несколько раз в день подышать под руководством приложения на Apple Watch.
  • Увеличить время прогулок и занятий спортом.

Естественно, такой режим не значит, что вышеупомянутые беды снимет, как рукой. Но даже незначительные изменения в распорядке дня спасут от накопившегося стресса. И, соответственно, помогут рационально, без эмоций решать возникающие проблемы, спокойнее относиться к цейтнотам.

Более того, оптимистично-настроенный руководитель подает живой пример стабильности. Вы демонстрируете подчиненным уверенность, что компания в любой ситуации способна удержаться «на плаву» и развиваться. А значит сотрудники будут спокойнее, без идеи-фикс о потере работы.

Организуйте обратную связь

Проблемы работы на удаленке легко можно сравнить с недостатками, обнаруженными у онлайн-образования. В апреле 2020 года в российских компаниях удаленный контроль был налажен очень слабо. Типичному офисному сотруднику тяжело выдавать те же объемы работы без бдительного ока руководителя. Одно дело, когда начальник всегда может зайти в кабинет и проверить твои действия, и совсем другое — сидеть дома с открытым рабочим файлом и кино/YouTube/играми в параллельных вкладках.

Слаборазвитая ответственность усугубляется потерей соревновательности и рабочего настроя. Согласитесь, регулярно общаясь с коллегами, легче влиться в рабочий процесс.

Замените социальные контакты персональной обратной связью. Заодно, подтянете и дисциплину. Регулярные консультации в реальном времени существенно увеличивают вовлеченность в процессы компании. Главное, не перейти тонкую грань. Часто начальники путают заинтересованность в успехах сотрудников с тотальным контролем.

Что можно сделать?

  • Почаще устраивайте встречи 1:1 между руководителями отделов и их командой. Если вы привыкли делать собрания ежемесячно, попробуйте еженедельный формат.
  • Поощряйте внеплановые беседы. Если к вам обратились за помощью или консультацией — идите навстречу. Сейчас как никогда важно наладить автоматизм для мелких задач. Но сначала, отправленные в вольное плавание работники, могут «тормозить» в самых простейших моментах.
  • Практикуйте политику гласности. Мелкие недопонимания и конфликты на удаленке могут обостриться. Чаще узнавайте у работников про их настроение. Психологи советуют работать с опросниками для мониторинга вовлеченности и удовлетворенности, собирать их отзывы и предложения. Сотрудник почувствует себя не значимым “винтиком” в вашей команде, а значит станет продуктивнее.

Неформальное рабочее пространство часто недооценивают, а зря. “Болталки” отлично снимают стресс и возмещают потерю социальных контактов. Создайте корпоративную соцсеть (чаты в Telegram — самое простое решение), используйте нестандартные решения вроде корпоративного радио, имитируйте планерки и «летучки» — главное, чтобы участники коллектива не теряли связь друг с другом. Главное не использовать сразу несколько каналов. Иначе 5 вариантов онлайн-связи и 20 тематических групп в различных мессенджерах просто запутают людей (как в том видео про рабочие чаты, помните?).

Поощряйте за небольшие достижения

Это не значит, что команду можно хвалить за низкую продуктивность. Но небольшие успехи и маленькие шаги вперед, которые обычно скорее игнорируют, как никогда важно отмечать. На дистанционной работе слишком низкая мотивация, ваша задача — добиться ее роста. Кстати, необязательно одаривать служащих рублем: часто устное публичное поощрение не уступает по эффективности материальному.

Если до этого в компании не была развита система KPI — самое время ее ввести. Оценивать удаленщика по времени работы бессмысленно: даже если вы подключите программы поминутного отслеживания (а так и до скандально-известных китайских подушек недалеко), вы просто заставите его не покидать рабочее место. Проще смотреть на итоги деятельности, при этом сделав некоторые послабления в нормировании рабочего дня. Если вынужденный фрилансер сможет в любой момент выйти по делам или в магазин, он оценит преимущества работы на результат.

Обязательно выносите все благодарности публично. Приватные рассылки с поощрением, конечно, тоже вдохновляют, но признание заслуг сотрудника перед коллективом взращивает тот самый соревновательный дух, который первым теряется на удаленке. Работник видит, что его ценят, ставят в пример перед коллегами. Это в разы повышает его продуктивность. Кстати, если учесть что удаленка ведет к сбою всего трудового графика, любое позитивное событие снизит стресс от вечной ситуации цейтнота.

Напоминайте о Большой идее

Соревновательность — отличный элемент мотивации, но упор только на него может привести к эмоциональному выгоранию. Человек — сложный организм, и не всегда для счастья ему нужно чувствовать себя лучше других. Если «заработать галочку» у руководства слишком сложно, мотивация быстро сходит на нет. Намного важнее для работника — понимать, зачем он трудится, какую пользу и ценность несет в механизме компании.

По традиции — начните с себя. Вспомните: а собственно, ради чего вы затевали все это? Помимо того, чтобы разбогатеть… Хотели облегчить жизнь человечеству (как?), а может, полностью изменить мир в будущем? Почувствовали ценность и важность компании? Теперь осталось донести ее до коллектива.

Регулярно напоминайте сотрудникам о цели вашего бизнеса. И чем она глобальнее — тем лучше, ведь всегда приятнее ощущать себя частью чего-то большего: маленьким, но двигающим огромный механизм винтиком. Понимание ценности собственного существования, высокое значение выполняемой работы, вклад в будущее помогают справляться с высокими нагрузками и сплачивают коллектив.

Офис на фулл-тайме умирает. Привыкаем к новым реалиям

Мировые тенденции говорят о том, что переход на удаленку в большинстве сфер необратим, но переживать не стоит: приспособиться к нему реально. Свежее исследование из Кремниевой долины показало, что уже 40% технологических стартапов захотели сохранить вариант удаленки и после пандемии (а еще год назад таких желающих было всего 6%). Интересно и то, что из оставшихся предпринимателей, предпочитающих офис, вернуться к стандартной модели пятидневней рабочей недели планируют всего 10%. А перейти привлекательный «постковидный» режим «2–3 в офисе, остальные — дома» хотят организовать у себя 70% компаний.

Это новая реальность, где не нужно быть привязанным к офисному стулу. Развитие цифровых технологий, быстрая онлайн-связь позволяют с тем же эффектом работать из дома, главное — не запутаться с балансом «work / life».

Возможно, в России построение нового формата займет больше времени, но игнорировать или недооценивать тенденцию не стоит. Поэтому, если сейчас вы находитесь в процессе найма новых работников, то сразу ищите важные для дистанционки компетенции. И, конечно, настраивайте своих постоянных сотрудников на новые реалии.

0
3 комментария
Nfagh Gherd

Сначала наберут имбецилов, которым легко в уши вкручивать о большой идеи, а потом спрашивают как с умных. И ещё мотивируют этих имбицилов, поощряя их иерархический инстинкт через соревнования. Тогда не жалуетесь, что человека отвлекают и другие инстинкты от работы, сами такого порочного дурачка выбрали

Ответить
Развернуть ветку
TricksterDox

Данная статья, как индикатор того, что ничего радикально не изменилось. Баланс дом/работа, обратная связь руководителя, публичные поощрения - все это и так должно было быть в "офисном" формате. А вот микроменеджмент (летучки, планерки и т.п.) и постоянный гундеж про миссию не надо в удаленку тащить - это и в офисе всех бесит.

Ответить
Развернуть ветку
Nfagh Gherd

Без летучек и планерок они работать не смогут. Эти обезьяны должны постоянно образ менеджера в голове держать и его фразы. Они тупые, как пробки, а летучки и планерки дают хотя бы надежду, что все сразу хоть что-то синхронно услышат и поймут. Без них продуктивность падает в ноль. Это как реклама стирального порошка домохозяйкам по ТВ, надо что бы все сразу услышали и увидели единый образ, только тогда эффект будет, они даже будут его качества между собой обсуждать. Не надо думать, что работники умнее домохозяек, особенно, когда от них требуется совместный труд. Если бы они были хорошо социализироваными, то не занимались бы индивидуальным трудом, а сами были бы организаторами. Программисты очень плохо умеют общаться и координироваться между собой, не знаю почему так. Каждый может что-то делать, как конечный исполнитель, а вот когда нужно взаимодействие они так и остаются отдельными единицами. И что бы их усилия объединить надо много изобретательности. Если бы так играли в футбол, то у каждого футболиста на поле должен был бы быть свой мячик и свои ворота, никто бы ни у кого этот мячик не отнимал, не передавал и не выстраивал никаких стратегий. Хитрые корпорации не зря заговорили о софт-скилах, если бы они были или не требовались в работе, их отсутвие бы не заметили и не скоцентировались на них

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда