{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Удаленка не приговор: как эффективно управлять сотрудниками вне офиса

Пандемийная реальность формирует новое отношение к рабочим процессам. Согласно исследованию «Делойт» и X5 Group 97% компаний-респондентов ввели удаленный и гибридный режим работы, поэтому даже после снятия ковидных ограничений сотрудники могут частично или полностью работать из дома.

Сформировалась новая тенденция: бизнес охотнее нанимает людей из регионов и переходит к работе с удаленными командами. Но как управлять ими и где искать специалистов, которые смогут эффективно работать вне офиса? Расскажет Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.

Василий Алексеев
Генеральный директор Like Центр

Преимущества удаленной команды

Вынужденный массовый перевод на удаленку показал и бизнесу, и людям, что работа вне офиса реальна и может стать новой нормой. Если процессы выстроены грамотно, если у команды и менеджмента есть четкое понимание направления развития, целей и результата, то конкретный формат не важен. Более того, у home office есть свои преимущества.

Для сотрудника — это экономия времени и денег на дорогу и бизнес-ланчи, работа в привычной обстановке и удобной одежде (или даже без нее: согласно опросу «Лаборатории Касперского» на удаленке 11% россиян трудятся голыми). Также из дома можно эффективнее распоряжаться временем. Кстати, как показывает практика, эффективные до перехода на удаленку сотрудники вне офиса стали работать еще быстрее и продуктивнее. У малоэффективных — скорость и качество работы снизились.

Главные преимущества удаленки для бизнеса — более широкий выбор специалистов, не ограничивающийся одним городом или даже страной, и сокращение расходов на аренду и содержание офисов. Некоторые надеются сэкономить еще и на зарплатном фонде: существует убеждение, что жители регионов согласны на меньшие суммы. Однако сейчас такой подход работает не всегда, например, в IT зарплаты уже практически сравнялись.

Как управлять удаленной командой

Вне зависимости от режима работы важно, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль в достижении общей цели и отвечал за результат в рамках своей зоны ответственности. В удаленной команде для этого особое внимание нужно уделить коммуникациям. Конечно, удаленно люди общаются не так, как в офисе. С одной стороны, сотрудники меньше отвлекаются на разговоры и обсуждения сериала около кофемашины. С другой, необходимо правильно выстроить взаимодействие, чтобы все знали о текущих задачах и приоритетах, понимали, на какой стадии проект и когда он должен быть завершен. Как это сделать?

1. Продумать коммуникации на разных уровнях

Регулярные общие встречи — must-have для удаленных команд. На наших еженедельных собраниях мы собираемся всей командой (500+ человек) и подводим итоги прошедшей недели: делимся рекордами, разбираем «узкие места», хвалим тех, кто особенно себя проявил, говорим о миссии компании, наших ценностях, целях и результатах — это дает всем эмоциональный подъем, которого хватает на всю неделю.

Конкретные задачи обсуждаются на встречах в рамках подразделений. В некоторых командах планерки проходят каждый день.

Периодически (раз в месяц или квартал) сотрудник может встречаться с руководителем один на один. Здесь уместно давать обратную связь, обозначать точки роста и обсуждать планы по развитию. Интересно, что удаленные работники реже жалуются на то, что им не хватает обратной связи (всего 13% против 22% офисных сотрудников). Возможно, причина в том, что для удаленной команды коммуникация продумывается более тщательно, включая фидбэк.

Не стоит забывать и об отчетных совещаниях. Их организуют раз в полгода или год и обсуждают итоговые показатели: чего уже удалось достичь и каковы дальнейшие шаги для достижения цели. Здесь уместно напомнить команде о миссии бизнеса и о том, как он планирует развиваться в долгосрочной перспективе.

В Like Центре мы проводим стратегические офлайн-сессии — собираем подразделения на корпоративном выезде. Например, в январе 2022 г. мы вместе с топ-менеджерами и чемпионами департаментов были в Дубае. Сотрудники оказываются в новой обстановке и абстрагируются от текущих задач. Это помогает по-новому взглянуть на проблемы, выработать неординарные решения и наметить преобразования для всей команды. Обычно такие сессии организуются руководителями направлений под конкретный запрос: когда нужно справиться со сложной ситуацией или разработать новую стратегию.

2. Выбрать подходящие инструменты

Таск-менеджеры, Scrum- и канбан-доски применяются во многих компаниях, но особенно важны они для удаленных команд. Эти инструменты помогают сотрудникам ориентироваться в задачах по проекту и сроках, понимать, кто и за что отвечает. Наглядное представление позволяет равномерно распределять нагрузку и оценивать ресурсы. А если что-то пойдет не по плану (например, если специалист заболеет), будет проще понять, как исправить ситуацию.

В Scrum проект разбивается на временные промежутки (спринты), и доска отражает задачи текущего спринта. Важно быстро получать обратную связь, поэтому летучки проводятся ежедневно. Канбан же рассматривает проекты целиком (без деления на спринты), а задачи распределяются по колонкам: «В работе», «На согласовании», «Согласовано заказчиком».

Выбор между Scrum, канбаном и другими методиками зависит от компании, особенностей работы над проектами и сферы деятельности (например, разработчики и программисты часто предпочитают Scrum). Эти инструменты, как и регулярные видеовстречи, избавят от потенциальных недопониманий по задачам и сделают процессы более прозрачными и эффективными.

3. Организовать неформальное личное общение

Чтобы команда чувствовала себя командой, необходимо неформальное общение. Некоторые коллективы встраивают обсуждение личных новостей в еженедельные встречи. Это может быть обязательной частью совещаний или small-talk-элемент в ожидании, пока все соберутся. Другие варианты: регулярно играть в квизы, проводить интеллектуальные викторины или создать чаты по интересам и флудилки, где люди будут общаться о том, что им интересно.

По возможности раз в полгода–год стоит устраивать общие офлайн-мероприятия. Например, мы проводим корпоративы, коллективные выезды (в декабре 2021 г. были в Белгороде), тимбилдинги на свежем воздухе и экскурсии. Такой формат общения сближает, помогает лучше узнать друг друга и, конечно, улучшает атмосферу в коллективе.

Также у нас в Like Центре проходят неформальные встречи, которые веду я лично, они называются «Другой разговор». Это не планерки, это общение на нерабочие, но влияющие на развитие темы, где мы с командой вместе прокачиваем мышление и обсуждаем абсолютно всё: мотивацию, выгорание, отношения, лидерство, а иногда подарки и даже секс. Мы стараемся проводить такие встречи ежемесячно в конце недели, чтобы разгрузиться и перезагрузиться перед выходными.

4. Учесть особенности команды

Важно, чтобы между людьми не было недопониманий (как по задачам, так и культурных, если команда многонациональная). Скажем, шутки на те или иные темы один человек сочтет совершенно неуместными, а другой не увидит ничего крамольного. Понятная всем корпоративная культура и политика, прописанные правила делового этикета сгладят подобные различия, если они возникают.

Улучшат взаимодействие общая база знаний и справочник с контактами и описанием основных задач сотрудников. Мы используем «Битрикс24» и на этапе онбординга обеспечиваем заполнение подробной информации о себе каждым членом команды. Также стоит вести календарь, где отмечены дни рождения, профессиональные праздники и другие важные даты. И, конечно, время для совещаний стоит выбирать с учетом часовых поясов.

Особенности поиска людей в удаленную команду

Как и работа из дома, онлайн-собеседования более комфортны и для соискателя, и для рекрутера. Соискателю не нужно тратить время на дорогу в офис, да и в знакомой обстановке он чувствует себя увереннее и спокойнее. Рекрутеру же удаленный формат позволяет записывать звонки (чтобы при необходимости их пересмотреть) и лучше распределять время: на видеовстречи кандидаты не опаздывают из-за пробок, поэтому можно закладывать на них меньший запас. А если форс-мажор всё-таки произошел, перенести созвон в Zoom гораздо проще, чем реальную встречу.

При отборе людей для удаленной команды HR-специалисту рекомендую обращать внимание не только на экспертизу и знания, но и на самостоятельность, уровень мотивированности и заинтересованности. О них расскажут опыт работы в таком формате или, например, детали из резюме: если человек сам овладел каким-то навыком или у него есть четкий план по самообразованию и саморазвитию.

Для 70% сотрудников возможность работать из дома является важным мотивирующим фактором. Для бизнеса удаленный и гибридный формат работы — это отличный способ повысить эффективность. Например, для решения задач, требующих большей концентрации, можно поработать дома, а, чтобы пообщаться с коллегами и поднять уровень энергии, можно приехать в офис. В приоритете должно быть не то, где именно работают сотрудники (дома или в офисе). Важнее всего ориентация на результат, четкое понимание роли каждого члена команды и общее движение к единой цели.

0
1 комментарий
Роман Ягубов

+

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда