О плотности размещения рабочих мест в офисах

Один из, наверное, самых частых и злободневных вопросов, по которым идет дискуссия и ликбез с заказчиком - сколько можно разместить рабочих мест в помещениях. «У нас же офис 600 кв.м., а ограничение 6 кв.м. – давайте посадим 100 человек». «А можно больше?». «Ну вон, у этих ребят сидят же плотнее! Давайте и мы посадим по 3 кв.м. на рабочее место!». «А я раньше работал в компании Рoга и Кoпытa и мы сидели вшестером в 20 кв.м. и ничего, никто не умер» и так далее. Очень часто возникают эти дискуссии и клиенты сходу заявляют, что мы ничего слышать про ваши нормы не хотим и знать не знаем.

Здесь не будет фото перенаселенных офисов. Только наоборот, красота!) Кто же даст снимать на камеру нарушения)
Здесь не будет фото перенаселенных офисов. Только наоборот, красота!) Кто же даст снимать на камеру нарушения)

Но самое грустное не в этих вопросах, а в том, что действительно, многие и многие компании так делают, пренебрегают нормами, ограничениями и здравым смыслом. Многие люди ютятся в маленьких кабинетах, которые не рассчитаны на это количество людей ни по нормам, ни по пожарке и вентиляции.

Да чего далеко ходить, один из моих недавних очень крупных клиентов после переезда в новый офис уплотнил посадку в два раза. При этом рассажены они были по нижней кромке норм, а сейчас сидят вдвое плотнее. И предсказуемо они жалуются, что им тесно, душно и некомфортно. Жалуются в том числе и мне, что как же так, дескать хотели новый комфортный офис, а получили вот это вот.

Но, извините, Господа хорошие: «А давайте откроем проектную документацию и посмотрим, как там должны сидеть сотрудники? Ах, потеряли документацию… Как жаль! Но ничего страшного, у меня в планшете, как раз совершенно случайно в архиве лежит вся утвержденная проектная документация на ваш офис. Совершенно случайно!) Вот этот кабинет и в нем, по проекту 10 человек, потому что по нормам больше нельзя. А сколько у вас сидит? Двадцать? ДВАДЦАТЬ! Естественно им душно, тесно и некомфортно, надо бы выгнать половину, тогда глядишь, и лучше станет».

Вот такие вот бывают дискуссии. К слову, вопрос с перенаселением в итоге решили за счет дополнительных площадей в других зданиях.

А сколько еще компаний не считается с нормами и правилами. Не проводят СОУТ, не пускают к себе инспекторов трудовой инспекции и всячески затыкают своих сотрудников. Не счесть. О чем говорить, я регулярно бываю в крупных компаниях и многие сотрудники там сидят сильно плотнее, чем возможно. Глазомер хорошо работает на определение площади, которую занимают рабочие места.

Вернемся к теме. Существует целый ряд ограничений, по которым считается плотность посадки в помещении - пожарные нормы, СТУ, вентиляция, возможности лифтов и т.д. и т.п.

Но самое базовое ограничение это пункт 5.31 из СП 118.13330.2022 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ - 6 квадратных метров на одно рабочее место в помещении. Раньше были всяческие трактования, и значение в 4,5 кв.м. долгое время было в нормах, были лазейки, как можно уменьшить площадь на одно место.

Но сейчас, осенью 2023 года эта норма трактуется однозначно – ШЕСТЬ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ от площади помещения на одно рабочее место. И никак иначе, меньше нельзя.

А если мы возьмем совокупность ограничений из двух абзацев выше, то 6 кв.м. могут превратиться в 8, 10 и даже 16 кв.м. на одно место. Почему? Как?

Все просто, например СП дает нам 6 кв.м. на человека. Мощность вентустановки в здании и подаваемый в помещение объем воздуха рассчитан исходя из плотности в 8 кв.м. на рабочее место. Высота здания и особенности пожарной эвакуации из здания постулируют, что в нем может находится одновременно не более того количества сотрудников, которое равно 16 кв.м. на 1 рабочее место. Вот и выходит, что 6 кв.м. превращаются и в еще большие значения.

Зачем нужна, по сути эта норма и дополнительные? Если с дополнительными ограничениями в целом должно быть все понятно. Например вентиляция не даст больше воздуха в помещение, и если по расчетам она дает воздуха на плотность в 10 кв.м. на одно рабочее место, то если посадить 6 кв.м., то будет нехватка воздуха, духота. По холодоснабжению то же самое.

По пожарным требованиям – либо здание сделано строго по нормам, тогда работаем только с СП. Если есть СТУ – надо внимательно читать. В нем запросто может быть компенсация отказа от какой-нибудь дорогой системы спринклерного пожаротушения в виде плотности размещения рабочих мест не менее 10-12 кв.м. на единицу. А если нарушить это – «Здравствуйте! Товарищ Пожарный инспектор вашего района. Нарушаете-с. Извольте оплатить штраф и устранить несоответствие в положенный срок, иначе – наложим запрет на ведение деятельности-с».

Сталкивался в практике еще с пропускной способностью лифтов. Здание высокое, лифтов – минимум по требованиям. И ограничение – 14 кв.м. на одно рабочее место. Иначе будут постоянные пробки из людей, стремящихся попасть на свое рабочее место или покинуть его.

К переговорным и конференц залам применяются другие нормы. Но об этом в следущих публикациях.
К переговорным и конференц залам применяются другие нормы. Но об этом в следущих публикациях.

А если вернуться к СП 118.13330.2022.Зачем там это ограничение?

Состояние рабочих мест определяет уровень организации труда в компании и формирует обстановку, в которой работники выполняют свои трудовые функции

При организации рабочего места главной целью для работодателя является обеспечение качественного и эффективного выполнения сотрудником работ при полноценном использовании закрепленного за ним оборудования с соблюдением установленных сроков.

И. Ю. Колосова, эксперт журнала «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера

Конечно, может возникнуть соблазн сэкономить на площади, на оборудовании, на условиях работы. И как раз для этого и введены действующие нормы и требования, регламентирующие плотность посадки сотрудников в офисных и административных помещениях. Иначе, при отсутствии иных ограничений можно было бы сажать людей хоть на головах друг у друга.

А так, есть документ, который задает граничные значения и рамки, в которые должны укладываться работодатели.

Еще важно отметить порядок применения этой нормы в 6 кв.м. Это ограничение для конкретного помещения, ограниченного стенами и имеющим дверь-вход в это помещение. Это важно. Не в офисе вообще, а именно в конкретном помещении, в котором размещены эти рабочие места.

Ну например у нас есть офис, площадью 600 кв.м. Потенциально, если это один большой кабинет, то в нем можно разместить 100 человек. И в принципе, им там даже будет относительно комфортно, если освщенности достаточно, микроклимат сделать нормальным и проходы выдержать.

Но если в офисе 600 кв.м. есть кабинеты с дверьми, то плотность мы считаем по каждому конкретному помещению. Если например в офисе 600 кв.м. выделено 5 кабинетов по 80 кв.м., то это 400 кв.м. и посадить мы туда сможем 400/6 - не более 66 рабочих мест. А остальные 200 кв.м. это санузлы, переговорки, приемные и иные зоны. И расчет идет не от общей площади офиса, а от площади помещений для размещения сотрудников.

Если ваша компания работает в строгом соответствии со всеми действующими законами, нормами и правилами, требованиям и ограничениями, то при организации нового офиса и заселении его сотрудниками проводится СОУТ – специальная оценка условий труда. СОУТ – одна из ключевых процедур охраны труда в организации. И специалисты, проводящие оценку не будут идти на уступки и что-то скрывать. Если есть нарушения, в том числе по плотности посадки и размещения рабочих мест – компания такую оценку пройти не сможет и будет выписано предписание об устранении нарушений. Как правило, компании проводящие СОУТ перед ее началом приводят все в соответствие, а по итогам проводят ознакомление персонала с результатами СОУТ.

Единственное исключение, да и то, это не исключение, а скорее метод подсчета площадей, когда мы делаем большое офисное пространство, open space с различными, интегрированными в него зонами, не выделяя их в отдельные помещения. Ну например мы делаем 100 кв.м. open space, в нем делаем зону для переговоров с проемом, но без двери. Делаем зону отдыха, огороженную невысокими стеллажами и живым растениям в кашпо, акустическими экранами. И все это в пространстве 100 кв.м. И при таком раскладе в помещении 100 кв.м. может разместиться 16 рабочих мест и дополнительная инфраструктура для сотрудников, без организации дополнительных помещений.

Но если эти дополнительные зоны будут выгорожены перегородками до потолка и двери, то мы должны будем считать площадь рассадки только по тому помещению, где размещены рабочие места – вычтем из 100 площадь переговорки и зоны отдыха (навскидку 25 кв.м.), то считаем плотность уже от 75 кв.м., а это уже 12 рабочих мест. Такие дела…

И нам всем, еще нужно сказать спасибо авторам СП и СанПиН, что по итогам пандемии и самоизоляции эту норму не увеличили, скажем до 10 кв.м. Что в принципе было бы ожидаемым. Я ожидал такого расклада. Но видимо эксперты решили пока оставить как есть.

Все таки в государственных конторах тоже люди работают на рабочих местах и принципы данного СП и СанПиН распространяются и на них тоже, а если вводить новую норму, то придется расширять конторские и административные здания. А на это денег не выделяют пока.

А чем же грозит несоблюдение этих норм работодателю?

В случае нарушения положений СП, санитарных норм для офисных помещений работодатель несет административную ответственность в виде штрафа от 2000 рублей до 200 000 рублей (зависит от вида нарушения) либо приостановления деятельности для юрлица на срок до 3 месяцев (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ), а также по основаниям, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ.

Как эта ответственность в случае нарушения может быть реализована? Ответственный и юридически подкованный сотрудник может написать жалобу в трудовую инспекцию, СЭС, Роспотребнадзор и в другие ответственные организации и они придут с проверкой.

Я несколько раз сталкивался с последствиями нарушения подобных требований – разговор у регулирующих организаций, как правило, короткий и жесткий – привести в соответствие в кратчайший срок и уплатить штраф. В ином случае – приостановка деятельности.

Но на практике, событие это редкое. Не потому, что все святые и все соблюдают. А потому что сотрудники в таких организациях терпят такое к себе отношение и не жалуются на несоблюдение условий труда. Боятся остаться без работы или гнева руководства. Однако базовая гражданская ответственность должна побуждать людей все-таки выявлять нарушения и пресекать их путем уже отлаженных и официальных механизмов – заявления о нарушениях в соответствующие регулирующие организации. Тогда, глядишь, и начнет повышаться как уровень самосознания и осознанности граждан сотрудников компаний, а в след за этим и комфорт и условия работы.

И главный инструмент в улучшении условий труда это знания. Знания о том, как правильно, как должно быть, как это происходит в лучших компаниях и организациях. Для этого я и пишу свои статьи и тексты и провожу ликбез среди своих читателей.

P.S.

Тем, кто не читает мой канал на постоянной основе новость - я провожу исследование по вопросам отношения компаний к гибридному и удаленному формату работы. Буду вам очень признателен за участие:

P.P.S.Традиционное - подписывайтесь на мой телеграм канал Всё об офисах. Там я пишу чаще в формате коротких заметок об офисах, офисной жизни и о том, как сделать офис комфортным:

812812 показа
2.2K2.2K открытий
11 репост
3 комментария

когда притесняют рабочее место -это создает лишний дискомфорт на работе

Ответить

Действительно так, особенно в ситуации, когда компании начинают в приказном порядке выводить людей с гибрида и удаленки
Знание о том, как должно быть и как диктует закон дает возможность отстаивать свои права и получать достойные возможности для работы и творчества

Ответить

6 кв. метров серьёзно? это ж почти комната детская, вот так живёшь, работаешь и не знаешь, что к чему

Ответить