Комфорт в офисе: как его добиться

В закладки

В среде топ-менеджеров и HR-специалистов продолжаются споры о том, насколько опенспейсы эффективны для работы. С одной стороны, с помощью организации подобных офисов руководители компании стараются повысить качество корпоративного общения. С другой, все больше исследований говорит о том, сотрудники не готовы к открытой коммуникации с коллегами в течение всего рабочего дня и испытывают ненависть к опенофисам.

Как обустроить офис, чтобы ваши подчиненные полюбили свои рабочие места? Разбираемся вместе с экспертами.

Гибкость границ

Open space изначально создавались с прицелом на открытость и взаимодействие. Однако на деле эффект получился противоположный: люди, чувствуя недостаток личного пространства и избыток шума, уходят в себя, демонстративно надевают наушники и всем своим видом пытаются показать нежелание вступать в диалог. Но, несмотря на то, что open space не оправдал возложенных надежд, возвращение к традиционной кабинетной нарезке уже маловероятно - это дорого и не вписывается в современную открытую и гибкую рабочую культуру. Вадим Журдан, директор по развитию в конструкторе смарт-офисов KIT утверждает, что проблему может решить нечто среднее между кабинетами и open space - так называемые space-in-space офисы, пространства, состоящие из выделенных зон внутри большого помещения. “Они позволяют, с одной стороны, сохранить открытое ощущение open space, с другой, обеспечивают комфортную и эффективную работу сотрудников” - утверждает Вадим. В таком офисе сотрудники, получают оптимальные условия, под конкретные потребности и в то же время не мешают друг другу.

Вадим также отмечает, что имеет значение не только наличие уединенных мест, но и то, как они распределены, - “Одно из самых эффективных решений, увеличивающих комфорт офиса - организация пространства по методу activity based workspace, то есть, зонирование, основанное на типах активности сотрудников. Разные департаменты и даже позиции внутри них отличаются по типам своей деятельности и каждому из них подходят разные условия. Сотрудникам, занятым сфокусированной тихой работой, нужны изолированные зоны с традиционными рабочими столами. Коммуникаторам удобнее проводить встречи в переговорных купе. Продавцам и тем, кто часто проводит приватные звонки, оптимально подходят индивидуальные скайп-кабины. Командам, работающим по методологии agile, требуются места для частых митингов, и так далее” Использование этого подхода напрямую влияет на продуктивность и лояльность, Вадим уверен, что люди, работающие в оптимальных условиях, больше успевают и лучше относятся к своему работодателю.

Бизнес на диване

В условиях open space или кабинета, в котором располагаются рабочие места сотрудников разных отделов, очень сложно генерировать идеи: “Отвлекает постоянный фоновый шум, рабочие звонки коллег и другие факторы. Для креативного мышления нужны особые условия, поэтому лаунж-зоны необходимы в таких отраслях, как реклама и маркетинг, дизайн, ивент-сфера”, - считают в компании “Цвет диванов”, где разрабатывался проект по созданию удобного офисного лаунж пространства.

“Крупные компании, связанные с IT и маркетингом, оборудуют офисы таким образом, чтобы сотрудники могли получить все необходимое, не уходя из офиса. В штаб-квартирах Google и Yandex кроме диванных лаунж-зон и мест для кофе-брейков предусмотрены даже спортивные зоны, в которых установлены тренажеры. Но в большинстве офисов площадь ограничена, не всегда есть возможность выделить под зону отдыха отдельное помещение. Но даже в маленьком офисе можно поставить несколько пуфов-мешков или небольшой угловой диван рядом с кулером. Даже такой небольшой штрих поможет создать ощущение свободы в офисе. Коллективы, в офисах которых есть небольшой «мягкий уголок» для сотрудников, легче воспринимают авральные ситуации, требующие задержаться в офисе. Это повышает их лояльность, а кратковременные перерывы помогают решать небольшие, но многочисленные рабочие задачи, требующие быстрой и не долговременной концентрации на рабочем процессе”, - объясняет Юлия Харитонова, ведущий дизайнер «Цвета диванов».

При оформлении лаунж-зон, можно смело отойти от общей стилистической линии офисного пространства. “Поскольку цель внутренней лаунж-зоны – предоставить работникам место, отличающееся от основного офисного помещения, в ней можно создать обстановку, приближенную к домашнему комфорту и уюту, - советует дизайнер, - Основными предметами мебели здесь будут мягкие диваны, кресла, пуфы. Уместны также полки или шкафы с книгами или печатной периодикой, аквариум, декоративные растения, и даже телевизионная панель. Такую лаунж-зону можно использовать также и для рабочих целей, как альтернативное рабочее пространство”.

Кофе в офисе

Как известно, чтобы проснуться и быть бодрым в течение дня, большинство людей прибегают к такому напитку, как кофе. Он дает энергию и заряжает на весь день. Некоторые владельцы бизнеса заботясь о внутреннем духе и настрое работников, ставят в офисах кофемашины. Если в бизнес центре есть кофейная точка, нужна ли кофемашина в офисе?

"По идее, кофе в офисе – это хорошо. Кофе стимулирует мозговую активность. Помогает взбодриться или просто не заснуть. За кофе можно обсудить деловые вопросы. Но по факту – это просто повод отвлечься и поболтать, формально находясь на рабочем месте. Поэтому кофемашина в офисе – это враг руководителя. Мы заботимся о мотивации сотрудников? Не хотим на них давить? Ок, тогда можно официально разрешить им кофе-брейки в кофейне бизнес-центра, комментирует Владислав Петлюк, основатель франшизы кофеен Coffee in". Так или иначе включить оплату кофе в мотивационный пакет. Давайте решим для себя: стоит ли создавать шумный и беспокойный «центр притяжения» для сотрудников или лучше изначально вынести все нерабочие вопросы за пределы офиса? Кстати, хорошая рожковая кофемашина действительно адски шумит и оставляет после себя немало мусора. Даже скромная капсульная работает не бесшумно.

Тут есть и важный денежный аспект: любая кофемашина обходится в эксплуатации довольно дорого. К ней приходится покупать расходники, ее необходимо чистить и ремонтировать. При этом приемлемые оптовые расценки на кофейные зерна, капсулы или другие расходники возможны, только если у вас в офисе не меньше 50 сотрудников и машина загружена полностью. Только тогда можно говорить о формальной окупаемости. В любом другом случае ваша машина работает в чистый минус.

Не забудем, что постоянно работающая кофемашина (особенно если вы вначале сэкономили на марке) быстро износится и потребует замены, что тоже может неприятно удивить.

Не лучше ли доверить все эти вопросы профессионалам? Что такого эксклюзивного есть в офисной машине, чего нет в кофейне бизнес-центра? В конце концов, можно заключить договор с управляющей компанией, которая поставит одну кофейную точку сразу на несколько офисов или на целый этаж. Такие мини-кофейни эргономичны и удобны, а профессиональный бариста приготовит кофе на любой вкус, в том числе и «с собой». А главное – никакого шума в офисе!

Исключение из правил или тенденция?

И все-таки: комфортный офис: необходимость или преференция? Сможет ли он стать тенденцией, или это все-таки исключение? Крупные российские работодатели пока не спешат заявлять об универсальности.

“Российский рынок труда достаточно консервативен, рабочая среда формирует единые требования к персоналу и ответственности, и ждать масштабных изменений в ближайшее время не стоит, - считает Виктор Жидков, председатель правления VestaBank, - при этом существует множество сфер и профессий, не связанных с креативом и созданием продуктов для молодой целевой аудитории. И у них есть требования к безопасности, к дисциплине, контролю за данными и так далее. В таких отраслях как, например, банковское дело, не стоит ждать кардинального изменения подходов. Может быть, здесь нужно немного скорректировать требования к персоналу, но в целом большинство из них являются естественными для данного сектора. Маловероятно, что в ближайшее время работодатели начнут массово модернизировать свои офисы для сотрудников поколения Z. Комфортный, современный офис, в первую очередь, необходим для инновационных компаний, в которых важен креатив. Их офисное пространство должно располагать к реализации творческих, нестандартных идей. По такому пути идут IT-гиганты Google, Mail.ru, Яндекс. В работе остальных секторов столь ярко выраженная креативная среда пока не является необходимостью”.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Татьяна Крылова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 10, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "office", "id": 93584, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Nov 2019 16:40:06 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93584, "author_id": 138186, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93584\/get","add":"\/comments\/93584\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93584"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200564, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

мне картинок не хватило. не в смысле "текста много картинок мало", а примеров по тексту, иллюстраций мнений экспертов.

Ответить
1

спасибо за обратную связь. в следующий раз учту)

Ответить
1

Ну наконец-то начали признавать что тотальный опен спейс - зло.

Ответить
1

Всё равно найдётся тот самый человек, который будет чем-то недоволен. А статья хороша, но поддержу комментатора выше. 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }