Предприниматель во время кризиса оказался втянут в борьбу с конкурентами на понижение цены. Сколько бы он ни уменьшал розничную цену на тенты, которые производили его мастерские, конкуренты выставляли дешевле. Работая на пределе себестоимости и уже подумывая об остановке производства, он с мрачным видом поведал мне, что хочет на некоторое время рискнуть поработать в убыток. Задача — переиграть конкурентов, заставив их закрыть свои производства. Аргументы:
— его производства более известны;
— запас материала позволит продержаться три-четыре месяца;
— кредитов нет, можно взять.
Я был категорически против, но переубеждать его не стал. Предприниматели, которые хотят победить конкурента, похожи на опьянённых борьбой спортсменов: «Или я, или он!» Опять выручили рекламные брошюры.
За пару дней до нашей встречи я вернулся из Германии с конференции, на которую меня пригласил немецкий стрелковый центр испытаний. Приехали специалисты и производители со всех стран мира — более 200 человек. В самом пулевом центре собрать столько приглашённых хозяева не могли, поэтому они арендовали несколько больших шатров и павильонов, сделанных из тента, натянутого на достаточно несложные лёгкие конструкции. В специальных «карманах» хозяева этих конструкций выложили рекламные брошюры с предложением арендовать их тентовые конструкции от одного дня до нескольких месяцев и даже лет. Я, недолго думая, захватил пару таких брошюр.
Теперь их с любопытством разглядывал мой приятель.
— У меня нет производственных возможностей, чтобы делать такие огромные шатры, — грустно начал он. Я перебил:
— А кто тебе мешает позвонить им и предложить сделать склад в нашем городе с разрешением быть их представителем и сдавать в аренду павильоны?
Через несколько месяцев приятель (надо сказать, он и сегодня очень успешен) уже растамаживал немецкие павильоны, рекомендуя их через местную рекламу всем желающим, от которых не было отбоя — на тот момент никто в городе подобного не предлагал. Имея опыт работы с тентами и тентовыми конструкциями, он быстро вошёл в бизнес аренды шатров и павильонов, часть которых стал производить сам. Затем предложил для обустройства своих шатров стулья и столы различного дизайна — для свадеб и других торжеств. Сегодня он организовывает все крытые сооружения даже для таких всемирно известных автомобильных ралли, как «Шёлковый путь».
Тема конкуренции с производителями тентов на обычные автомобили умерла сама по себе и перестала его беспокоить. Кризис заставил рискнуть выйти за пределы привычного.
Вы правильно пишете, что надо действовать. Если кризис вас сильно накрыл, то применить опыт, знания, умения, навыки и активы другим способом. Только сначала понять сферу применения. Лучше не менять её кардинально. Не лезть в совсем незнакомые рынки.
Это да.
Если развиваться правильно, то искать новые варианты применения своих знаний нужно постоянно. А не только под натиском обстоятельств. Тогда в случае чего - всегда будет запасной вариант.