По законам военного времени. Управление производственным комплексом в условиях пандемии и после нее

Работа любого производственного предприятия в реалиях нынешнего кризиса была максимально приближена к условиям военного времени. После окончания пандемии действия по устойчивому функционированию компании также должны соответствовать мобилизационным схемам, но с поправкой на рыночную экономику.

Управление персоналом

С первых дней карантина все ощутили, что существовавшие ранее на предприятиях советское наследство в виде мобилизационных заданий, планов и инструкций – не профанация, а реально работающая схема антикризисного управления в условиях повышенной готовности.

В нашей компании в первую очередь были выделены помещения для работы оперативного штаба и изолированные помещения для сотрудников с признаками респираторных заболеваний. Они не требовали переоборудования, поскольку изначально были предназначены для нужд ГО.

На других предприятиях и в других отраслях мы видели то же самое. Компании с непрерывным производственным циклом, а также стратегические объекты перешли на казарменное положение и «внутреннюю вахту» (например, атомщики, энергетики, химическая промышленность).

По результату можно с уверенностью сказать, что любому бизнесу для устойчивого функционирования в условиях повышенных рисков имеет смысл предусмотреть свой «мобилизационный» пакет мер. Это позволит перейти на новые рельсы по уже созданным алгоритмам и максимально безболезненно.

Разумеется, в каждом конкретном случае план будет разным, и управленческие решения для b2b-рынка отличны от антикризисных мер на b2c-рынке. Но разработка собственных алгоритмов управления бизнесом и персоналом в разных моделях кризисов не потребует значительных затрат.

С учетом риска новых коронавирусных вспышек и сохранения противоэпидемических мер по всему миру в течение ближайших нескольких лет такие решения жизненно необходимы для любой компании.

Технологии производства

Технологический передел – это совокупность производственных операций, завершающаяся получением законченного полуфабриката. Далее он может быть использован в следующем переделе на месте или продан заказчику.

Отечественные машиностроительные предприятия характеризуются бОльшим внутренним переделом, чем западные производители. Иностранные компании сконцентрированы на сборке, испытаниях и небольшом количестве ключевых компетенций. За исключением ряда китайских производителей, иностранные предприятия применяют комплектующие со всего мира, и панель поставщиков у них глобальная. Поэтому в нынешнем кризисе они были вынуждены приостановить работу.

В России, в частности в нашей компании, объем внутреннего производства комплектующих намного шире. Сейчас это пошло на пользу, так как существенно повысило надежность цепочек поставки.

Конечно, в свете возможности новых кризисов, любому предприятию могло бы пригодиться создание мобилизационных резервов. Но даже с учетом того, что такие запасы не облагаются налогом на имущество и прочими государственными сборами, это может привести к финансовым сложностям или потере конкурентоспособности еще до наступления чрезвычайной ситуации: из-за необходимости отвлечения колоссальных инвестиций и затрат времени на процессы, не создающие стоимости.

Гораздо перспективнее выглядит идея расширения промышленных кластеров. Компании будут, как и раньше, стремиться к концентрации усилий в своих ключевых компетенциях, а часть технологического передела может быть отдана на кооперацию/аутсорсинг, в том числе в форме технопарка.

Для повышения общей надежности и сокращения издержек, особенно ввиду рисков повторения вспышек вирусных заболеваний, имеет смысл сосредоточиться на внедрении автоматизированных систем дистанционного планирования, управления и мониторинга производства, создании цифровых двойников предприятий. Кроме сокращения контактов и минимизации численности работников до 50-90% без потери мощности предприятия, удаленное управление и автоматизация процессов позволяет исключить ошибки, вызванные человеческим фактором.

Логистика поставок

Еще один приятный сюрприз, доставшийся нашей промышленности от СССР – технология дублирования ключевых производств. Она была разработана в 30-е годы ХХ века, когда на востоке страны создавались предприятия-дублеры тех заводов, что находились западнее. Например, Челябинский тракторный завод до войны был второй производственной площадкой ленинградского Кировского завода. Дублировались и смежные производства. Это создавало плацдарм для быстрой переброски промышленности на Урал и в Сибирь в случае захвата противником западных территорий страны без обрыва цепочек поставок комплектующих. Что и произошло.

По сути, эта логика дожила до наших дней, и проявила себя не далее как шесть лет назад, когда поставки многих деталей для российского машиностроения с Украины были неожиданно прерваны.

В ситуации нынешнего кризиса прервались цепочки поставок из Китая и других стран. Чуть позже возникли перебои у поставщиков отечественных компонентов, применявших китайские детали.

Чтобы быть готовым и к такому развитию событий в дальнейшем, необходимо провести ревизию наличия альтернативных поставщиков. Их должно быть не менее трех - по всем существенным материалам и комплектующим.

Но стоит учитывать, что сокращение и упрощение цепочек поставок - не всегда благо для бизнеса. Концентрация только на поставщиках из РФ и стран Таможенного союза может снизить конкурентоспособность конечного продукта по качеству и цене, хотя в целом и повысит надежность логистики.

Также обязательно включить в условия работы с поставщиками наличие у них страхового запаса (определить и документально зафиксировать его объем, скорость реагирования на изменение потребности и т.д.).

Можно пересмотреть существующие логистические схемы. Например, отправлять потребителю сборный заказ одновременно из многих мест доставки в автоматическом режиме (дистанционная торговля).

В целом же кризисы бывают различными, но независимо от угроз нужно принимать решения, нацеленные на рост собственной доли рынка, стараться в любых условиях выводить новые продукты и повышать рентабельность. Кроме того, кризис часто – самое лучше время для завоевания новых рынков, которые в силу разных причин неожиданно оказываются свободными, а ваша продукция там – востребованной.

33
Начать дискуссию