«Восстанавливаться придётся долго»: как московский бизнес пережил карантин и чего ждёт после снятия ограничений

Например, для организаторов мероприятий онлайн стал полноценным направлением бизнеса, а салоны красоты, по оценке владельцев, смогут восстановиться только через 1,5-2 года.

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о постепенном снятии ограничений на работу бизнеса в Москве. С 9 июня в городе начинают работать парикмахерские, салоны красоты и каршеринг без ограничений, а с 23 июня открются рестораны и фитнес-клубы.

Опрошенные vc.ru предприниматели рассказали, как изменилась жизнь их компаний за время карантина и какие у них ожидания от возвращения к работе.

Елена Власова, соосновательница спортклуба «Спортивная секция»

Мы были закрыты, но платили аренду — потеряли 800 тысяч рублей и пару сотрудников. Кто-то решил зарабатывать самостоятельно, кто-то получил травму или решил, что ему вообще не подходит онлайн-формат.

Формат работы поменялся молниеносно: мы создали отдельное онлайн-направление, с помощью которого дополнительно можем платить зарплаты и за аренду помещения. На онлайн-тренировках сначала было от 40 человек, но перешли к десяти, когда потеплело, а люди насытились онлайном.

Тренировка по йоге
Тренировка по йоге

В июне мы вряд ли вернёмся в помещение. Может быть, только в формате индивидуальных тренировок, так как на такой формат накопилось много запросов. Пока я вижу возвращение в первую очередь на занятия на открытом воздухе, открывать студию без душевых и раздевалок достаточно странно.

Не думаю, что мы готовы закупить рециркуляторы и уйти в обеспечение студии, поэтому до осени, наверное, будем в уличном формате.

Мы делали опросы в Instagram, Telegram, Facebook, обзванивали лояльных клиентов: примерно 50% готовы вернуться в офлайн. Примерно 10% будут возвращаться сейчас, купив абонемент. Все засиделись в помещениях и хотят больше бывать на улице. Пока настрой у многих позитивный и есть готовность возвращаться, но какой будет реальность — вопрос.

Мы настроены оптимистично, но реальность зависит от того, сколько людей купят абонементы. У нас небольшая студия, и многие клиенты уехали или сидят за городом. Занятия на улице покажут реальную готовность людей собираться.

Я думаю, что тем, кто переболел, будет не так страшно возвращаться. Наши тренеры и администраторы не болели, получилась команда без командного иммунитета. Чтобы успокоить людей, мы предлагаем обзавестись собственными ковриками — это гигиеничнее. Обработка ковриков после каждой тренировки также сохранится. Наши группы небольшие, поэтому вероятность, что на квадратный метр окажется слишком много людей, минимальна.

В центре Москвы закрылось большое количество студий, есть возможность привлечь клиентов. Но что мы точно не можем сделать — уйти в акции, скидки и тому подобное, так как и так находимся в минусе.

Михаил Кнеллер, организатор детских мероприятий «Умная Москва»

В деньгах мы потеряли довольно сильно — выручка примерно на уровне 25-30% от докризисной. В лучшем случае мы работаем в ноль, но чаще всего в минус, потому что расходуем запасы, которые у нас были.

В команде было 40 человек, сейчас 30. К сожалению, мы потеряли четверть команды, но ключевых сотрудников удалось сохранить. Они получают 75% зарплаты от обычной, что достаточно неплохо в таких условиях, как мне кажется.

Льготы не получали, кроме снятия налоговой нагрузки — для льгот нужно было сохранить 90% штата. Кредиты не брали — по рассказам других предпринимателей, это вызывает слишком много трудностей при малом шансе на успех. И не факт, что отдавать их будет легко, так как бизнес будет долго восстанавливаться. Но не платили налоги — их не очень много, но где-то на 10% расходы удалось снизить, за это спасибо.

«Восстанавливаться придётся долго»: как московский бизнес пережил карантин и чего ждёт после снятия ограничений

За время карантина мы перестроились практически полностью: если раньше занимались организацией детских образовательных мероприятий, то сейчас запустили несколько других дистанционных продуктов, и это очень большое достижение. Даже могу сказать, что благодарен коронавирусу за то, что у нас появилась возможность реализовать идеи.

Во время ежедневной рутинной работы, бывает, думаешь: «Вот, столько классных идей, но куда я дену всю эту текучку? Мне бы освободиться на пару месяцев, я бы кучу всего классного сделал». Сейчас нас принудительно «освободили» от текучки, и мы вернулись в «стартап-лабораторию», где придумали много всего нового и классного.

Сейчас для нас только середина карантина — раньше августа-сентября вряд ли будут активные детские мероприятия.

Все мероприятия у нас проходили с сентября по май, а летом проходили городские лагеря, но их пока не разрешили. Может быть, в августе разрешат лагерь — тогда проведём. Сейчас мы делаем онлайн-лагерь с занятиями в Zoom, а на дом присылаем коробку с материалами.

Возможно, в августе сделаем проект в онлайне и офлайне параллельно. Формат офлайн-мероприятий пока менять не планируем. Может, сократится количество участников, например, с трёх до двух тысяч детей за месяц.

Мы понимаем, что вернёмся уже на другой рынок детских мероприятий. Даже когда их разрешат, большой процент родителей ещё долго будет опасаться куда-то водить детей. Часть рынка уйдёт в онлайн, потому что на карантине многие кружки занимались в Zoom, и детям это понравилось.

Мы продолжим делать всё в смешанном формате: любые онлайн-занятия сопровождаются коробкой с лабораторным оборудованием, которая доставляется на дом. Это классно, потому что в Москве не нужно ездить по городу с ребёнком, а дети из регионов или на даче могут заниматься с московскими преподавателями.

Анна Кертанова, основательница кофейни Alpaca and coffee

Мы закрылись 31 марта и были закрыты больше двух месяцев, только вчера первый день открылись в формате навынос. Поэтому наши доходы были нулевыми за апрель-май и начало июня, получили только субсидии от правительства для общепита — 24 260 рублей.

Мы не работали навынос, потому что у нас нет собственной кухни, мы заказывали десерты у партнёра. К тому же у нас нет собственной обжарки кофе. Своей продукции на доставку не было, а центр Москвы серьёзно опустел, когда ввели самоизоляцию.

Наверное, за время режима самоизоляции научились больше читать новостей по поводу решений правительства и пытаться прогнозировать как будет дальше.

Надеемся, что люди не сильно будут бояться, но не ожидаем быстрое восстановление аудитории. Надеемся, падение не будет больше 30% по сравнению с посещаемостью до пандемии.

Мы планируем подготовиться к открытию в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, и надеемся, что это в том числе убедит гостей в безопасности посещения нашей кофейни.

Новые требования Роспотребнадзора, конечно, намного удобнее для общепита, чем апрельские: будет возможность открыться всем, нет разницы по площади. Расстояния между столами сократит количество посадочных мест, но это сейчас понятная мера.

Дмитрий Анисимов, основатель сервиса художественных вечеринок Painty

Выручка снизилась в три-четыре раза, но благодаря карантину у нас появились другие точки роста, например, онлайн-обучение и корпоративный формат онлайн-вечеринок. Корпоративное направление хорошо развивается и даёт основную выручку.

Мы проводим вечеринки компаниям и различным агентствам. Например, к нам как к подрядчикам обращаются ивент-агентства. Ещё проводим частные мероприятия, дни рождения. Попробовали выйти на иностранный рынок — на днях провели мероприятие для норвежского заказчика.

«Восстанавливаться придётся долго»: как московский бизнес пережил карантин и чего ждёт после снятия ограничений

Второе успешное направление — «пэинтибоксы». Заработок идёт на самой вечеринке, и опционально — на продаже клиенту боксов, в которых есть все материалы для рисования: краски, кисточки, холст, фартук, перчатки. Они приходят каждому участнику вечеринки.

Команда частично поменялась — остались те, которые готовы развиваться в новой реальности и появились ребята для работы в новых направлениях.

Вернуться в офлайн планируем, но пока серьезно не думали, когда и в каком формате — это зависит от ресторанов, какие из них откроются. На этой неделе начнём коммуникации с ними. Сейчас нет смысла торопиться.

Возможно, будем проводить мероприятия в лофтах. Наверное, вечеринок станет сильно меньше, чем до пандемии, сделаем акцент на корпоративном направлении. Но под большим вопросом, будут ли компании собирать своих сотрудников — разве что в небольшом формате, например, на дни рождения.

Поэтому пока наше основное направление — корпоративный онлайн.

Игорь Гайдук, основатель фитнес-клуба Trib3

За время ограничений мы могли компенсировать только 20% ежемесячного дохода. Но с точки зрения клиентской базы потери небольшие — думаю, уже к октябрю-ноябрю мы сможем выйти на посещаемость, что была до карантина. Мы сохранили весь штат, в том числе дизайнеров и администраторов.

Мы поняли, что нужно добавлять в список услуг записи тренировок, чтобы клиенты могли тренироваться с нами в онлайне, и сохраним эту разработку.

Мы уже закупили всё необходимое оборудование, например, санитайзеры и специальные лампы, которые дезинфицируют воздух. Будем следить за тем, чтобы клиенты не бегали на соседних дорожках и не переодевались в соседних шкафчиках.

Думаю, что 50% клиентов вернутся сразу, но мы всё равно сократим количество людей на тренировках, будем следить за ситуацией и смотреть, что ещё можно сделать, чтобы они чувствовали себя в безопасности.

Анастасия Погожева, основательница лектория LevelOne

Мы полностью отказались от офлайн-лекций — это ежемесячная потеря около 5 млн рублей выручки. Но в результате карантина мы выросли в полтора раза благодаря переводу лекций в онлайн и запуску новых образовательных продуктов. Сотрудников мы не увольняли и наняли семь человек.

Во время карантина мы увидели, как быстро всё может меняться.

Во-первых, довольно радикально и быстро изменились привычки людей в образовании. Во-вторых, мы поняли, насколько быстро можем запускать новые рабочие продукты — изменилась вся наша внутренняя работа и способы взаимодействия команды, стали адаптивнее.

Например, раньше мы не признавали видеоформатов, но поняли, сколько возможностей они дают, и начали использовать.

«Восстанавливаться придётся долго»: как московский бизнес пережил карантин и чего ждёт после снятия ограничений

Для нас под вопросом проведение живых лекций при условии соблюдения больших дистанций между участниками. Для того, чтобы живые лекции были рентабельными, размер группы должен быть более 30, а лучше, 50 человек.

Но помещения размером 150 м² гораздо дороже арендовать, чем помещение в 70м², поэтому экономика будет разваливаться. Дополнительное неудобство — многие участники будут находиться далеко от лектора и проектора, что плохо скажется на пользовательском опыте.

Мы думаем, что многим людям будет страшно возвращаться к живым мероприятиям, потому что всё ещё высокая заболеваемость и возможна вторая волна эпидемии. Для лекториев это означает, что стоимость привлечения участника на живую лекцию может сильно возрасти.

При этом не думаем, что нам стоит снижать опасения людей и привлекать на живые мероприятия — мы сами опасаемся того эффекта, к которому это может привести. Поэтому мы точно не будем первыми, кто откроется, и пока продолжим все образовательные активности исключительно в онлайне.

Игорь Стоянов, лидер ассоциаций предприятий индустрии красоты и владелец сети салонов «Персона»

На каждой точке мы потеряли две месячные выручки — если салон давал 2-3 млн рублей, мы потеряли 4-5 млн рублей. Восстанавливаться придётся долго, по моим подсчётам, к старой прибыли мы вернёмся не раньше, чем через полтора-два года.

По потерям кадров: мне кажется, сети потеряли минимум людей, а там, где мощная корпоративная культура, штат сохранён полностью.

Мы запустили color-боксы и онлайн-продажи, что помогло компенсировать 10% от выручки до карантина. Этих денег хватило на коммуналку и зарплату сотрудникам, но это больше моральная поддержка.

Мы научились работать быстрее и интенсивнее, делать проекты в онлайне, запускать за 2-3 недели то, на что раньше уходило несколько месяцев.

Санэпидемтребования и так всегда соблюдались, просто теперь добавятся костюмы — халаты и комбинезоны. Это, конечно, нерадостная картина, но, думаю, сейчас появятся весёлые костюмы: в бьюти-индустрии люди творческие, они что-нибудь придумают.

«Восстанавливаться придётся долго»: как московский бизнес пережил карантин и чего ждёт после снятия ограничений

Мы рассчитываем на 50% от количества клиентов и выручки за прошлый год. Клиенты будут ходить реже, работы будут скромнее. Мне кажется, что умрёт новомодный балаяж и работы по пять часов за 25 тысяч рублей — это ещё долгое время никому не будет нужно.

Будут востребованы более простые услуги — питание волос, лечение, в моду вернётся натуральная естественная красота. Вернётся в моду качество и минимализм. Может, люди будут стричься короче.

Нам придётся многое сделать по безопасности, которая станет маркетинговым трендом, и многие агентства канут в лету, потому что умеют только приводить лидов. Ценностью будут постоянные клиенты.

Материал подготовлен при участии Кати Грановской и Ольги Такмазьян.

1717
18 комментариев

Комментарий недоступен

12
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

ну так у них наверно сдельщина или не всех людей вывели, при 10-кратном то падении спроса

3
Ответить

В статье указано 25 тысяч за 5 часов работы. 2500 парикмахеру, 2500 на материалы и коммуналку. 20000 салону за умение продать такую услугу.

Ответить

Они не все площади и не все услуги запустили

Ответить

Там сдельщика поголовная, без работы платят копеечки, чтобы не разбежались совсем.

Ответить