Как не сократить ни одного сотрудника и вырасти в кризис. Опыт «Верфи»

Автор: Илья Гольдин

Год назад в Россию пришел коронавирус. С тех пор многие бизнесы закрылись или обеднели. Но есть примеры, когда кризис послужил драйвером роста. Одним из таких примеров стала наша компания «Верфь». Я постараюсь объяснить, как удалось добиться такого успеха.

Магазин в Санкт-Петербурге Фотобанк компании "Верфь"
Магазин в Санкт-Петербурге Фотобанк компании "Верфь"

Что такое «Вефрь» в начале марта 2020-го года? Это небольшой семейный бизнес: 65 сотрудников, каждый из которых максимально вовлечен в нашу жизнь. Мы находимся в стадии активного роста. Введение карантина стало для нас, как и для всех, шоком.

Мы отправляем все производство по домам, менеджеры работают удаленно. Продажи падают в ноль. Что будет дальше – не понятно.

Наш коллектив

Для нашей компании самое главное – люди. Поэтому мысли не платить зарплату у нас даже не существовало. Когда всех отправили на самоизоляцию, среди работников присутствовала небольшая паника. Они понимали, что большинство компаний не станут платить зарплату своим работникам. В итоге так и получилось.

Наша команда Фотобанк компании "Верфь"
Наша команда Фотобанк компании "Верфь"

Люди боялись остаться без копейки, потому что они часто являются единственными кормильцами в семье. Это еще одна из причин, по которой мы даже не рассматривали такой шаг.

Мы еженедельно писали в наших рабочих чатах всю актуальную информацию и наши решения по дальнейшей работе сразу после выступлений Президента. Мы открыто публиковали все свои действия, предпринимаемые для улучшения положения «Верфи».

Сооснователи компании Илья и Слава Фотобанк компании "Верфь"
Сооснователи компании Илья и Слава Фотобанк компании "Верфь"

Сейчас, оглядываясь назад, я еще лучше понимаю: открытость, которая и так присуща «Верфи» – единственно правильный путь для сохранения коллектива и лояльности сотрудников к компании.

Наши продажи

Как я уже сказал, в первые дни продажи рухнули. И вот тут, честно, было очень стремно. Страх был основан на двух вещах: непонимании, сколько это продлится и к чему приведет – будут ли у людей деньги. Ведь понятно, что наша продукция не является товаром первой необходимости.

Основной материал для изготовления продукции компании – кожа Фотобанк компании "Верфь"
Основной материал для изготовления продукции компании – кожа Фотобанк компании "Верфь"

Основная фишка производственной компании в том, что очень сложно быстро сократить косты. Основные затраты, которые у нас есть – это постоянные затраты (зарплаты, аренда). И их сократить невозможно в нашей системе ценностей. Поэтому затраты мы смогли сократить не больше, чем на 20% – за счет отсутствия любых закупок в связи с приостановкой производства.

У нас была финансовая подушка, которой при тех раскладах хватило бы примерно на 2 месяца. У нас было два пути выхода из сложившейся ситуации: или сокращаться, или поднимать продажи. Поскольку первый вариант противоречил нашим установкам, то мы пошли по второму пути.

В то время, когда все сокращали рекламные затраты, мы их только увеличивали. Как в наших основных каналах продаж – соцсетях – так и в открытии новых каналов. Мы начали активно вкладывать в контекстную рекламу, сходу вложив в нее около 1 млн рублей.

Магазин в Санкт-Петербурге Фотобанк компании "Верфь"
Магазин в Санкт-Петербурге Фотобанк компании "Верфь"

Уже к третьей неделе карантина продажи начали восстанавливаться и было понятно, что жизнь продолжается – и у нас, и у людей.

Занимательный факт! Во время карантина мы со Славой (сооснователем «Верфи») два раза в неделю ездили на склад для отправок посылок клиентам, так как мы не хотели рисковать здоровьем наших сотрудников. Спойлер! Тогда мы избежали злой участи, но через неделю после снятия карантина я слег с короной.

Наше производство

Как вы, наверное, поняли, наша ценность – люди. И это не только сотрудники, но и, разумеется, наши клиенты. У нас очень лояльная аудитория. Во время карантина наши товарные остатки упали в минус, потому что производство не работало, то есть, продукция не производилась. Несмотря на наши предупреждения, клиенты были готовы ждать по два месяца продукцию «Верфи». И это было круто!

Процесс тиснения кожи Фотобанк компании "Верфь"
Процесс тиснения кожи Фотобанк компании "Верфь"

К моменту запуска производства у нас была -1000 изделий. И ни один клиент не отказался от своей посылки. Благодаря этому июнь мы закончили с лучшими результатами по сравнению с предыдущим годом: 9,8 млн против 7 млн рублей.

Для того, чтобы покрыть образовавшийся дефицит и выполнять новые обязательства перед клиентами, нам необходимо было расширяться. И тут нам на помощь пришел рынок. У нас достаточно узкая сфера и сотрудники разных компаний между собой общаются. Все знали, что у нас идут выплаты зарплат в полном объеме. Обычно комплектование производства идет тяжело из-за банальной нехватки кадров. Но в сложившейся ситуации желающих сменить работу оказалось много. Люди, не получавшие зарплату два месяца, выстроили к нам в очередь, а мы взяли лучших. Так в конце августа «Верфь» выросла до 90 сотрудников. А к концу года нас было уже 140!

Сборка изделий из кожи Фотобанк компании "Верфь"
Сборка изделий из кожи Фотобанк компании "Верфь"

Какие уроки мы вынесли из кризиса? Даже если паникуешь, не показывай виду:) А, если серьезно, то самое важное – быть честным с людьми и с самим собой, а также не прекращать искать возможности.

Автор: Илья Гольдин

1313
7 комментариев

Молодцы, красавчики просто. С 65 до 140 человек в кризис - это мощно)))

7

Как пользователь вашей продукции мои три копейки: 
1. Обложка для паспорта и ключница - отлично. Хотя российский паспорт как то странно вошел в обложку и почему-то "съезжает" в обложке на одну сторону. 
2. А вот с заказом вышла накладочка - на момент заказа товары (см. п.1) были  в статусе "в наличие", а по факту в тот же день -  их не было. И надо было ждать их изготовления. 
Хорошо, что для меня сроки были некритичны. 

1

Слава Канарейкин - а почему имя латиницей, а весь текст кириллицей ? так круче ?

На данный ресурс я зашел через facebook, а там я общаюсь на разных языках, к сожалению, не все мои друзья могут прочитать мое имя кириллицей.

1

А где корабли? Почему на фото сраная одежда?