Внутренний туризм и мероприятия от местных: что Airbnb делает после кризиса Статьи редакции
До пандемии у компании было много второстепенных проектов, но они приносили убытки и только мешали развивать основной бизнес. Коронавирус, возможно, спас Airbnb от самого себя и заставил «вернуться к истокам», пишет Fast Company.
До пандемии: внимание на второстепенных проектах вместо основного бизнеса и растущие убытки
За время работы Airbnb превратилась в глобальную сеть из 4 млн собственников, предлагающих любой вид жилья, пишет издание. Но у Airbnb уже были проблемы до пандемии. Компания быстро развивалась и не успевала решать проблемы своего продукта — например, фальшивые объявления от мошенников или недисциплинированные гости.
Как и многие ИТ-компании, сервис не смог устоять перед новыми яркими проектами: дома, спроектированные на заказ, услуги консьержа, документальные фильмы о путешествиях, брендированные квартиры. Компания даже планировала партнёрство с авиакомпаниями, напоминает Fast Company.
К 2017 году инвесторы ждали выхода Airbnb на биржу, но гендиректор и один из основателей Airbnb Брайан Чески был увлечён развитием убыточных проектов, пишет издание. Один из них — Experiences или «Впечатления», сервис для бронирования, например, йоги на вершине горы, дегустации вин, уроков гончарного мастерства. Это вписывалось в планы компании стать полноценным турагентством.
Проект Experiences был запущен в 2016 году, но развивался медленно — Чески не хотел работать как классический туроператор масс-маркета, он хотел добиться эксклюзивности. Чески занимался проектом лично, передав в 2018 году основное подразделение — аренду жилья — бывшему вице-президенту Amazon Prime Грегу Грили.
Airbnb не разглашает, сколько денег приносит программа Experiences, но до пандемии в списке было около 40 тысяч вариантов «Впечатлений». Каждый организатор получал в среднем $2500 в год — в сумме $100 млн, не считая расходы.
В 2018-2019 годах компания начала активно нанимать сотрудников, практически удвоив их численность, рассказывает Fast Company. В конце 2019 года этот показатель вырос почти вдвое — до $276 млн за квартал из-за расходов на новые направления, сообщало Bloomberg. За весь 2020 год выручка Airbnb снизилась на 30% — до $3,4 млрд, чистый убыток составил $4,6 млрд против $674 млн в 2019 году.
Фокус на внутреннем туризме и закрытие «лишних» проектов ради спасения в кризис
В середине марта 2020 года, когда в крупных городах стали вводить ограничения из-за коронавируса, Чески созвал экстренное заседание совета директоров, чтобы разработать стратегию. Он сформулировал ряд принципов, которыми он должен был руководствоваться во время кризиса:
- Быть решительным.
- Беречь сбережения компании.
- Учитывать интересы всех причастных.
- Играть на победу.
В мае 2020 года, столкнувшись с массовой отменой бронирований и отсутствием понимания, когда возобновятся путешествия, компания сократила 25% персонала — почти 1900 человек из 7500.
«Бизнес Airbnb сильно пострадал, и по прогнозам, выручка в этом году составит менее половины того, что мы заработали в 2019 году», — говорилось тогда в служебной записке Чески для сотрудников.
Международные путешествия прекратились, но внутренние бронирования подавали признаки жизни: жители городов искали жилье в деревнях, чтобы переждать пандемию.
Тогда, в июне 2020 года, Airbnb изменила структуру сайта: сервис стал показывать жильё рядом с пользователем. К 8 июля 2020 года активность в бронированиях восстановилась до допандемийного уровня, а более половины заявок в августе пришлись на жильё в пределах 500 км от места жительства съёмщиков.
Важным шагом в ответ на кризис стало закрытие проектов, связанных с гостиницами, транспортным подразделением, сдачей роскошных номеров и проекта Airbnb Experiences. Компания также приостановила работу Airbnb Studios, своего собственного киноподразделения.
Глава Airbnb тогда заявил, что пандемия обострила решимость компании «вернуться к истокам хостинга» и совершенствовать свой основной продукт — сдачу жилья собственниками жилья.
Летом 2020 года Грили покинул Airbnb, и Чески вновь занялся основным бизнесом компании. Он обещал сохранять фокус, даже когда индустрия восстановится.
Чески запомнил эту фразу, но забыл урок, пишет издание. «Я не думаю, что эта история уникальна для Airbnb. У предпринимателя появляется идея, он добивается успеха и начинает думать: "Может быть, я могу сделать что-то еще?"», — говорит сооснователь Airbnb.
Мысль, которую Чески не хочет выражать прямо, заключается в том, что коронавирус, возможно, спас Airbnb от самого себя, пишет Fast Company. В этой стратегии Чески вдохновлялся примером Apple, которая в 1997 году в 90 днях от банкротства сократила 15 продуктовых линеек до четырёх.
Airbnb, заключил Чески, делала слишком много вещей одновременно: «Когда случился кризис, мы сосредоточились на главном. Мы стали бережливыми, рациональными и более эффективными».
Ставка на владельцев жилья и перезапуск Experiences с мероприятиями от местных жителей
Чески утверждает, что путешествия в привычном виде не вернутся:
- Традиционные деловые поездки не вернутся.
- Распределённые команды будут съезжаться, чтобы поработать вместе.
- Шумным туристическим центрам путешественники предпочтут маленькие города и национальные парки и так далее.
Многие города, лишенные туризма, сейчас нуждаются в налоговых поступлениях и экономической активности, которые раньше генерировал Airbnb, утверждает Fast Company.
Чески часто говорит о «возвращении к корням» — компания сосредоточится на обычных людях, которые сдают своё жильё. Новая рекламная кампания «Стало возможным благодаря хостам» отражает эту стратегию. Глава компании утверждает, что усвоил урок: лучше сделать один продукт правильно, чем делать всё сразу.
При этом компания планирует расширить программу Experiences. По словам Чески, в постпандемическом мире крах традиционных туроператоров оставит «пустоту», которую заполнят арендодатели Airbnb. «Они могут предложить дома, они могут предложить впечатления», — говорит он.
В форме S-1, которую компании подают перед IPO, Airbnb прогнозируют, что сервис Experiences в перспективе будет конкурировать за рынок объёмом $1,4 трлн — столько потребители ежегодно тратят на спортивные мероприятия, парки развлечений и спа.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором