Хотел написать про запуск новой клиники, а получилось про лицензию и новый вид бюрократии — цифровую

Сегодня я расскажу о том насколько сложно получить медицинскую лицензию в нашей стране. Расскажу как растёт уровень цифровой бюрократии на фоне старой бумажной. И поделюсь видением как всё это можно улучшить.

Хотел написать про запуск новой клиники, а получилось про лицензию и новый вид бюрократии — цифровую

Продолжение истории открытия «Ярко» часть 1, часть 2 и часть 3.

В комментариях к предыдущей статье многие спрашивали о деталях получения медицинской лицензии, штрафах за работу без неё и так далее. Рассказываю.

Процесс этот сложный и очень запутанный. Я как человек, который занимается малым бизнесом уже 15 лет давно привык многое делать онлайн. Пользоваться личными кабинетами на сайте налоговой, страничкой юридического лица на госуслугах, облачными бухгалтериями, мессенджерами в работе с сотрудниками, в общем всем тем, что исключает многочисленные поездки в офлайне и долгие встречи.

Но в процессе получения лицензий всё ещё царят 90-е, ну может начало нулевых. Не в том смысле, что этот процесс не переходит в онлайн. А в смысле подхода и принципов на которых всё это работает. До сих пор используется много бумажных документов и посредники, которые глубоко знают специфику.

Глобальная и первая сложность в оторванности процесса от реальной рыночной экономики и жизни в целом. Процесс явно строился людьми привыкшими к плановой советской экономики, когда никто никуда не торопился и вообще всем на всё было всё равно.

Не подумайте, я не хочу очернить нашу историю. В плановой экономике были свои плюсы, но сейчас другие времена и государству выгодно упрощать процессы для бизнеса, а не усложнять их.

Весь процесс можно поделить на три этапа.

Первый. Вы должны построить(сделать ремонт, завезти оборудование и т.д.) вашу клинику или врачебный кабинет, а уже только потом запустить первый этап получения справки из так называемого «ФБУЗ»(как правило подразделение Роспотребнадзора далее РПН). То есть к вам должен приехать сотрудник, сделать замеры, взять пробы воды и смывов. И всё бы ничего, звучит не так чтобы очень сложно. На практике может занять от пары недель(если сильно повезёт) до пары месяцев, особенно если всё это выпадет на многочисленные в нашей стране праздники, а в последние два года и на локдауны и связанные с ними бесчисленные выходные. Так было у нас на майские.

Сотрудники РПН часто перегружены, по рабочему телефону их не поймать, дозваниваться приходится несколько дней или дольше. Сами они это объясняют постоянными сокращениями и оптимизациями. Ни подтвердить ни опровергнуть я этого не могу, но верю им на слово.

Основная проблема тут для соискателя лицензии в том, что если он неопытен(как мы) и не знает всего этого он всё это время будет платить! Аренду арендодателю, зарплату сотрудникам, коммунальные платежи и много чего ещё. Просто, чтобы это всё сохранялось и никто никуда не разбежался.

Аренда небольшого помещения в 125 квадратных метров в Подмосковье обойдётся вам в сумму от 75000 до 150000 и более. Эти платежи вы не имеете права просрочить, арендодателя не волнует есть ли у вас выручка, вы подписали договор, вложили кучу денег в ремонт, знали на что шли и всё это ваши проблемы. Если вы не начнёте работать без медицинской лицензии, то есть нарушать, вы будете несколько месяцев терпеть убытки в сотни тысяч рублей, а ваши конкуренты без лицензии спокойно работать и посмеиваться над вами.

Оформить какую-то онлайн-заявку РПН на визит сотрудника невозможно. Дозвонится как уже писал это отдельный крутой квест. Помню, даже считал, я сделал 8! звонков, причём не только на местные номера, но и на официальные 8-800 и 495 и нигде не взяли трубку.

Но допустим этот этап у вас получилось пройти. Вы попадаете на второй уровень.

Второй этап это по сути получение справки на справку. Всё тот же РПН должен вам выдать так называемое Санитарно-Эпидемиологическое Заключение(СЭЗ) в котором подтверждается, что ваши стены моющиеся, у вас нужная площадь, потолки имеют сертификаты и куча всего, что я сейчас и не вспомню. Короче вы в целом соответствуете санитарным правилам СП 2.1.3678-20. Документ кстати новый и в нём на мой взгляд всё вполне логично и понятно, хотя часто не хватает конкретики, что плодит «творчество» в его интерпретации на местах.

Фото помещения до ремонта

Фото после нашего ремонта

Получить СЭЗ уже проще, так как делает это сотрудник местного филиала РПН, к которому тупо можно быстро съездить и доставать его звонками уговаривая прийти как можно быстрее. Этот этап при хорошем стечении обстоятельств не занимает обычно более двух недель. И если сотрудник видит, что у вас хороший подход, вы старались соблюдать санитарные правила, вложили денег в ремонт, оборудование и персонал он сделает вам несколько замечаний, но справку ещё где-то через неделю даст без особых проблем. Из моего опыта это самый несложный этап.

Как тут можно упростить процесс? Почему первых два этапа нельзя совместить или отменить первый, так как буквально через полчаса после визита и вода в кране станет другой и смывы надо брать заново? В идеале если регулятор не готов вообще отменить визит сотрудника можно всё свести к одному визиту сотрудника РПН. Он обладает нужными компетенциями, чтобы понять соответствуете ли вы требованиям и принять решение о выдаче медицинской лицензии хотя бы для не совсем медицинских услуг как косметология. На самом деле у РПН 05.11.2020 вышел приказ №747, который вступил в силу 10 июля 2021 года и вроде бы призван процедуру упростить. Я его ещё не анализировал. Он плохо доступен для моего понимания, так как написан на сложном юридическом языке и нужен юрист для перевода с русского на русский. И это хорошо иллюстрирует другую проблему — сложность, запутанность и недоступность понимания для простого предпринимателя нормативных документов. Такие важные документы должны писаться максимально простым и понятным языком и объясняться в виде некоего FAQ на официальных сайтах ведомств буквально 2-3 предложениями. Я тут ничего не выдумываю. Такое есть на сайте ФНС и это очень удобно.

Далее вас ждёт третий, самый сложный и дорогой этап. Подача заявления в местное отделение Минздрава. Причём в Московской области это можно сделать электронно и на бумаге, но только почтой. В других регионах пока только на бумаге почтой или через МФЦ, по крайне мере на момент написания статьи.

И вроде бы ничего сложно для современного человека. Заполни форму на mosreg.ru, да отправь. Но чтобы приложить все необходимые документы нужно пройти ещё несколько не хилых и не дешёвых квестов.

Например, вы не можете просто так взять и оснастить вашу точку чем попало. Вам нужно оснастить её чем попало по приказу). (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 г. № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю »косметология").

Проблема:
Большую часть оборудования из приказа вы никогда даже не включите. Почему так? Да всё просто. Например, если вы делаете только лазерную эпиляцию, вам не нужна добрая половина железа из списка. А может и ⅔. Просто потому что список рассчитан на мифического полноценного врача косметолога в вакууме, который делает всё. Но на практике салоны и студии часто специализируются на чём-то одном, иногда на 2-3 напралениях, но не на всём сразу. Так же и профессиональные врачи косметологи обычно хороши в чём-то одном, например в инъекционной косметологии и тот же «распариватель для лица» им пригодится пару раз, чтобы проверить работает ли он вообще или нет.

Да, что-то из списка оснащения может вам пригодиться. Но этот список слишком общий, оторван от постоянно меняющегося рынка. Оборудование в нём устаревает. Технологии и бизнес-процессы быстро меняются. А список как был принят в 2012 году, так и не меняется до сих пор. Вы хотите использовать новейшее и давать клиенту самое лучшее, а вынуждены покупать старейшее, некрасивое и часто неоправданно дорогое оборудование с РУ.

РУ — регистрационное удостоверение Росздравнадора. Вы не можете просто так взять и купить стол в Икее или качественный и стильный холодильник. Всё что вы покупателе должно иметь это самое РУ. Часто это убогое, не самое качественное и не самое удобное оборудование. Например это холодильники марки Позис, которые выглядят как старый домашний холодильник из 80-х, но стоят несопоставимо выше рынка. Просто производитель вовремя подсуетился, и получил конкурентное преимущество в виде регистрационного удостоверения. И часто в частных клиниках можно видеть странную картину, на фоне дорогого и суперсовременного медицинского оборудования рядом стоит невзрачный холодильник с дизайном из 80-х годов прошлого века. И теперь вы знаете почему так.Ничего против отечественного производителя не имею. Мы с удовольствием используем современные и продвинутые лазеры компании Мелситек из Нижнего Новгорода.

Этот приказ породил целый рынок аренды такого оборудования, которое берётся на месяц только для получения лицензии, потом отдаётся обратно, потому что не нужно. В среднем вам нужно на это дополнительно потратить минимум 300000 рублей, просто чтобы выполнить требования из этого списка. В реальной жизни мало кто заморачивается с покупкой оборудования из приказа. 90% рынка вообще о нём не слышали. И отмена или замена понятными требованиями таких стандартов хуже никому не сделает, лишь упростить немного и без того непростую жизнь российского предпринимателя.

За год на рынке появляется столько нового оборудования, что никакой приказ никогда за этим не угонится.

Решение:
Такие приказы(стандарты оснащения) нужно заменить простыми и понятными требованиями к результату. Например о том, что препараты косметолога должны храниться при такой-то температуре, применяемый лазер должен быть безопасным и так далее. Без указания наименований конкретного оборудования.
Вчера это делали так, а сегодня появился новый гаджет который делает в 3 раза проще и быстрее. Зачем покупать старое? Нужны простые и понятные требования к результату, а не процессу. Как именно их должен обеспечить салон красоты это уже его проблема.

Вернёмся наверное к главному и самому сложному квесту на пути к медицинской лицензии. У вас должен быть заключен трудовой договор с врачом. Да не просто с врачом, а с главным врачом!

У такого врача должен быть действующий сертификат по организации здравоохранения и 5 лет стаж работы на руководящей должности. Чтобы вы понимали найти врача с сертификатом косметолога это уже непростая задача. По моему скромному опыту только у каждого 4-го дерматолога есть сертификат косметолога. Да и дерматологов в нашей стране немного. Врач вообще птица редкая. Он 6 лет учится на «Лечебное дело» и выпускается терапевтом, потом ещё выбирает специализацию и учится ещё 2-3 года, работая в ординатуре. В результате настоящим врачом многие становятся только к 30-ти. Когда их сверстники уже начинают третий бизнес, становятся руководителями или крупными чиновниками, покупают вторую квартиру, рожают третьего ребёнка… Врач к этому времени только начинает свою карьеру и выходит на рынок труда. Учитывая как быстро меняется чуть менее чем всё вокруг начинаешь уважать их ещё больше. Иметь такую непоколебимую целеустремленность и уверенность в правильности выбранного пути, такому позавидуют многие предприниматели!

Так вот врачей с сертификатом по организации здравоохранения и 5-ти летним опытом ещё меньше чем косметологов(хотел написать космонавтов, что было бы недалеко от истины). А вы обязаны предоставить при подаче заявления трудовой договор с таким врачом. И это самое избыточное и оторванное от реальности требование для мини-клиники на 2 кабинета или салона красоты.
Оборудование хоть с какой-то натяжкой можно использовать или продать в полцены. А вот зачем новому небольшому салону красоты врач номинал, которого вы только недавно нашли, который никогда не будет управлять вашим бизнесом, я искренне не понимаю. Но таковы требования. Это требование явно писал человек, который никогда ничего не запускал на свои или привлеченные деньги и не понимает как на самом деле работает малый бизнес в нашей стране. Это очень устаревшее требование. Но мы вынуждены его выполнять.

Хотел написать про запуск новой клиники, а получилось про лицензию и новый вид бюрократии — цифровую

Итак, допустим вы очень целеустремленны и собрали весь пакет необходимых документов. Не торопитесь радоваться. Вас ждёт самый непредсказуемый этап. Подачи заявления. В нашем случае это было через mosreg.ru.

Кстати, я насчитал 141(стосорокодна Карл!) страницу документов, которые нужно отсканировать, заверить и приложить при подаче заявления в электронном виде. Это всевозможные договора на обслуживание мед. оборудования(которыми конечно же никто никогдаа реально не пользуется), трудовые договора, те самые рег. удостоверения на мед. оборудование и куча всего ещё.

Адовости процессу добавялет техническая сторона работы мосрег.ру. Я лично пробовал подать в двух разных ОС(Linux и Windows) и двух разных браузерах(Chrome и Яндекс браузер). Везде на всех этапах формы я получал странные баги, вылеты, что приводило к тому, что данные из форм пропадали и всё приходилось начинать заново. Где-то на 5-ой или 6-ой попытке количество кирпичей, которые я нагенерил уже хватало на дом о котором я мечтаю. И я сдался. Написал в общий чат нашим консалтерам, которые помогают нам получить заветную лицензию, чтобы они сами заполняли эту форму.

Они честно промучались три дня. Неоднократно практически доходили до конца процесса, но очередная ошибка всё рушила и откидывала процесс в самое начало.

Если бы я лично не пытался я бы наверное подумал, что они плохо стараются. Ведь мой предыдущий опыт работы с госсистемами был в целом неплохим. Я искренне считаю государственные ИТ-системы в нашей стране достаточно продвинутыми и удобными. Но видимо, мне было не с чем сравнить.

Весь процесс электронной подачи документов на медицинскую лицензию кажется сделан людьми, которые получают огромное удовольствие от страданий пользователя. Или сами не разу не тестировали то, что сделали.

Консалтеры предупреждали меня, что быстрее будет отправить почтой на бумаге, я не верил и настаивал на электронной подаче. Наивный дурак). Надо верить опыту людей.

Дошло до того, что сотрудники консалтинговой компании намучившись и давно сбившись со счёта попыток подачи подняли в чате бунт и отказались пытаться далее. Поставив мне ультиматум, либо они подают на бумаге наше заявление, либо отказываются продолжать работу вообще. Я быстро просчитав варианты (не смотря на свою любовь ко всему электронному и айтишному) решил, что результат мне важнее и не стал больше спорить. Отправил бумажные документы в другой город где они живут и работают.

Но каким-то волшебным образом их две из многочисленных попыток оказались успешны. В госуслуги пришло два уведомления о отправленных заявлениях. Никогда ещё меня так не радовали простые уведомления на госуслугах!

И всё же было решено продублировать всё на бумаге. На всякий… Непонятно дошли ли документы полностью. Сегодня с момента подачи прошло уже две недели и никаких уведомлений больше не было. К тому же из опыта бумажные копии всё равно потребуют чиновники Минздрава. Вот так бумага снова и снова побеждает ЭЦП.

После подачи заявления вам нужно подождать каких-то 45 дней. При лучшем исходе встретить проверяющих. Устранить возможные нарушения, которые они точно(из прошлого опыта) найдут.

К этому моменту вы как бы сами становитесь частью системы и все нерациональные и нелогичные требования вас уже не удивляют. Вы принимаете их уже почти как должное. Говорите себе: «Просто так надо… Потерпи ещё немного, скоро этот ад закончится.» И с улыбкой имбецила весело и непринужденно ты просто делаешь всё что нужно.

Кстати, можно получить и отказ, если не хватает какой-то бумаги, не там установлена дата, или какой-то из многочисленных сертификатов оказался просроченным. И тогда 45 дней это не предел.

Что если работать без лицензии?

Рано или поздно вас проверят. Ошибки в работе неизбежны и на вас может пожаловаться недовольный клиент. Да и конкуренты бывает пользуются нечестным приёмом и пишут заявление в прокуратуру на соседний салон от имени какого-то физлица. Оставим глупость такого шага в стороне. Это тема для другой статьи. Лучше расскажу, что же вас ждёт и что по штрафам?

Физлицо может получить штраф от 2000 до 2500 рублей. То есть условному надомному «косметологу» особо бояться нечего. А вот штрафы для юрлица уже начинаются от 40000 рублей, что для маленького салона серьёзный удар по бюджету. К тому же у вас могут конфисковать дорогостоящее оборудование, товар и так далее, а это уже пахнет полным крахом.
Учитывая, то что большинство планирующих лицензироваться салонов красоты(и мини-клиник) создают для этого ООО это серьёзные риски. И эта система стимулирует уход многих как настоящих так и доморощенных косметологов в чёрный рынок к себе домой.

К чему всё это приводит в реальной жизни?

Пока вы такой весь правильный и законопослушный будете проходить семь кругов ада пытаясь получить заветную синюю бумагу. И с гордостью закрывать первые несколько месяцев с большим убытком. Соседние салоны красоты и надомные мастерицы, успешно забившие на всё это заберут всех ваших клиентов и успешно вырастут.

Именно поэтому процентов 95(моя личная оценка) игроков как минимум рынка косметологии не получают никаких лицензий, хотя вроде как обязаны. Система не работает. Она оторвана от реальности.

В итоге мы имеем серый неконтролируемый рынок полу-медицинских услуг. А ведь есть ещё надомные мастерицы, которые пройдя крайне сомнительные курсы в инстаграм вдруг превращаются во врача с 10-летним стажем и начинают колоть на дому в условиях полной антисанитарии и полного непонимания сложности процесса. Это уже чёрная часть рынка. Самая дикая и опасная. Как правило у таких мастериц ценник сильно ниже. Им ведь не нужно платить зарплаты, аренды, налоги… И их никто не проверяет, потому что у них нет даже ИП(или самозанятого) и они просто не числится в базах Роспотребнадзора, ФНС, Росздравнадзора. Их как бы и не существует в природе, хотя они массово и открыто продвигают свои услуги в том же инстаграм.

Создаётся ощущение двух параллельных реальностей. Высокопоставленные чиновники что-то пишут, издают приказы и правила, которые мы не успеваем читать. В их вселенной всё складно и логично, чтобы открыть кабинет, ты должен это и это и вот то! Нет на это денег и времени? Зачем ты тогда сюда поле! ?

А на местах другая вселенная. В которой о существовании многих этих документов даже не знают и знать не хотят, ибо если ты начнёшь пытаться их выполнять ты всё время и небольшие заработанные деньги только и будешь тратить на их выполнение. И быстро вылетишь с рынка. Потому что все остальные будут смотреть на тебя как на белую ворону и крутить пальцем у виска.

Что же делать?

Мы действительно стараемся всё выполнить. Прошли этот процесс в Волгоградской области потратив год и уйму денег. Теперь проходим в Московской.
Эмоции от избыточности, непродуманности и оторванности от реальности этих требований часто переполняют меня.

Критикуешь — предлагай. И я предлагаю!
Считаю, что необходимо в разы упростить требования к рынку косметологических услуг. Упростить процесс лицензирования, сведя его к одному визиту одного проверяющего. Сократить сроки до не более 1 месяца на весь процесс. Сделать нормальные формы онлайн заявок на посещение чиновника. Отменить многочисленные приказы и требования, заменив их одним документом с простыми и понятными требованиями.

Ввести упрощённое лицензирование для небольших клиник и салонов красоты. Что-то типа налоговых спецрежимов УСН и ПСН. Если ты маленький ты платишь простой и понятный налог 6% от оборота, без сложных форм и заморочек. У ФНС это получилось, почему нельзя то же самое сделать с лицензированием хотя бы для маленьких?

Главное — нужно всем осознать. Профессионалы рынка прекрасно осознают последствия своей деятельности и поверьте делают всё для безопасности клиента и без многочисленных требования и штрафных санкций. Нужно больше доверия от чиновников к бизнесу. Откровенных бездарей и мошенников выплюнет сам рынок.

Почему у нас нет никаких избыточных требований например к автомеханику и автомастерским. Ведь один не затянутый болт и может погибнуть целая семья. В то же время мы имеем драконовские требования к косметологии? Почему такая несправедливость?
Я не против контроля рынка. Без регулятора начнётся полный хаос. Но нужен баланс интересов государства и бизнеса. Сейчас его нет. И в том виде в котором это происходит сейчас это не работает совсем.

Я искренне надеюсь, что эту статью прочитают люди, у которых есть полномочия и власть изменить ситуацию. Ведь такое стало возможно в той же налоговой сфере(я действительно считаю налогообложение малого бизнеса в России несложным и не самым кабальным). Почему в других сферах мы до сих пор имеем такие огромные административные барьеры и оторванность требований от реальности?

Все мы в одной большой лодке. Чиновники тоже люди, они сами и их родственники ежедневно пользуются услугами бизнеса, покупают еду, получают услуги косметолога и в целом всё работает нормально, даже не смотря на тотальное несоблюдение законодательных требований в отдельных отраслях. Так почему нельзя отменить или упростить избыточные требования и сделать рынок легальным и понятным?

99
11 комментариев

Всё так, все процессы ещё оптимизировать и оптимизировать.
Крепитесь.

И запятых ещё вам очень не хватает. Поделюсь своими: ,,,,,,,,,,

1
Ответить

Спасибо, на запятые проверю статью)

Ответить

Про запятые хотел сказать, пропущены, почему-то никто не обратил внимания, это очень важно в данной статье.
Запитые запитые запитые..... 

Ответить

Жесть. А мне надо (хотелка) мед кабинет для консультаций ортопеда. Надеюсь, это будет значительно проще, т.к. из оборудования нужен стол и 2 стула. И будем у пациентов восстановить кости после диагноза ангбк.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Анна, если вы ортопед, то можно даже на ИП в теории получить лицензию. Но такое редко бывает когда предприниматель имеет медицинское, да ещё и высшее. Очень редко.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить