{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Технологичное ЖКХ из Екатеринбурга

Директор управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин об опыте внедрения информационных технологий и принципа холакратии в сфере ЖКХ.

Илья Сотонин

«Лига ЖКХ» обслуживает около 30 домов в Екатеринбурге и области, а еще 130 подали заявки. В 2017 году компания вышла в Подмосковье и параллельно открыла продажу франшиз, получив более 20 заявок из разных городов. Стоимость франшизы — от миллиона рублей, говорится на сайте проекта.

Ежегодная выручка «Лиги ЖКХ» составляет 50 млн рублей в год, чистая прибыль — 600-700 тысяч рублей в месяц. Директор компании Илья Сотонин оценивает «Лигу ЖКХ» в 100 млн рублей. Его оценка подтвердилась в конце ноября 2017 года, когда удалось привлечь первые инвестиции в размере 5 млн рублей за долю в 5%. Имя инвестора основатель «Лиги ЖКХ» не раскрывает.

Директор компании Илья Сотонин рассказал vc.ru, что такие результаты связаны с внедрением ИТ-подхода в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Логотип «Лиги ЖКХ»

В начале 2000-х семья Сотониных переехала во второй корпус Городка Чекистов — комплекс домов в стиле конструктивизма, построенного в 1930-х годах. В 21 веке эти здания оказались не готовы к такой проблеме, как сливание канализации на земляной пол в подвале — дома гнили.

В 2006 году родители Сотонина решили создать ТСЖ (товарищество собственников жилья) и начали приводить всё в порядок: отремонтировали общедомовое имущество и поменяли систему отопления. Постепенно на базе этого товарищества сформировалась маленькая управляющая компания, в штат которой вошло три сотрудника.

Жители одного из домов Екатеринбурга, посмотрев на успешный опыт Сотониных, попросили помощи в создании ТСЖ, а чуть позже, не понимая, как действовать дальше самостоятельно, просто наняли молодую УК на обслуживание примерно за 80 тысяч рублей.

Родители Ильи Сотонина продолжили дальше развивать ТСЖ, а он сам в мае 2012 года собрал документы и поучаствовал в первом тендере на выбор управляющей компании в одном из районов города. Так как его компания оказалась единственным участником конкурса, «Лиге ЖКХ» досталась только что введенная в эксплуатацию новостройка.

На самом деле, это была большая авантюра. Сотрудников на тот момент практически не было, я на все звонки отвечал сам и знал только контакты нескольких сантехников и электриков. Как только что-то случалось, направлял этих мастеров в дом, часто приходилось и самому выезжать на место

Илья Сотонин
, директор «Лиги ЖКХ»

Холакратия и ИТ

Позже появилась небольшая команда, но как только Сотонин пришел к тому, чтобы сделать «Лигу ЖКХ» ИТ-компанией, пришлось опять начинать с нуля, потому что все, кто уже был в штате, не хотели переучиваться.

Он начал искать мастеров, у которых не было опыта работы в управляющих компаниях, потому что все, кто уже проходил через это, привыкли к некорректному стилю общения с жителями. Директору «Лиги» хотелось сломать стереотип о «пьяных сантехниках». Кроме того, нужны были программисты для реализации всех идей.

Сейчас бизнес построен по принципу холакратии (управлении без иерархий и менеджеров). В основе — центральный круг, то есть штаб-квартира компании. Там расположен консьерж-офис, который представляет собой аналог службы технической поддержки, помогающей любому жителю через чат на сайте или телефон.

Также в центре находятся команды, занимающиеся ИТ-разработками, в том числе развитием глобального помощника Liga IS. Еще в основном круге происходит прием платежей, и находится «Академия Лиги», где занимаются подготовкой будущих сотрудников компании.

Помимо центрального, существуют базовые круги. Каждый из них обслуживает около 100 тысяч квадратных метров жилья и у всех членов его команды есть своя роль.

Комьюнити-менеджер — человек, который контролирует все финансовые аспекты деятельности домов, хаус-мастера (их обычно от двух до четырёх) — специалисты, которые ухаживают за домами, в основном это касается сантехники и электрики. Также в базовых кругах работают дворники и уборщики.

Хаус-мастер в фирменной форме «Лиги ЖКХ»

Требования к персоналу высокие. Например, на сайте управляющей компании в разделе вакансий указано, что хаус-мастер должен относиться к дому как к своему, а также запоминать жильцов и дружить с ними. Хороший сервис — главная отличительная черта «Лиги ЖКХ», считает Илья Сотонин.

Каждая команда на 100 тысяч квадратных метров автономна. И каждый базовый круг — отдельное юридическое лицо. Таким образом обеспечивается безопасность работы. По мнению Сотонина, в текущих условиях на рынке можно легко «потопить» любую управляющую компанию и не так страшно, если это случится с одной из многих небольших, чем с единственной на миллион квадратных метров.

У всех домов есть свой счет на оплату жилищных расходов. Информация о том, на что были потрачены средства, находится в открытом доступе на специальном сайте, данные на который поступают напрямую из банка. Это одна из разработок «Лиги ЖКХ».

Кроме того, компания разработала конструктор подъездов, в котором как в конфигураторе автомобилей можно выбрать любую отделку и сразу увидеть её стоимость.

Конструктор подъездов

Также «Лига ЖКХ» разрабатывает совместный проект с электроэнергетической компанией «Т Плюс», а именно рейтинг домов по энергоэффективности. Любой житель сможет увидеть, сколько его дом тратит тепла в пересчете на квадратный метр по сравнению с аналогичными домами по городу.

На создание всех этих программ Сотонин потратил 2 млн рублей, а всего в проект было вложено 6 млн рублей, вырученных с продажи трёх земельных участков.

Блокчейн в сфере ЖКХ

Согласно новому законопроекту Минстроя, жители должны будут платить за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Поэтому в планах у Ильи Сотонина трансформация «Лиги ЖКХ» в жилищный сервис на блокчейне, создание собственной криптовалюты под названием «Ликоины» и проведение ICO.

Внедрение «Ликоинов» запланировано уже на 2018 год, но сначала это будет больше напоминать систему лояльности в банках. Жители смогут получить «Ликоины» как бонусы за те или иные достижения, например, своевременную оплату услуг, а потом их можно будет потратить на те же услуги.

Открытость и сарафанное радио

Никакую рекламу и продвижение «Лига» не использует, заявки на новые дома приходят только через сарафанное радио.

«Традиционные» компании, по словам директора, не готовы принимать конкурента, поэтому уже неоднократно поджигали служебные машины, офис и лифты в жилых домах, которые выбрали «Лигу».

Несколько раз Сотонина приглашали выяснить отношения на улице, предлагали ему продать компанию, а получив отказ, в очередной раз портили имущество УК или её клиентов.

После подобных случаев появляется еще больше заявок не только из Екатеринбурга, но и из Челябинска, Калуги, Костромы, Ставрополя, Краснодара, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, говорит основатель «Лиги ЖКХ».

Карта заявок от домов по всей России

Сотонин считает, что успех его бизнеса состоит именно в открытости и прозрачности. Он также полагает, что такую схему работы удается реализовывать благодаря ИТ-разработкам.

Директор компании сравнивает «Лигу ЖКХ» с технологической сетью ресторанов быстрого питания: «У нас большое пересечение с "Додо Пиццей". У них есть Dodo IS, мы развиваем аналогичную систему, только для сферы ЖКХ».

Директор «Лиги ЖКХ» изучил опыт других стран и не обнаружил похожих управляющих компаний. Например, в Германии рынок управления жильем хорошо функционирует и на старых технологиях, говорит он.

Знакомые Сотонина из Екатеринбурга открыли УК в Дубае и обслуживают две башни по 100 000 квадратных метров. Сотонин думал, что сможет научиться у них чему-то новому, но оказалось, что в этой компании всё тоже работает на ручном управлении.

Дело в том, считает Сотонин, что в других странах процессы отлажены — и жители не сталкиваются с болью, которая заставила бы их что-то поменять. В России такая боль есть: подавляющее большинство жителей негативно оценивают то, что происходит с их домами, и активно борются с управляющими компаниями.

Раз существует боль, нужно чтобы появилось что-то крутое, что решит проблемы, возможно, это крутое и есть мы. Так что после налаживания работы в России, в планах прийти с нашими технологиями в другие страны.

Илья Сотонин
, директор «Лиги ЖКХ»
0
91 комментарий
Написать комментарий...
Артём Лисовский

Ico зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Босый

Чтобы выйти на инвесторов, минуя разного рода дармоедов, которые пасутся вокруг традиционных способов получения финансирования для дальнейшего развития.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский

инвестиции на что?

создание собственной криптовалюты под названием «Ликоины» и проведение ICO

валюты = покупка+продажа => нужна ценность. в чем ценность?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Босый

Отслеживаю развитие ситуации)

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда