«Многие думают, что флористика — "девочкин" бизнес»

История белгородской букетной Secret Garden, которая отказалась от продажи обычных роз в пользу редких цветов.

Белгородский флористический проект Secret Garden предлагает покупателям редкие сорта цветов в виде букетов или композиций в кашпо.

Также букетная оформляет пространства для мероприятий, устраивает мастер-классы и продает уникальную для Белгорода эко-косметику, ювелирные украшения и натуральные сладости.

Совладелицы Secret Garden Мария Борисова и Мария Рахнева рассказали vc.ru о том, как бизнесу помогли оригинальный ассортимент, партнерства с московскими брендами, красочный Instagram и мастер-классы.

Мария Борисова

В 2014 году Борисова вместе с партнерами создала цифровое мобильное lifestyle-издание Light Magazine и стала его шеф-редактором. В 2017 году медиа закрылось на реорганизацию. В свою очередь Рахнева возглавляла белгородскую мебельную фабрику, а в 2015 году открыла собственную фотостудию Forza.

Журнал Борисовой сотрудничал с российской компанией, которая занималась продажей цветов в шляпных коробках. В 2015 году девушки решили запустить франшизу этого проекта в Белгороде. По соглашению сторон, партнеры не имеют права раскрывать название бренда, рассказывает Борисова.

На покупку франшизы предприниматели потратили 250 тысяч рублей из собственных сбережений. Подготовка к запуску проекта длилась месяц и потребовала дополнительных вложений, точную сумму которых партнеры не раскрывают.

Франшиза позволила Борисовой продолжать заниматься журналом. По ее словам, подобный формат оказался удобным стартом для начинающих предпринимателей.

Мария Рахнева

Однако в работе по франшизе были свои минусы. Например, бренд не работал с экзотическими сортами цветов, а продавал преимущественно монобукеты из роз. Кроме того, по словам Борисовой, московское руководство компании не учитывало потребности отдельно взятого города.

Необычные цветы и фирменный стиль

В 2016 году партнеры отказались от франшизы и через некоторое время запустили букетную Secret Garden. Получив опыт и знания во флористике, Борисова и Рахнева хотели реализовать их в собственном деле.

Франшиза — полезный опыт. Я работала журналистом и не собиралась связывать свою профессиональную деятельность с флористикой. Возможно, я бы вообще не заинтересовалась этой сферой, если бы не франшиза.

Со временем мы прониклись и захотели чего-то большего, а все знания и опыт, полученные во время первого года работы, нам в этом пригодились.

Мария Борисова, соосновательница Secret Garden

Изначально Борисова и Рахнева выбрали для Secret Garden формат сервиса для доставки букетов. Заказы принимаются по телефону, в Instagram, Telegram и «ВКонтакте».

Девушки не раскрывают точную стоимость запуска собственного проекта. Но по их словам, сумма превысила цену франшизы. Партнеры потратили на создание Secret Garden собственные средства.

По словам Борисовой, главное требование для работы в онлайне — обеспечить закупку цветов под заказ: например, для свадьбы. Первые полгода девушки выполняли всю работу вдвоем: покупали цветы у поставщиков, собирали букеты и доставляли заказы. В пиковые моменты — 14 февраля, 8 марта и новогодние праздники — им помогали мужья и друзья.

Многие думают, что флористика — «девочкин» бизнес. Хотя порой это сложная физическая работа. Тем не менее, это крутое и красивое дело, всегда приятно работать с цветами и эмоциями людей, видеть, что приносишь радость окружающим.

Можно очень сильно устать от длительной напряженной деятельности, но проходит день-два, и хочется снова вернуться в строй.

Мария Борисова

Сейчас в Secret Garden работает еще одна сотрудница — Анастасия Чураева. Букеты начал доставлять курьер, который не числится в штате компании.

Особенности работы с поставщиками

Отличительной чертой Secret Garden в Белгороде стал ассортимент и фирменный стиль проекта при оформлении букетов.

Борисова и Рахнева намеренно отказались от классических букетов из роз и хризантем и решили работать с экзотическими сортами цветов: анемонами, ранункулюсами, амарилисами, антуриумами, артишоками, протеями, пионами и пионовидными розами.

Из-за этого им стало сложнее найти поставщиков на местном рынке. Сейчас Secret Garden работает с тремя-четырьмя партнерами, среди которых одна московская и несколько белогородских компаний.

По словам Борисовой, местные партнеры не могут обеспечить набор некоторых цветов. Например, редких орхидей. Поставщика, который способен справиться с этой задачей, предприниматели нашли в Москве.

Белгородские игроки привозят основной объем цветов, а столичный поставщик — страховка для выполнения срочных заказов и поставки редких видов цветов.

Кроме того, местным поставщикам проект оставляет заявку на закупку цветов заранее — не менее чем за неделю. В то время как партнер из Москвы может отправить нужные растения в день заказа, поясняет Борисова.

«Когда работаешь с классическим ассортиментом, то можно легко найти цветы в доступе. Например, белые и красные розы есть у всех поставщиков всегда. Но с экзотикой сложнее», — говорит соосновательница Secret Garden.

Букетная не просто продает цветы, но также предоставляет услуги по оформлению пространства под мероприятие.

В смете на мероприятие отдельно обозначены расходы на цветы, логистику, аренду декора и процент за работу Secret Garden. Также в некоторых указываются потенциальные риски. Например, расходы на случай, если некоторые цветы завянут или получат повреждения в дороге.

По опыту Secret Garden, подготовка к оформлению мероприятия занимает около двух недель. За это время партнеры разрабатывают концепцию, продумывают состав цветов, формируют заказ для поставщиков и готовятся к работе на заданной площадке.

Борисова отмечает, что свадьба с живыми цветами — дорогое удовольствие. Средний чек заказов для мероприятия — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей. Иногда Secret Garden получает заявки и на сумму 500 тысяч рублей.

Сервис не берет дополнительную плату за срочные заказы. «Мы стараемся с пониманием относиться к разным ситуациям и не оставляем заказчика без цветов. Хотя, конечно, небольшое количество времени, отведенное на выполнение заказа, должно влиять на цену», — говорит Борисова.

Средний чек на букеты Secret Garden — три-четыре тысячи рублей. При этом, когда Борисова и Рахнева только запустили бизнес, средний объем заказов не превышал 1500 рублей. По словам Борисовой, в 2017 году увеличилось количество заказов на пять-шесть тысяч рублей.

Закупка цветов — основная статья расходов Secret Garden. В среднем компания тратит на это по 300 тысяч рублей ежемесячно.

Кроме того, в 2017 году предприниматели приобрели большую холодильную камеру из-за увеличения количества заказов. Она обошлась им в 200 тысяч рублей.

При заказе девушки в первую очередь опираются на сезонность тех или иных растений. Это позволяет им сохранить качество цветов и приемлемую цену. Несколько раз в месяц Борисова и Рахнева обновляют ассортимент.

Мы постоянно движемся вперед и внедряем новые продукты. Например, цветы, упаковку, коробки, которых ни у кого другого больше нет в Белгороде.

Когда эта продукция появляется у конкурентов и рынок становится перенасыщен, то выводим из ассортимента и ищем что-то другое.

Мария Борисова

Привлечение клиентов и партнеров

С поиском первых клиентов для Secret Garden у Борисовой и Рахневой не возникло проблем — вокруг проекта сложилась лояльная аудитория, которую удалось заполучить еще во время работы по франшизе. Однако для увеличения клиентской базы потребовалось время.

Борисова считает, что благодаря сторонним проектам — журналу и фотостудии — у нее и Рахневой сложилась хорошая репутация в городе. Кроме того, сработал принцип сарафанного радио среди жителей Белгорода.

В 2016 году букетная выполнила 1500 заказов. В 2017 году — 4500. Больше всего заявок приходится на февраль, март и декабрь. Отдельно Борисова выделяет 14 февраля и 8 марта.

Самые спокойные для бизнеса месяцы — октябрь и январь. По словам Борисовой, они дают возможность передохнуть и подготовиться к приближающимся праздникам и новому свадебному сезону. На остальные месяцы нагрузка распределяется более или менее равномерно.

Основательницы Secret Garden не считают, что у них есть конкретная рекламная стратегия. Свои усилия в этом направлении они называют «интуитивным маркетингом».

Главные каналы для привлечения новых клиентов — Instagram, а также партнерства с ресторанами, салонами красоты, бутиками и учреждениями культуры в Белгороде и по всей России.

В частности, Secret Garden сотрудничает с дизайнером-ювелиром Леной Гребенщиковой, производителями натуральной косметики Laboratorium и «Самосвет», маркой блокнотов Monomount, парфюмерной компанией Demeter и другими. Из городских партнеров проекта — салон красоты и арт-кафе «Лето, цвет, кафе», SPA-салоны Bali spa и «Сиам», сеть магазинов обуви Palermo, бутик Vanilla, рестораны «Лес и лис», «Винсент» и «Орион».

С каждым из них Secret Garden выстраивает отношения индивидуально, подстраиваясь под концепцию. С некоторыми партнерами букетная работает по бартеру, с другими — на коммерческой основе, третьим — дарит букеты.

Девушки не ведут точные подсчеты ежемесячных затрат на продвижение. По их словам, они предпочитают адаптироваться к изменениям ситуации.

Но мы никогда не жалеем денег на продвижение. В праздники или особые даты с удовольствием дарим цветы стратегически важным партнерам, взаимодействуем с ними в совместных активностях в социальных сетях, проводим клиентские дни и так далее.

Мария Рахнева

Открытие офлайн-пространства

Также для привлечения новой аудитории основательницам Secret Garden помогают мастер-классы, воркшопы и лекции, которые они устраивают в офлайн-точке своего проекта. В зависимости от мероприятия участие может быть как платным, так и бесплатным.

Пространство появилось осенью 2016 года. На ремонт Борисова и Рахнева потратили около 250-300 тысяч рублей. Ежемесячная аренда помещения площадью 40 м² обходится основательницам в 50 тысяч рублей. Оно расположено на Народном бульваре — в центральной части Белгорода.

Первые два-три месяца после открытия пространства количество онлайн-заказов с доставкой сократилось. Постоянные клиенты приезжали в салон, чтобы лично забрать заказ, познакомиться и пообщаться с основателями.

Основательницы Secret Garden считают офлайн-точку не просто букетной, но и местом для знакомства и формирования своего сообщества. В салоне помимо цветов представлены также ювелирные украшения, косметика и парфюмерия от партнеров.

Мастер-классы проводят не только сами Борисова и Рахнева, но и приглашенные спикеры. Например, в 2017 году состоялись воркшоп по изготовлению шоколада от основательницы мастерской Live in choco Алены Алексеевой, кулинарный мастер-класс от создательницы онлайн-десертной Bez recepta Алены Андреасян, творческая встреча с дизайнером-ювелиром Леной Гребенщиковой и другие мероприятия.

По словам Борисовой, цветы приносят бизнесу 70% выручки, а дополнительная деятельность — оставшиеся 30%.

Жителям Белгорода интересно к нам заходить, потому что они знают, что найдут у нас интересные продукты, которых нет в других местах. Наверное, практически со всеми марками мы сотрудничаем уникально для региона.

За всеми представленными в Secret Garden брендами стоит наше личное знакомство с производителями того или иного продукта. Если их товар присутствует в нашем салоне, значит, мы разделяем философию компаний или пользуемся этой продукцией лично.

Мария Борисова

Основательницы Secret Garden планируют заниматься мероприятиями не только на площадке букетной, но и на уровне Белгорода. В феврале 2018 года Борисова и Рахнева организуют концерт поэтессы Ирины Астаховой в Белгородской филармонии.

Поэтапное развитие и планы на другие города

По словам девушек, бизнес Secret Garden стал прибыльным в первый месяц работы. В 2017 году финансовые показатели компании росли ежемесячно, и у проекта большие ожидания на 2018 год, говорит Борисова. Однако точную сумму выручки и прибыли она не называет.

Борисова отмечает, что проект развивался поэтапно — от онлайн-сервиса по доставке цветов к офлайн-пространству с большим холодильником и различными мероприятиями.

Постепенные шаги позволили не тратить большое количество средств сразу и вести бизнес в комфортном темпе, не пытаясь выполнить «пятилетку за три года», добавляет Рахнева.

Одним из условий успеха Secret Garden основательницы считают свое партнерство и полагают, что не добились бы поодиночке таких же результатов.

Secret Garden — не идеальный образец того, как и что нужно делать. Просто у нас получилось благодаря соразмерным шагам, знанию особенностей нашего региона, хорошей личной репутации и большому пулу партнеров.

Многих людей, которые хотят запустить свой бизнес, пугает потенциальный поиск стартового капитала на масштабные проекты. В этом случае нужно постепенно развивать свое дело. И не забывать о том, что проект в первую очередь должен быть интересен основателям.

Мария Борисова

Девушки не исключают возможности запуска собственной букетной Secret Garden или ее франшизы в других городах, но сроки не называют. Также Борисова и Рахнева собираются зарегистрировать торговую марку Secret Garden.

Когда запускаешь свой бизнес, иногда кажется, что ты всех порвешь. Мы хотели открыть букетную в Москве. Чем больше работаем, тем лучше понимаем, что идея вполне реальная, но немного позднее.

Букетная Secret Garden получилась именно такой, потому что в ней присутствует особенная атмосфера, и в проект вложена наша личная энергия. Это не просто бизнес, а важная часть жизни.

Мария Рахнева

Борисова считает, что в Белгороде представлены комфортные условия для развития малого бизнеса. Сам Secret Garden она называет сервисом дружественного формата, в котором подобраны правильные бизнес-партнеры, и работа внутри команды строится на дружеских отношениях.

0
55 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Киров

Заходя внутрь статьи, ожидал увидеть бородатых мужиков.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Alexander Shirnen

Позитивные девчонки! ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Ивахнов

У нас в городе есть флористическая компания которая пошла по следщему пути:
На проходных местах (типа вход в супермаркет) ставят свои тележки с небольшими букетиками по 200-300 рублей. Я лично частенько заехав после работы за продуктами прихватываю букетик. Мелочь а жене приятно )
Вот такие:

Ответить
Развернуть ветку
blogerok

Красиво и полезно (Лаванда, хвоя и пр.). После прямого назначения букета можно чай заваривать )

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

О, да! Если ещё букет из натуральных афродизиаков - знатное чаепитие получится ))

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Bedenkov

В статье нет только одного: правды. Циферки не бьются, колмюичество зааазов - с потолка. Это я как представитель "цветочного бизнеса" могу сказать.
Самое простое: закупка 300 тыс. В месяц - это выручка 600 тыс. Или 20 тыс. В день. Это полная загрузка 1 флориста с 9 до 21. Ведь он не только букеты делает, но и принимает цветы. Их двое :) Кто же доставляет, ведет инсту и пр.?
В общем, сказка очередная.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

20тысяч это может быть два букета.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Евгения Касьянова

Именно!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Ну вот так, впервые открыли цифры, а тут говорят не бьются) Вы, видимо, немного упустили - нас трое, не считая курьера. Так что ежедневно у нас полная загрузка 2-3 флористов, работаем мы с 10 до 20. А вот инста действительно ведем мы сами. Нам это нравится и, кажется, недурно получается.

Ответить
Развернуть ветку
Masha Rakhneva

Доставляет курьер, ведём инсту мы) Средняя стоимость Букетов 3000₽, все написано в статье. И да, вы забываете, что есть процент списания ( что странно, если у вас действительно цветочный бизнес) и нас не двое. Вы читали статью?)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Захожу в цветочные магазины и набираю для супруги букеты не из цветов а из всякой травы которая для декора букетов используется.

Ответить
Развернуть ветку
Yana Halas

Из личного опыта общения с владельцами таких вот очень красивых бизнесов со сказочными инстаграм-профилями (флористика, декор, мейкап, студии), могу сказать, что доходность там обычно оказывается околонулевая. А не унывать, продолжая валить красивые фоточки в ленту, помогает как правило какой-то стабильный независимый источник дохода.
Может это конечно только в нашем не особо прогрессивном областном центре так, но Белгород тоже вроде не ахти какой мегаполис. Поэтому, да, как отметили уже выше, в успешность бизнеса верится с трудом.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Хотите пообщаемся? Может быть, появится и другой пример из жизни) И спасибо за сказочный инстаграм и красивые фоточки. Нам ведь приятно

Ответить
Развернуть ветку
Aka Bydionis

Во-первой, всем кто работает профессионально с флористами, известно что это те еще сказочницы.
Во-вторых, я с большим натягом поверю в успех их бизнеса, только при одном условии, это реально сидеть и бомбить весь интернет - контентом, синергиями и прочими коллаборациями, но тогда в штате уже должен быть еще +1-2 человека отвечающего за контент, и тогда заявленные обороты не покрывают зарплаты, либо они это делают сами и убивают на это очень много времени, но почему то не берут его в расчет, а владелец бизнеса не считающий своего времени в переводе на прибыль, тот еще бизнесВумен.
И в любых вариациях мы получаем очень много сказки в этом рассказе.
Тоже не верю.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Ах да, в интервью мы еще не сказали, что "бомбим" контент не только для себя, но и для своих партнеров! И для этого у нас даже есть @secretgarden_content. Так что у нас все в порядке со временем.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А так, чисто для общего развития - Белгород (нас. 400 000 чел), расположен в 700 км южнее Москвы, кому там оформлять мероприятия от 30 000 до 100 000 рублей, и далее к 0.5 млн рублей, сколько платежеспособных клиентов?
 
В данный момент читаю фантазийную книжку "Извини, но ты полюбил психопатку" - про владелицу цветочного салона в Чикаго - но у них там и парник свой в большом ботаническом саду и химия всякая для придания нужного цвета, и работают они в действительно огромном городе, что и окупает весь процесс.
 
В перенасыщенном цветочными магазинами (так-то не очень богатом, еще) Питере сложно понять как выживает магазин флористики в городе на 0.4 млн населения, с доставкой из Москвы за 700 км ... ну не сходится что-то у меня.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

20к в 2010 году отдал флористу за оформление в своем 720тысячном городе.
И для нее это был очень мелкий заказ за который взялась чисто по знакомству.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Lenny Fallon

все там нормально с клиентами)
там Старый Оскол неподалеку, для начала....)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Платежеспособных клиентов и клиентов со вкусов у нас достаточно, поверьте. Более того, у нас есть и другие направления кроме флористики, которые позволяют привлекать в Букетную еще больше гостей и делают их лояльными. Да и коллаборации (подчеркну, не только в рамках города, но и страны) позволяют достигать прекрасных результатов. И пора признать, что все крутится не только вокруг столиц. В регионах можно и нужно создавать хорошие, красивые, прибыльные проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Фоминов

Приятно увидеть тут земляков. Очень все радужно получилось в статье. Раньше впечатление об этом бизнесе делал на основе книги Бармина с его " я помню всех кто не перезвонил") .

Ответить
Развернуть ветку
Ushkyr Basmach

Много и ниочем

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Крупных предприятий, вроде меньше 20-ти (по Википедии) - металлобработка, строительные конструкции и материалы, пищевая промышленность, и легкая.
Ну, свадьбы-юбилеи-корпоративы. Но если клиентов много - что делают конкуренты (в статье об этом мало), а если клиентов мало - как выживают?
 
Вот тут https://www.yell.ru/belgorod/ на "магазины цветов" целых 66 салонов или киосков - не поймешь. Причем без Secret Garden.
(или 65 - там в середине есть "Цвет диванов" :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеев

Какие в Питере хорошие цветочные сайты?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А зачем нужен сайт для продажи цветов, кто бы объяснил ...
Я еще понимаю, в 2002 году, девушке у нас в офисе вдруг приносят букет, и выясняется что это ее тайный воздыхатель, деловой партнер, взял да и заказал доставку дистанционно, вот это было круто.
А теперь зачем, ведь на цветы надо (мне кажется) смотреть и видеть их, чтобы купить ... они могут 2 дня стоять в магазине, а могут быть свежими ...
...
У меня рядом с домой 5 минимум цветочных киосков-павильонов-магазинов, включая 1 скидочный (цветовик?). Реально _хорошие_ цветы только в одном из них - не скидочном. И все, беру только там, а какие у них сайты, мне уже не важно.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Мария Борисова

Вам к нашим друзьям Florisant https://florisant.ru

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yury Khersonskiy

отличная статья, удачи!!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Наталия Борисова

Secret Garden....лучшие !

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Кошкендей

Удачи!!процветания!!интересных и новых решений!!

Ответить
Развернуть ветку
Nastya Anastasia

Видимо, комментаторы не были в городе Белгороде)) хватает людей, которые могут позволить себе букеты за 20 т. и оформление за 200 т.р. Уж поверьте!))

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Вот, Настя, спасибо! Полностью поддерживаю.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Лысых

Удивительно сколько негатива в комментариях. Девчонки ни перед кем не обязаны отчитываться! А то что бизнес окупается, понятно потому, что магазин не закрывается уже давно. Девушки, удачи! Главное, чтобы вы сами знали что всё не зря. Никого не слушайте и не отчитывайтесь ни перед кем!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Борисова

Виктория, спасибо за теплые слова поддержки! Хочется вас обнять)

Ответить
Развернуть ветку
Ushkyr Basmach

Долго незакрывающийся бизнес - не всегда признак прибыльного бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда