{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

6 способов воровства топлива водителями корпоративного транспорта (и как с этим бороться)

Добрый день, уважаемые читатели! С вами снова Кирилл Верзин, основатель и руководитель компании «Процессинг24». В своем первом посте я постарался в общих чертах рассказать о том, что такое топливный процессинг. И как именно наша компания помогает владельцам малого и среднего бизнеса решить топливный вопрос «под ключ».

Я кратко упомянул о сложностях, с которыми сталкиваются владельцы бизнеса при решении топливного вопроса. И сегодня хотел бы остановиться подробнее на самой острой проблеме — проблеме хищения топлива водителями. И, конечно, расскажу о том, как наш сервис помогает с этим бороться.

Если вы считаете, что проблема махинаций с топливом касается только крупных компаний, то глубоко ошибаетесь. В год потери с одной корпоративной машины могут составить около 300 тыс. рублей — серьезный ущерб, согласитесь? А если машин, к примеру, пять? Тогда убытки за год составят уже около 1,5 млн рублей — сумма солидная, особенно для небольшой компании.

Масштабы потерь топлива могут быть весьма впечатляющими

Водители пытаются «не упустить своего» — это факт. Почему? Чаще всего они свято уверены, что хозяин им недоплачивает. А потому считают выручку за ворованное топливо справедливой «компенсацией» — ещё одной частью зарплаты. Вроде негласной премии. Но хозяин-то с этим подходом в корне не согласен, так как терпит убытки! И пытается восполнить потери…, например, снизив зарплату тем же водителям. А те в ответ стремятся еще больше «нагреться» за счет владельца бизнеса. Получается замкнутый круг. И задача руководителя компании — как-то этот круг разорвать.

Как воруют топливо

Итак, как же водители «нагреваются» на ГСМ за хозяйский счет.

Используют автомобиль в личных целях

Этим чаще всего «грешат» водители таксопарков, работники курьерских служб, личные водители руководителей разных мастей. Действительно, почему бы не заехать на служебной машине в пару-тройку мест по своим делам? В результате идет перерасход топлива, но кто ж об этом узнает?

Сразу скажу, что если бизнес «подключен» к топливному процессингу, предотвратить такой вид нарушений довольно легко. Владелец бизнеса в режиме реального времени может отслеживать и маршрут следования машины, и места заправок, и количество использованного топлива. Тут уж, как говорится, не забалуешь.

Вот так выглядит окно контроля в личном кабинете нашего сервиса

Чтобы у водителя не было возможности кататься на служебном авто как на личной машине, хозяин компании может:

· установить жесткий лимит на объем заправляемого горючего;

· ограничить время действия топливной карты определенными часами (только рабочими);

· заблокировать возможность заправки в выходные дни;

· вовсе заблокировать карту недобросовестного водителя аккурат тогда, когда тот отправится на служебной машине по своим делам — скажем, в выходные на дачу.

Сливают «лишнее» топливо из бака

Это еще один из наиболее простых способов воровства. Если, к примеру, нормы расхода топлива завышены, водитель может слить «излишек» горючего и продать его. За один день таким образом можно присвоить 50-100 л. Таким образом, при цене дизельного топлива в среднем 54 рубля только один водитель «наказывает» хозяина на 2 700 – 5 400 рублей в день. Ежедневно! Один водитель!

Потом перерасход списывают на различные объективные факторы, например, загруженность машины. Так, порожняя фура MAN израсходует около 20 л на 100 км, а груженая — уже 35 л. Потери можно также списать на работающий кондиционер или морозильную камеру, плохое дорожное покрытие и прочие типа «объективные» факторы. Нередко водители подкручивают одометр, чтобы километраж при отчете соответствовал расходу топлива.

Не всегда помогают контролировать расход даже датчики уровня топлива. Некоторые «народные умельцы» научились бороться и с ними: питание датчика отключают или помещают в топливный бак лист фольги. В результате создается впечатление, что датчик неисправен. Ремонт — это дополнительные расходы, поэтому некоторые владельцы предпочитают оставить все как есть. А водители между тем продолжают сливать горючее.

Кроме обычного слива напрямую через шланг из бензобака, существует и более изощренный способ воровства: слив через «обратку». На шланг линии возврата неотработанного топлива устанавливают клапан с краном. Из крана по дополнительному шлангу топливо поступает не в бензобак, а в канистру, заботливо подставленную водителем. Некоторые умельцы умудрялись даже размещать на приборном щитке лампочку, которая извещала, что канистра заполнена.

Таким образом, система расхода топлива, установленная на авто, не распознает, что топливо уходит «налево», а перерасход в размере 10% водитель объяснит объективными причинами вроде дорожных условий и стиля вождения.

Но разработчики процессинговых сервисов придумали, как с этим бороться. Повторюсь, в личном онлайн-кабинете сервиса «Процессинг24» владелец карты сможет в режиме реального времени контролировать водителя: сколько топлива он заправляет, каким маршрутом следует. А вот чтобы у водителя не было возможности списать перерасход на различные «объективные причины», придется тщательно перепроверить нормы расхода топлива и установить лимиты с учетом всех вероятных факторов перерасхода. Лимит по объему топлива владелец также может установить в личном кабинете. Как только установленная норма будет исчерпана — у водителя уже не будет возможности заправиться.

Предоставляют в бухгалтерию «левые» чеки

Простой и быстрый способ для водителей «поживиться» за счет собственника бизнеса — купить по дешевке чеки у «левых» водителей. Сумму, указанную в них, несложно снять с карты и положить себе в карман. А если повезет, чек и бесплатно найти можно!

Перерасход, как я уже говорил выше, можно попытаться оправдать самыми разными причинами. Однако, если водитель пользуется при заправке не наличными или обычной банковской карточкой, а топливной картой, такую махинацию провернуть будет невозможно.

· Во-первых, карточка привязана к конкретному автомобилю. Владелец бизнеса четко отслеживает, где, когда и в каком количестве происходит заправка топлива. Про объективные нормативы и лимиты я уже говорил выше.

· Во-вторых, снять наличные с топливной карты «Процессинг24» невозможно, так что никакой выгоды в том, чтобы заправлять «левые» авто у водителя просто не будет.

· В-третьих, чтобы проверить достоверность предоставленных водителями чеков, руководитель или его доверенное лицо может сравнить данные на чеках и данные в личном кабинете сервиса. В ЛК отражается информация, на каких именно АЗС и в каком объеме был заправлен каждый автомобиль.

Работники компаний, занимающихся грузоперевозками, могут действовать по другой схеме. Известно, что цены на топливо в различных регионах РФ отличаются. Так, дизельное топливо в Москве стоит 54,19 рублей, а, к примеру, в Калуге — 50,45 рублей. Разница почти 4 рубля! Водитель может навесить дополнительный бак, заправиться более дешевым топливом в Калуге, а чек предоставить с московской заправки. В результате при заправке в 500 л он «экономит» 1 870 рублей.

Если расчет производится топливной картой, такой «фокус» не пройдет. Владелец бизнеса в личном кабинете в режиме реального времени видит, на какой именно АЗС заправляется водитель и сколько средств списывается со счета.

Договариваются с владельцем АЗС

Нередко водители вступают в сговор с владельцами АЗС. Работает эта схема таким образом: водитель заправляет в бак, к примеру, 100 л, а чек получает на оплату 200 л. Разница в несколько тысяч рублей оседает в карманах у водителя и у владельца АЗС в виде наличности.

Однако подобный «договор о сотрудничестве» можно заключить лишь с владельцами небольших частных заправок. К примеру, мы сотрудничаем с крупными нефтеперерабатывающими компаниями, такими как «Роснефть», «Татнефть» и др., «Процессинг24» является официальным дилером «Газпромнефти».

На подобных заправках в сговор с водителями вступать не будут — не тот уровень. Кроме того, многие из таких АЗС автоматизированы, а «договориться» с автоматической системой никак не получится.

Попробуй договориться с подобной махиной

Поэтому владелец топливных карт всегда получает достоверную информацию об объемах топлива, которое заправляет каждое транспортное средство в его автопарке.

Договариваются с топливозаправщиком

Такой вид мошенничества встречается там, где приходится заказывать доставку топлива на удаленный объект: на стройплощадки, при проведении ремонтных и сельскохозяйственных работ и т. п. Как правило, спецтранспорт работает там в непрерывном режиме.

Для заправки спецтехники в этом случае нередко пользуются услугами частных топливных заправщиков. Они по предварительному согласию с водителями фактически отпускают чуть меньше топлива, чем указывается в ведомости. Полученную таким образом «прибыль» делит между собой водитель и владелец заправщика. Расчет, как правило, производится наличными.

И не обязательно это будет большой недолив. Так, недоливая всего 8 л в процессе одной заправки, махинаторы «экономят» до 200 л топлива в месяц с одной транспортной единицы. А владелец при этом теряет больше 10 тыс. рублей — и это только с одной машины.

Экономят на доставке топлива и следующим образом. Заказывают горючее у сомнительного поставщика по более низкой цене. Как правило, ГСМ в таком случае будет низкого качества. В результате при расчете денег тратится меньше, а владелец получает отчет, в котором указывается более крупная сумма — та, что потратили бы на более качественное «горючее».

Клиенты «Процессинг24» могут воспользоваться услугой доставки топлива на объект в Москве и области. При этом ловчить не получится.

· Расчет за доставку топлива производится безналичным способом с единого счета владельца карт, а значит, поделить «сэкономленную» наличность не выйдет.

· Мы поставляем топливо только от проверенных поставщиков — крупных нефтеперерабатывающих компаний. Наш клиент оказывается в двойном выигрыше. Он платит реальную цену за топливо всегда гарантированно высокого качества. И тем самым избавляется от риска выхода техники из строя из-за использования низкосортного горючего.

Закажете доставку топлива с такой АЗС?

Указывают фиктивное время работы

Эту схему нередко используют водители спецтехники. Расход горючего у таких транспортных средств рассчитывается по количеству моточасов. Учет отработанных часов ведет специальный счетчик, установленный на машину. Однако, что мешает водителю простаивать, пуская технику на холостом ходу, а образовавшийся излишек топлива сливать?

Водитель спит, а двигатель работает…

Бороться с таким видом хищения довольно сложно. Особенно если модель спецтехники редкая, и утвержденных нормативов расхода топлива для нее нет.

В этом случае придется тщательно проанализировать условия, в которых работает ТС, и с учетом этого установить нормы расхода топлива для каждой единицы спецтехники. Так, в качестве основы берут норму расхода топлива, указанную в техпаспорте, а затем умножают на коэффициент перерасчета. При этом учитывают территориальные и климатические условия, затраты на работу дополнительного оборудования, техническое состояние авто. Закладывается также погрешность в пределах 10-20%.

Рассчитав таким образом нормы расхода топлива, владелец карты устанавливает в личном кабинете лимит на объем заправляемого горючего, предотвращая непредвиденный перерасход.

Как предотвратить махинации с топливом

Как видите, топливная карта процессингового сервиса способна решить большинство проблем, связанных с хищением топлива водителями.

Но я уверен, что эффективен здесь будет только комплексный подход. Чтобы защитить свой бизнес от потерь, я бы рекомендовал принять следующие меры.

· Проводить тестовые рейсы. В ходе такого рейса владелец бизнеса или его доверенное лицо отправляется в поездку вместе с водителем или совершает ее самостоятельно. В результате можно реально оценить расход ГСМ для конкретного ТС и сверить его с установленными топливными нормативами.

· Установить на автомобили тахографы. На тахограф поступает информация со спутниковой системы слежения, акселерометра и датчика скорости. Таким образом, с помощью этого прибора можно получить достоверную информацию о том, сколько времени автомобиль находился в движении, с какой скоростью ехал, отследить километраж. С тахографом у водителя не будет шансов «химичить» с подкруткой одометра и показаниями других счетчиков.

· Проводить внеплановые техосмотры. Это позволит выявить несанкционированные «новшества», которые водитель мог внести в конструкцию авто. Лучше, если о дате техосмотра водители не узнают заранее, а проверку проведет независимый опытный автомеханик.

· Отслеживать статистику топливных карт. Клиентам «Процессинг24» это несложно сделать в личном кабинете. Здесь владелец бизнеса или его доверенное лицо сможет отследить, не отклонялся ли водитель от установленного маршрута, не заправлялся ли на сторонних АЗС. В личном кабинете отображается информация об объемах и времени каждой заправки, а также о суммах, уплаченных за топливо.

***

Буду рад, если в комментариях вы поделитесь своим опытом борьбы с хищениями топлива в компании. Какими инструментами пользуетесь вы? Считаете ли вы топливные карты эффективным инструментом в борьбе с «топливными махинациями» водителей?

Жду ваших комментариев, а также снова с удовольствием отвечу на вопросы о работе нашего сервиса.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Авраам Сидоров

Вся статья сводится к одному выводу: пользуйтесь нашим сервисом.
Проблема 1: .... Решение: Пользуйтесь нашим сервисом.
Проблема 2: .... Решение: Пользуйтесь нашим сервисом.
...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Верзин
Автор

Не так.
Проблема 1: вот так мы ее решили.
Проблема 2: вот так мы ее решили.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Petrov

Вы ничего не решили, из статьи следует что собственнику бизнеса нужно знать лимиты и всё, причём тут ваш сервис непонятно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гаврилов

Еще как понятно, без вовлечения в процесс собственника, где он собственно и будет знать все свои лимиты и благополучно следить за ними, не получится следить за "странными транзакциями" со стороны водителей!
Статья достаточно информативная, то что она кому-то не нравится - наоборот делает ее более интересной)

Ответить
Развернуть ветку
Авраам Сидоров

Ну вам виднее, вы же автор.
Я, как читатель вижу следующие:
Проблема: Воровство топлива.
Решение: В личном кабинете "Процессинг24" вы можете управлять расходом топлива.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Верзин
Автор

Вы сказали то же самое, что и я. Просто почему-то вам нужно поддеть меня и наш сервис. Правда я не понимаю, зачем.

Ответить
Развернуть ветку
Авраам Сидоров

Цели поддеть нет, сервис, вероятно, полезный.
Просто заголовок статьи подразумевает какое-то информационное наполнение, а по факту статья выглядит, как реклама.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Верзин
Автор

Так. Давайте разберемся. Меня в прошлом посте в комментах просили написать что-то такое (да я и сам собирался). Я сделал (ровно то, о чем меня просили в такой форме, как я планировал это сделать). То есть, есть проблема - есть решение. Я не понимаю, какое именно информационное наполнение вам нужно?

Ответить
Развернуть ветку
Авраам Сидоров

Окей.
Ещё раз напишу, как я вижу: есть проблема воровства топлива, для ее решения купите наш продукт и сделайте то и то. Есть проблема 2, для ее решения купите наш продукт и сделайте то и то.
Статья ваша и как ее подавать, дело ваше. Я просто высказался о том, что это очень похоже на обычную рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Верзин
Автор

Хорошо. Еще раз спрошу: какое информационное наполнение должно быть по-вашему?

Ответить
Развернуть ветку
Авраам Сидоров

Быть может добавить способов решения без использования описываемого сервиса?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Верзин
Автор

Зачем мне это делать, если я описываю свой сервис?))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Кирилл Верзин
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда