{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Мы больше творческие люди, а не предприниматели»

История основателей семейной гончарной мастерской из Тюмени RetroХаус.

В мае 2015 года Мария и Евгений Бочарниковы открыли в двухкомнатной квартире гончарную мастерскую. Сегодня их проект RetroXayc — первая и самая крупная школа гончарного дела в Тюменской области.

Мария и Евгений Бочарниковы. Здесь и далее фото RetroХаус

Мария Бочарникова шесть лет училась на художника в сфере декоративно-прикладного искусства: каждый год Тюменский государственный институт культуры набирает группу из пяти-шести студентов-керамистов.

Однако такого предмета как «Гончарное искусство» у группы не было. Студенты занимались ручной лепкой, создавали украшения, посуду и интерьерные изделия.

И хотя в мастерской стоял гончарный круг, за которым можно было заниматься в свободное время, чаще всего студенты пренебрегали этой возможностью. В том числе и Бочарникова.

К окончанию учебы Мария Бочарникова стала задумываться о работе. В Тюмени у человека с образованием художника-керамиста не так много возможностей: девушка могла остаться преподавать в мастерской института, но такая перспектива её не радовала — отношения с преподавателями у неё не сложились.

Когда в 2014 году Бочарникова и её муж Евгений оказались в Москве на Дне города, их поразило разнообразие мероприятий, связанных с хэндмейдом и керамикой. В Тюмени ремесленная ниша была не так развита, и пара решила восполнить пробел.

Решение открыть собственную мастерскую не принималось в один момент — мы пришли к этому постепенно, будто собирали пазл. После поездки в Москву мы с мужем стали обсуждать, кто из нас что умеет, и как классно было бы развивать керамику в Тюмени. Была даже идея открыть центр ремёсел с разными мастерскими. Мы начали искать деньги, оборудование и помещение.

Мария Бочарникова

Деньги

Супруги пытались найти разные источники финансирования. Например, обратились в областное Инвестиционное агентство — но там деньги давали только под залог.

Точную сумму пара не помнит, но таких средств у них не было. Затем они пытались привлечь инвестора, но неудачно. В итоге Бочарниковы написали план проекта и выиграли государственный грант.

После долгих поисков нам наконец повезло. Мы рассказали, что хотим разнообразить досуг людей разного возраста, привнести что-то новое в культурную жизнь города.

Наш проект одобрили — может быть, оттого, что в Тюмени ощущается дефицит подобных идей. Правда, затем началась бюрократическая морока с отчетностью, после которой я поняла, что больше никогда не ввяжусь в подобное. Это был непростой, но хороший опыт. Повторять не хотелось бы.

Мария Бочарникова

Мария вместе с мужем составила смету для проекта. В то время Евгений Бочарников преподавал танцы и режиссуру, а Мария — изобразительное искусство в детском центре.

Параллельно Бочарникова училась в институте. Когда с учёбой начались проблемы, девушка пробовала перевестись на свободное посещение. Все, кто учился с ней или до неё, после института уходили в живопись, преподавание, роспись и другие околотворческие профессии, но целенаправленно в керамику никто не шёл. А Мария Бочарникова собиралась и считала это весомым аргументом.

Я рассказывала руководству института, что иду работать по специальности, пытаюсь начать своё дело и буду очень благодарна, если мне пойдут навстречу и поддержат. На что мне ответили, что единственный аргумент для перевода на свободное посещение — это беременность.

Мария Бочарникова

Тогда Бочарникова бросила преподавание в детском центре и занялась покупкой оборудования: на полученные от гранта деньги супруги заказали немецкую печь для обжига Rohde (тогда она стоила всего 170 тысяч рублей, сейчас — до 250 тысяч), японский гончарный круг Shimpo за 60 тысяч рублей и расходные материалы — глину, глазурь и инструменты: турнетки, скалки, лопатки, кисти, стеки, петли и многое другое. Всё это обошлось ещё в 70 тысяч рублей.

Денег на аренду отдельного помещения не осталось, поэтому первую мастерскую они запустили в своей двухкомнатной хрущёвке. Институт девушка так и не окончила — бросила за месяц до защиты диплома.

Квартирники

В съёмной квартире супруги обнаружили громоздкую мебель 1980-х годов и уже сами добавили несколько раритетных вещей. Это помогло им придумать название для мастерской — RetroХаус.

Чтобы рассказать о себе, они стали ездить на всевозможные тюменские ярмарки, выставки, маркеты и фестивали. И хотя супруги писали о своем деле во «ВКонтакте» и Instagram, наибольшую пользу бизнесу приносило сарафанное радио — тюменцы, по словам Бочарниковой, были в восторге от домашней мастерской, и она быстро стала популярной.

Первое время было тяжело, денег мастерская приносила мало. Родители жили рядом и помогали нам с едой. Мы, как обычные люди, пользовались любой предложенной помощью и как-то так жили.

Когда работаешь из энтузиазма и горишь идеей, то и живется вполне нормально, ведь ты делаешь то, что любишь. Мы были поглощены делом, и отсутствие денег тогда нас не особо смущало. Мы верили, что станет лучше.

Мария Бочарникова

В 2015 году мастер-классы в RetroХаус проходили не каждую неделю, как сейчас, а раза два в месяц — о них ещё не так хорошо знали. На занятия приходили по четыре-шесть человек. Мастер-классы стоили от 800 до 1500 рублей.

Иногда супруги продавали собственные работы. В течение года они искали место для переезда, а пока клиенты теснились в коридоре, по одному мыли руки на кухне, а потом взахлёб рассказывали своим знакомым о домашней мастерской, которая находится в одной из маленьких комнат ветхой пятиэтажки.

Это было не очень законно — держать печь в квартире, но на тот момент для нас это было выходом. В одной комнате мы жили, вторую, хорошо проветриваемую, оборудовали под мастерскую.

Сначала проводили мастер-классы только по ручной лепке, но вскоре по интернету освоили гончарный круг. До понимания многих тонкостей доходили сами — тогда в Тюмени мало к кому можно было обратиться за советом.

Муж очень талантлив и научился быстро — как выяснилось, у него была к этому предрасположенность. Я уже пробовала гончарить в институте, но не сложилось освоить это профессионально, поэтому преподавала только ручную лепку.

Мария Бочарникова

Лофт-проект «Фабрика»

В марте 2016 года RetroХаус вместе с друзьями из швейной мастерской «Молоко» арендовали пространство площадью 70 м² в здании бывшей фабрики по производству пианино «Тюмень».

В советские годы предприятие выпускало музыкальные инструменты для всех союзных республик. После развала СССР здание фабрики было приватизировано. Новый собственник решил не продолжать производство и стал сдавать помещения в аренду.

В итоге к 2016 году на территории предприятия располагались мебельная фабрика, цех по пошиву штор и производство холодильного оборудования. Такое соседство Бочарниковых не вдохновляло.

Когда они были в Москве, то обратили внимание на креативные пространства «Красный октябрь», Flacon, Artplay и другие, созданные в отреставрированных промышленных зданиях.

Такая концепция понравилась паре, и они решили создать что-то подобное в Тюмени. Для этого им потребовалось найти единомышленников, чтобы заселить (и отремонтировать) здание площадью 1500 м². Они назвали его лофт-проект «Фабрика».

Арендодателям всё равно, кому сдавать помещения, они не хотят вкладываться в развитие креативных пространств. Но в наших интересах было создать здесь маленький «Винзавод».

Мы переехали сюда одни из первых, и раз уж нам не удалось открыть собственный центр ремёсел, в большей степени по финансовым причинам, то решили подтянуть других творческих людей.

Мария Бочарникова

Раньше на территории фабрики была разруха. Чтобы отремонтировать помещение, Бочарниковы и их друзья стали искать дизайнеров, готовых создать проект нового лофта, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов.

Как появилась «Фабрика». Видео продюсерского центра «Бaza»

Инвесторов им найти не удалось, но в то же время Бочарникова узнала, что создатель мастерской интерьера Vlasovdesign Андрей Власов ищет лофт для своей студии.

Девушка предложила ему рассмотреть помещение «Фабрики» и поделилась своей идеей. Власов со своей командой поддержали концепт: сняли лофт и вплотную занялись преображением здания — нашли людей, которые раскрасили фасад и привели в порядок внутренние помещения, а также помогали с организацией различных мероприятий в «Фабрике».

Желающие арендовать себе место после ремонта уже были, но их всё равно не хватало. Тогда команда Vlasovdesign подключилась и к поиску.

У Андрея, как и у нас с мужем, не было никакого финансового интереса. Это нас и свело: у него всегда за Тюмень болела душа, ему тоже хотелось, чтобы здесь появилось что-нибудь интересное. Мы все родились в Тюмени и хотим двигать этот город вперёд.

Мария Бочарникова

Помимо мастерской керамики RetroХаус и мастерской интерьеров Vlasovdesign, на территории «Фабрики» расположились лофт-пространство «Наше место», площадка для мероприятий Fabric Bar, модельное агентство «Имидж», фотостудия Laboratory, шоурум и производство малотиражной мебели и предметов интерьера Skog konstruktor, архитектурное бюро A1architects, ателье кухонь Григория Зайченко, барабанная школа «По барабану» и бар «Творчество».

Керамика

К концу лета 2016 года, почти сразу после переезда в здание «Фабрики», мастерская наконец стала приносить ощутимые деньги: желающих прийти на мастер-класс стало в разы больше.

Чистая прибыль мастерской за 2017 год составила около 800 тысяч рублей. Сегодня Мария и Евгений Бочарниковы больше сконцентрированы на развитии школы, которая и приносит их бизнесу основной доход: каждые выходные они проводят по два занятия, а в будние дни к ним можно попасть на индивидуальный, выездной или корпоративный мастер-классы.

Среди их клиентов — компании «Салым Петролеум», «Роснефть», «Сбербанк» и местный малый бизнес. Также в мастерской периодически проходят длительные курсы по обучению лепке.

Я до сих пор не считаю наше дело каким-то серьёзным бизнесом с большой буквы. Мы никогда не стремились нарубить побольше бабла. Нам нравится делать то, что мы делаем, работать на себя и жить в кайф. Мы больше творческие люди, и этим всё сказано.

Мария Бочарникова

Если школа — источник стабильного заработка, то дополнительный доход обеспечивают заказы на гончарные изделия. Их количество зависит от сезона: например, перед Новым годом их всегда больше.

Отдельные работы RetroXayc создают специально к фестивалям и ярмаркам. Ещё они сотрудничают с клиентами из b2b-сферы: например, создавали посуду для трёх грузинских ресторанов «Кацо» и кофейни Hello, а ещё светильники для чайханы «Инжир». Также у них много частных заказов, и не только в Тюмени — клиенты есть в Москве, Сургуте, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Одновременно с RetroXayc появилась ещё одна гончарная школа — «Колокол». Её открыла семейна пара из Воронежа.

У них похожая с нами история: она — архитектор, он — режиссёр театра. Они невероятно успешны и давно запустили франшизы в крупных городах. Возможно, они больше предприниматели — ремеслу ребята обучились уже после запуска школы.

В нас же, напротив, больше творческой составляющей, а предпринимательству мы учились в процессе. Но я всё равно считаю «Колокол» крутыми и всегда ставлю в пример.

Мария Бочарникова

Кроме Бочарниковых, в Тюмени есть керамисты Екатерина Зазыбо, Ирина Тюльнева, Станислав Симонов, Светлана Веденева и Марина Кулакова. Появились мастерские «Руками», «Славный гусь», Kira Gora и «Два керамиста» — последняя открылась в 30 километрах от Тюмени в селе Червишево.

Некоторые, вслед за RetroХаус, проводят мастер-классы для взрослых и детей, но никто из них пока не поставил обучение гончарному ремеслу на поток.

Кроме того, сейчас в RetroХаус работает мастер, которая проводит занятия и выполняет заказы, и SMM-специалист на аутсорсе, которая ведёт соцсети — пока обходится без рекламы и таргетинга. Девушки работают именно на гончарную школу и никак не связаны с производством, на которое у супругов отдельные планы.

В ближайшее время мы хотим понять, что нам наиболее интересно и что приносит нам больший доход, ведь из керамики можно делать всё — от украшений до фасадной плитки.

Для этого мы начали сотрудничать с ребятами из местного брендингового агентства, которые помогают нам определиться, в каком направлении двигаться.

Мы начали отработку продукции — сейчас, например, осваиваем литьё стаканов. Первый тест мы сделали, был хороший отклик. У нас вообще грандиозные планы, которые мы должны реализовать в течение двух лет: наладить производство, начать работу с крупными ресторанами и многое другое. Посмотрим, что выйдет в итоге — нам самим интересно.

Мария Бочарникова
0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Artem Volkov

Очень круто! Ребята - красавчики. Круто когда делают с душой

Ответить
Развернуть ветку
MarinaBrn

Два раза ходила к ним. Очень понравилось: все с душой и умом. Спасибо за интересное интервью

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда