{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Gig-экономика 2022: почему спрос на аутсорсинг «синих воротничков» будет расти

Несмотря на сложный многофакторный экономический кризис, банкротства физлиц и предприятий, есть отрасли, которые сейчас растут. Одна из них — аутсорсинг неквалифицированного персонала: грузчиков, фасовщиков, кассиров. В этой колонке я расскажу о причинах, по которым спрос на услуги внештатного персонала будет расти.

Фото: Quân Lê Quốc, Pixabay

Необходимость экономии

Первая причина — это сам экономический кризис. У компаний меньше денег, и они сокращают затраты везде, где можно, и приостанавливают инвестиции в новые направления. И, конечно, замораживают найм, ведь ФОТ (фонд оплаты труда) — одна из основных статей расходов бизнеса. ФОТ — это не только зарплата и отчисления в госорганы, это еще и затраты на привлечение людей, работу отдела кадров и документооборот. Чем выше текучка персонала и чем ниже конверсия найма, тем выше эти затраты.

Нормальный показатель текучки в неквалифицированных профессиях — до 50%, а конверсия воронки найма — несколько процентов, и счет идет на десятые доли. Представьте это в масштабах федеральной сети супермаркетов: нужно постоянно привлекать, собеседовать и нанимать новых работников на склады и в магазины, а еще оформлять увольнения и вести документооборот. Для этого понадобится огромный HR-отдел, который должен работать, как конвейер.

Аутсорсинг помогает снизить как косвенные затраты, так и прямые: за счет повышения гибкости расходы на ФОТ снижаются на 10—30%. Поэтому склады и магазины нуждаются в аутсорсинговых компаниях, которые знают, как устроены бизнес-процессы клиента и могут оперативно предоставить персонал в нужном количестве и обучить его.

Откуда же тогда персонал у аутсорсинговых компаний?

Есть ряд причин, по которым исполнителям интересен такой формат работы.

Первая причина: аутсорсинг — это возможность подработки. Например, грузчик работает по графику 2/2, денег не хватает. Устроиться на вторую работу с таким же графиком — значит обречь себя на работу без выходных и подорвать здоровье. В аутсорсинге же исполнитель выбирает, согласиться на подработку или нет, и сам формирует свой график. В нашей базе более 50.000 человек, каждый день на подработку выходит в среднем 4000 из них.

Вторая причина — быстрые выплаты. Временные исполнители в аутсорсинге получают выплаты не дважды в месяц, а каждый день.

Третья причина — у аутсорсинговых компаний много клиентов, которым постоянно нужен персонал. Поэтому подработка всегда найдется.

Непредсказуемость спроса

Еще одно следствие экономического кризиса — непредсказуемость. Еще вчера на склад нужно было сто человек в день, а сегодня грузопоток резко сократился из-за санкций — но нельзя ведь просто уволить людей. К тому же, через три месяца они снова могут понадобиться. Или, наоборот, в магазинах резко вырос спрос на сахар, а у производителя нет ресурсов, чтобы быстро расфасовать продукт, упаковать на палеты, погрузить в машину и разгрузить. Нанимать людей, чтобы через неделю, когда спрос удовлетворится, их сократить? Даже если это было бы возможно и оправданно, за такой срок найти и нанять сотрудников невозможно.

Как вы уже поняли, компаниям нужно больше гибкости, поэтому они пользуются аутсорсингом. И не только в кризис: есть много отраслей, где спрос на людей в принципе сезонный. Например, сельское хозяйство: посевные кампании в центральной полосе и на северо-западе России начинаются в апреле, собирают урожай с июля по октябрь. Людей на земляные работы набирают в основном вахтовым методом — везут из регионов-доноров, где работы для них нет. Еще есть сезонные весенние работы по благоустройству в городах, зимние работы по уборке снега — их тоже в основном выполняют временные исполнители.

Перестройка логистики

Особенность нынешнего кризиса — слом старых логистических цепочек и начинающийся перенос логистики на юг, Дальний Восток и в Сибирь.

Мы работаем с федеральными компаниями в сфере логистики и ритейла и видим, как перераспределяется по регионам спрос на персонал. В начале марта несколько клиентов нашей компании сократили заявку на персонал в распределительные центры (РЦ) в европейской части России, так как они работали с товарами из Европы. Но уже скоро эти компании запросили дополнительный персонал в РЦ на юге, так как быстро перестроили ассортиментную матрицу и переключились на импорт из Азии, Африки и СНГ. В марте грузооборот порта Петербург снизился на 41% в сравнении с мартом 2021-го. Конечно, для полноценной перестройки логистики и постройки РЦ и логопарков понадобится время, поэтому сейчас будет расти спрос на аутсорсинг вахтовым методом.

Импортозамещение

В этом списке нельзя не упомянуть импортозамещение — стратегическую задачу и государства, и частного бизнеса. В колонке для РБК PRO я писал, что спрос на подсобных рабочих и дешевый ручной труд будет расти, так как в России относительно слабая технологическая база, а мощности нужно наращивать максимально быстро, особенно в производстве и логистике еды и товаров первой необходимости.

Вот пример, который это иллюстрирует: в этом году объем господдержки агропромышленного комплекса может превысить 0,5 трлн рублей — в таком объеме отрасль поддерживается впервые. По словам главы Минсельхоза Патрушева, это говорит «о полном понимании руководством страны роли аграрного сектора для российской экономики и национальной безопасности». Но нас интересует не сам по себе объем государственных инвестиций, а темпы роста отрасли и тысячи рабочих рук, которые для этого роста понадобятся.

Еще один пример — к 2024 году в Ростовской области построят Азовский морской зерновой терминал, его пропускная способность составит не менее 1,5 млн тонн в год. Строительство ведется в рамках федерального проекта «Развитие морских портов». И это снова означает огромный спрос на исполнителей.

Вместо заключения

«Персональное решение» основано в 2007 году — незадолго до мирового экономического кризиса 2008 года. Первый кризис закалил нас, и позднее — во время кризиса 2014 года и во время пандемии, несмотря на «каникулы», закрытия предприятий и глобальные сбои поставок, — спрос на наши услуги рос. В прошлом году мы и наши франчайзи выручили более двух миллиардов рублей «на грузчиках». Поэтому я с уверенностью могу говорить, что аутсорсинг будет расти.

Задавайте вопросы в комментариях, если вам интересно, как устроен бизнес по аутсорсингу персонала.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда