{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Кризис и новая реальность. Что изменилось для авторынка и автовладельцев

Одна из самых устойчивых ниш в сфере услуг также столкнулась с последствиями кризиса. В небольшом дайджесте собрали информацию о том, что сейчас происходит с дилерами, автосервисами и чего ждать владельцам авто.

Всем привет! На связи Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд”. По совместительству – руководитель Общественной приемной для предпринимателей из ниши авторемонта. По долгу профессиональной деятельности я и моя команда постоянно мониторим рынок, выявляем проблемы и ищем для них решения. В небольшом обзоре я хочу рассказать о хронологии нового кризиса и о том, как он отразился на авторынке, авторемонте и нас с вами.

До кризиса

Отрасли автопрома и авторемонта часто принято называть высокоустойчивыми к кризисам. Логика здесь простая – независимо от экономического состояния, у населения всегда есть потребность в передвижении и в личном транспорте. Так было даже в период пандемии.

В том числе поэтому до февраля 2022 года обстановка на рынке в целом была довольно неплохая. Из негативных моментов – стоимость новых автомобилей и запчастей из года в год постепенно росла. С другой стороны, дилеров и автосервисы после событий пандемии больше поддерживало государство. Например, на автоматизацию с помощью отечественных IT-решений РФРИТ и Минцифры компенсировали 50% стоимости лицензии. Были и другие льготы для малого бизнеса: ФОТ 2.0, ФОТ 3.0, субсидии от Правительства Москвы.

Такие меры помогали участникам рынка постепенно выходить из тени, работать в белую, более эффективно и прозрачно – что было более выгодно и для клиентов.

Март

Первым делом кризис ударил по автодилерам: популярные европейские и американские производители приостановили поставки новых автомобилей. На этом фоне куда активнее стали продаваться китайские авто – несмотря на меньшее доверие к ним у автолюбителей. Из хороших новостей: с рынка не захотели уходить KIA и Hyundai – одни из самых популярных и продаваемых марок.

Некоторые производители установили запрет на ввоз не только автомобилей, и комплектующих для сборки. Из-за этого дилерам пришлось увеличить на 20-40% (а в некоторых случаях и на 50-100%) цены на дефицитные иномарки и российские модели. Например, всем известная и популярная в бюджетном сегменте Lada Granta стала дороже на 30%. В совокупности доходы дилеров упали на 43%.

Покупать новые автомобили стало сложнее и дороже, и многие автовладельцы решили сконцентрироваться на обслуживании действующей техники. Но вот незадача: производители приостановили поставку не только автомобилей, но и оригинальных запчастей. Помимо дефицита, свое влияние оказало резкое ослабление рубля.

В результате стоимость комплектующих уже к концу февраля выросла на 20-30%, а в марте запчасти стали дороже в среднем в 2-3 раза. Рост цен коснулся даже китайских аналогов.

Расценки, который привел один из автосервисов на Autonews. Наглядно видно, что цены выросли на множество позиций – даже на масло

В результате стало дороже не только покупать новые авто, но и ремонтировать старые. В среднем цены на ремонт выросли на 40–50% и выше.

Апрель

Благодаря совместным действиям дилеров, автосервисов и дистрибьюторов к середине апреля рынок стабилизировался – уже можно было найти большинство комплектующих, пусть и по все еще очень высоким ценам. Основная проблема была связана с логистикой: все запчасти теперь доставлялись в 2-3 раза дольше, чем до кризиса.

В апреле независимые и сетевые СТО столкнулись с последствиями кризиса и в маркетинге. Санкции и блокировки усложнили задачу привлечения клиентов. Еще в феврале автосервисы использовали для продвижения Google Ads, Яндекс.Контекст и таргет как в иностранных, так и в русскоязычных соцсетях. К апрелю пул площадок для работы сильно сократился. Большинству СТО пришлось перестраивать стратегию привлечения клиентов и делать бОльший упор на лояльную аудиторию.

Но, пожалуй, самым неприятным фактором для всех ниши авторемонта стало осознание долгосрочных последствий от повышения цен на запчасти. Дело в том, что бОльшая часть СТО работают на патентной системе налогообложения (ПСН). Чтобы оставаться на ней, нужно, чтобы суммарная выручка компании была не выше 60 млн рублей в год.

У автосервисов объемы оборота напрямую зависят от объема закупаемых запчастей. Сейчас доля запчастей в операционных расходах среднего автосервиса может составлять до 50%, а в некоторых случаях – даже до 70%. То есть цены на комплектующие и расходники имеют ключевое влияние на оборот.

С теми расходами, которые приходится нести из-за кризиса, к 2023 году большинство автосервисов не сможет остаться на ПСН. Предпринимателям придется переходить на УСН или ОСН, что увеличит налоговую нагрузку в 2-3 раза. Поэтому в апреле “Вилгуд” и другие московские автосервисы предложили Правительству Москвы увеличить годовой лимит по обороту на ПСН с 60 млн до 150 млн рублей.

Май

В начале мая дилеров и автосервисы наконец-то порадовали хорошей новостью: в списке товаров, разрешенных для параллельного импорта, утвердили автомобили и запчасти для них. Поставку оригинальных комплектующих можно будет запустить через дружественные страны (Казахстан, Узбекистан и др.) даже без согласия производителей. Кроме того, у СТО будет доступ к товарам из Китая, ОАЭ и Турции.

Но несмотря на укрепление рубля, цены на запчасти пока остаются высокими из-за дорогой логистики. Многие участники рынка считают, что в ближайшем будущем это вряд ли изменится: расходы на доставку обходными путями тоже будут довольно большими.

Потенциально в решение проблемы с запчастями могут внести свой вклад крупные маркетплейсы. Приобрести некоторые расходники уже сейчас можно на Ozon, а в конце мая похожую услугу запустил и Wildberries. Хотя пока далеко не все в онлайн-торговле хорошо проработано (например, трудно найти решение проблемы с контрафактом).

Скриншот из интерфейса Ozon

В целом по итогам мая обстановка с запчастями скорректировалась. СТО во многом больше не боятся дефицита и адаптировали процессы к долгим доставкам. Хотя все еще остается неопределенной ситуация с маркетингом: эффективно работавшим до кризиса площадкам по-прежнему нет реальной альтернативы. Кроме того, автосервисы ожидают новостей от Правительства Москвы по вопросу о лимите на ПСН.

Что это значит для автовладельцев? В ближайшее время рынок должен оставаться относительно стабильным. Цены на ремонт вряд ли пойдут вниз, но и не станут выше. Нужно только заранее подготовить себя к тому, что ремонтировать вашу машину, скорее всего, будут немного дольше, чем обычно.

Мы, как и другие участники рынка, надеемся, что к концу года нам удастся справиться с кризисом и основными проблемными вопросами. Мы будем держать вас в курсе ситуации в новых обзорах.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда