3 причины, почему покрышки нужно утилизировать в печи цементного завода

«Азия Цемент» - это цементный завод в Пензенской области. Осенью этого года мы запустили в эксплуатацию линию по утилизации отработанных шин, мощность которой составляет 18600 тонн покрышек в год. У читателей может возникнуть вопрос: «Где цементный завод, а где шины? Зачем этим заниматься цементному заводу?» На это есть три причины.

Во-первых, один из основных ресурсов, потребляемых цементным заводом помимо электричества – это природный газ. Это экологически чистый, но невосполнимый источник энергии. Использование альтернативного топлива (покрышек, отходов деревообработки, RDF (твердых вторичных отходов)) в печи цементного завода позволяет заместить часть используемого газа, тем самым снизив его расход. Утилизация отходов шин, например, позволит нам заместить примерно 10% используемого природного газа.

Печь цементного завода

Во-вторых, снижение потребления природного газа влечет за собой снижение себестоимости производства. Цементное производство – очень энергоемкое, соответственно, и затраты на него колоссальные, что отражается на себестоимости готового продукта. Снижение потребления газа напрямую повлияет на снижение затрат на производство.

В-третьих, утилизация старых шин на цементном заводе во многом решает экологическую проблему в регионе. Шины сами по себе относятся к отходам 4 класса опасности, при их неправильном сжигании, например, на мусоросжигательном заводе, в воздух выделяются вредные вещества, а также образуется токсичная зола, которую необходимо потом захоронить с учетом экологических требований. Кроме этого, даже когда отработанные шины просто лежат на свалках, она выделяют вредные вещества, отравляя почву, воздух, грунтовые воды. Разлагаться в земле шина будет около 100 лет, все это время продолжая нарушать стабильность экосистемы.

Сжигание шин в цементной печи происходит при температуре выше, чем на мусоросжигательном заводе. Цементная печь разогревается до температуры в 1700 °С, при которой содержание вредных веществ в отходящих газах сводится к минимуму, а их остатки улавливаются фильтрами цементного завода, которые куда эффективнее справляются со своей задачей, чем те же фильтры на мусоросжигательном заводе. Фактически, после такой утилизации не остается отходов, а предприятие при этом получает дополнительную энергию, которую может направить на свои нужды.

Внутренний вид работающей цементной печи

Сам процесс не сложен: организуются пункты сбора отработанных шин у населения. Оттуда покрышки поступают в цех альтернативного топлива на цементном заводе, где они порционно подаются на роликовый транспортер, ведущий к крючковому элеватору, который обеспечивает подъем шин на высоту около 30 м башни декарбонизатора. Шины автоматически попадают на роликовый конвейер, который кроме транспортировки шин к месту подачи так же выполняет функцию буферного накопителя. Двигаясь по роликовому конвейеру, шины проходят через автоматическое взвешивающее устройство и, после взвешивания, дозированно, с заданной цикличностью, пройдя через систему из двух шлюзовых затворов, по загрузочному жёлобу самостоятельно закатываются в печь. Установка рассчитана на подачу 3 тонн в час, это максимальные параметры. Шина будет подаваться в печь только при условии, что в данный момент гарантирована полнота ее сгорания. Работа печи обеспечивает безопасные условия сгорания, которые более чем достаточны даже для разрушения стойких органических соединений. Наличие металлического корда в шинах, кстати, не помеха, это наоборот способствует замене небольшой части железосодержащего компонента в цементном клинкере.

Стоит ли оно того? Однозначно. Природный газ не дешевеет, а отходы будут всегда. Поэтому вложения в цех альтернативного топлива со временем окупятся. Увеличит ли это нагрузку на экологию? Нет. Специалисты независимой лаборатории ежеквартально выполняют расширенный анализ выбросов от печей завода «Азия Цемент», чтобы подтвердить соответствие производства всем экологическим нормативам. Проект прошел государственную экологическую экспертизу, подтвердившую его экологическую безопасность.

В итоге, мы имеем экологически безопасную и экономически выгодную установку, позволяющую заводу не только получать необходимую для работы энергию, но и работающую на благо природы и людей. Утилизация шин в цехе Альтернативного топлива приведет к сокращению шинных свалок, позволит людям избавиться от старых покрышек в гаражах и во дворах и даст возможность природе очиститься от вредных токсинов, выделяемых брошенными шинами. Чем не причины для того, чтобы начать утилизировать отходы правильно?!

0
15 комментариев
Написать комментарий...
RufusToonball
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Валетов

захожу в интернет чтобы посмотреть вид изнутри цементной печи

Ответить
Развернуть ветку
RufusToonball
Ответить
Развернуть ветку
Аллоизий Могарыч

цементные заводы это одна большая экологическая проблема

Ответить
Развернуть ветку
Askhat A.

Хорошая идея – проблема с покрышками достаточно известная
Вопрос по утилизации фильтров. Что происходит с заполненными/отработанным фильтрами дальше? Всегда интересовал этот вопрос в производстве. Их ведь не выкинуть в урну.

Ответить
Развернуть ветку
asiacement
Автор

Для обеспыливания отходящих газов вращающейся печи в условиях ООО "Азия Цемент" используется электрофильтр. Принцип работы которого заключается в следующем: запылённый газовый поток проходит сквозь группу коронирующих и осадительных электродов, напряжение между которыми достигает 66 kV (66 000 вольт). Частицы пыли, попав в зону сверх высокого напряжения под воздействием электростатических сил прилипают к осадительным электродам. После чего осадительные электроды встряхиваются системой встряхивания по определённому программному алгоритму, и пыль с них осаждается в специальные бункеры, откуда автоматически транспортируется обратно в производство. Электрофильтры выгодно отличаются от всех других видов фильтров (рукавных, кассетных, мембранных и т.д.) тем, что не имеют отходов в виде изношенных фильтрующих материалов. К тому же, степень очистки электрофильтра выше, чем у любого из вышеназванных и стремится к показателю 100%.

Ответить
Развернуть ветку
Askhat A.

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Фактически, после такой утилизации не остается отходов

Это что за муть? Автору срочно изучать химию, хотя бы на уровне средней школы. А что касается утилизации шин - то сжигание их с полноценной очисткой воздуха - очень дорого удовольствие, сильно сомневаюсь что на цементном заводе воздух так очищается.

Ответить
Развернуть ветку
asiacement
Автор

Да, и такие фильтры уже установлены по экологическим требованиям при строительстве цементного завода, они лучше чем на мусоросжигательных заводах. Плюс высокие температуры. В статье об этом написано. Проект прошел экологическую экспертизу, а выбросы замеряются независимой лабораторией.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ну про экологические требования мы все в курсе, как они соблюдаются.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Подозреваю, что это попутный способ заработка на "утилизации" отходов.

Ответить
Развернуть ветку
asiacement
Автор

Это способ сэкономить на природном газе, в статье об этом написано.

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

в шинах сидит куча серы, не будет ли проще (и экологичнее) просто углем топить?

Ответить
Развернуть ветку
asiacement
Автор

Пенза далеко от угледобывающих регионов, а покрышки бесплатные.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Николаев

Интересный проект, думаю во многих регионах можно создать подобные заводы, и это могло бы принести пользу

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда