Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США

Мы начали разработку сайта для продажи ювелирных изделий на рынках США и России, но уже через полгода из-за санкций столкнулись с крупными проблемами.

Рассказываем, как нам удалось закончить проект, невзирая на технические сложности, и как найти зоны роста, даже если работа над проектом идёт не совсем гладко.

Задача: создать не «просто сайт»

Осенью 2021 года к нам пришёл клиент, который занимался продажей украшений на российских маркетплейсах. Кроме того, он создавал кастомные украшения премиум-сегмента, не имея собственной платформы.

До начала работы с нами заказчик никогда не сталкивался с разработкой. Вместе с тем, у него был не совсем типичный запрос — он хотел создать не просто интернет-магазин украшений, а площадку, со встроенным конфигуратором ювелирных изделий.

Посетители такого интернет-магазина должны были иметь возможность воспользоваться следующими функциями:

  • Приобрести готовые изделия из бриллиантов (браслеты, кольца, серьги и ожерелья);
  • Создать дизайн украшения с помощью конфигуратора, указав форму бриллиантов, их количество, драгоценный металл и прочие параметры;
  • Загрузить описание и изображение для создания украшения по собственному дизайну.
Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США

Примеров таких конфигураторов на российском и американском рынке мало. На выполнение задачи мы поставили срок полгода, но уже в процессе столкнулись с рядом трудностей, и срок увеличился до года. В связи с этим изменился и бюджет. Изначально мы оценили работу в полтора миллиона, но в итоге её стоимость увеличилась до 2,5 миллионов рублей. Если бы подобная задача стояла перед нами сейчас, когда мы уже понимаем реальное положение дел и имеем опыт реализации подобных проектов, мы бы поставили срок выполнения 8-10 месяцев и оценили бы разработку в примерно 5 миллионов — это здоровая оценка трудозатрат в подобных проектах.

Рекомендация: Оценка трудозатрат команды может меняться с получением опыта. Если в процессе разработки вы понимаете, что проект намного сложнее, то сложившуюся ситуацию можно ещё раз обсудить с заказчиком или с командой. Стоит учитывать и тот фактор, что американский рынок во многом отличается от отечественного, и для его изучения нужно чуть больше времени.

С какими сложностями мы столкнулись сразу

Нам нужно было интегрировать интернет-магазин заказчика с RapNet. RapNet — самая крупная в мире онлайн-площадка по торговле бриллиантами, где представлены продавцы из 97 стран, почти 2 миллиона бриллиантов суммарной стоимостью 9 миллиардов долларов. Говоря простым языком, это огромный маркетплейс, где ювелиры могут купить драгоценные камни для создания украшений. Площадка, которую мы создали для нашего заказчика, даёт возможность покупателю самостоятельно сконструировать украшения с учётом тех бриллиантов, которые есть на RapNet. Когда дизайн изделия будет окончательно утверждён, наш клиент приступит к его созданию.

Здесь у нас возникло две трудности:

1. Конфигуратор должен был забирать данные с RapNet, хотя обычно обрабатывает те данные, которые уже есть на сайте.

2. У нас не было доступа к API. Для того, чтобы получить возможность забирать данные о бриллиантах с RapNet, нам нужно было получить доступ к API площадки. Такая возможность есть только у зарегистрированных пользователей RapNet, которые могут подтвердить, что их бизнес действительно существует и работает, и показать сайт, на который будет происходить выгрузка бриллиантов.

Мы начинали разработку, имея возможность изучить только небольшую часть документации из свободного доступа. Когда мы наконец увидели API полностью, то оказалось, что с технической стороны всё должно быть реализовано не так, как мы себе представляли. Нам пришлось увеличить сроки и бюджет на разработку, чтобы доработать проект с учётом полной картины. Ситуация осложнялась и тем, что мы имели дело с работой на английском языке.

Рекомендация: Из-за отсутствия опыта в работе с подобными проектами мы пошли сложным путём и взялись за разработку полноценного интернет-магазина. Для получения полного доступа к API можно было создать обычный сайт-одностраничник. Если вы на этапе разработки проекта понимаете, что у вас могут возникнуть сложности с получением доступа к документации, подумайте: возможно, задачу можно сформулировать как более лёгкую, а только потом приступить к полноценной разработке.

Разработка в условиях санкций. Какие сложности подкрались незаметно

В течение полугода работа команды шла по плану. Однако всё изменилось, когда Россия попала под санкции Запада в связи со спецоперацией в Украине.

Для разработки мы выбрали отечественную CMS 1С-Битрикс, когда проект был ориентирован ещё на оба рынка — российский и американский. Для российского рынка Битрикс подходит идеально: можно использовать большое количество модулей доставки, подключать любой эквайринг…

С рынком Штатов не так. В начале мая платформа RapNet, сердце проекта, объявила о запрете торговли российскими бриллиантами. В связи с санкциями продолжать развитие проекта для российской площадки стало невозможно.

В результате мы остались без модулей доставки и интернет-эквайринга. Это создало для нас ещё две проблемы.

1. Приём платежей

Проблема: Изначально мы предполагали, что посетители конфигуратора будут оплачивать покупки картами. Для этого мы рассчитывали подключить эквайринг от Тинькофф Банка, но с начала мая банк прекратил SWIFT-переводы в евро, а в июле — исходящие переводы во всех иностранных валютах.

Решение: Сейчас покупатели (только американская аудитория) имеют возможность оплачивать изделия с помощью PayPal. Но этого мало. В планах у нас прописать в 1С-Битрикс кастомный модуль для банков США.

Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США

2. Доставка

Проблема: Планировалось, что все изделия будут изготавливаться в США, а затем доставляться в Россию и по всей территории Штатов. В Америке же есть свои службы доставки, но у них нет модуля доставки для Битрикса, а вот доставлять изделия в Россию сейчас крайне проблематично.

Решение: Мы смогли прописать фиксированную стоимость до того или иного американского города. Сейчас менеджер со стороны клиента договаривается со службами доставки в ручном режиме. Обычно же информация передаётся в службу доставки автоматически посредством API. В планах у нас аналогичная задача, как и в случае с приёмом платежей — написать модуль к доставке, который будет работать в США.

Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США

К сожалению, нам временно пришлось отказаться от реализации проекта на российский рынок. Под американский же рынок заточены наиболее оптимальные решения, которые можно было найти с учётом ситуации в мире. Самое ценное, что мы сделали — сохранили интеграцию с RapNet и разработали конфигуратор, с помощью которого можно создать собственное изделие на сайте. Конечно, результат получился не совсем таким, каким мы ожидали. Сейчас мы видим, какие моменты можно доработать.

Рекомендация: Не спешите отказываться от проекта из-за технологий, доступ к которым ограничен. На российском рынке есть аналоги инструментов, которыми можно воспользоваться для разработки. Не во всех случаях получится реализовать проект так, как было задумано изначально, но согласно нашему пути, можно найти решения, которые хоть и увеличат сроки работы, но помогут реализовать проект. Если вы имеете дело с сжатыми сроками, то подумайте, какие зарубежные инструменты могут помочь вам решить вашу задачу. Кастомизировать готовые решения можно позже, в процессе доработки.

Дизайн и типографика

Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США

Setepai имеет чистый и элегантный дизайн с акцентом на высококачественные изображения украшений. Цветовая схема представляет собой сочетание приглушённых и нейтральных цветов, таких как белый, серый и голубой, для создания утончённого и современного образа. Эти цвета часто ассоциируются со спокойствием, умиротворением и ощущением легкости.

При совместном использовании синий и серый могут создать ощущение доверия и профессионализма, что сыграло нам на руку для создания интернет-магазина ювелирных изделий.

Используемый шрифт Forum — современный чистый шрифт, который создаёт ощущение простоты и изысканности.

На макете мы использовали много пустого пространства, чтобы создать ощущение роскоши и эксклюзивности. Общая цель дизайна — вызвать у пользователя ассоциацию к украшениям: они элегантные и роскошные. В качестве одного из референсов мы взяли французский дом Cartier, украшения которого на слуху у ценителей прекрасных украшений и у тех, кто дополняет свой образ изысканными ювелирными изделиями.

Кроме того, любое изделие можно рассмотреть подробнее, представить, как оно будет выглядеть вживую и насколько хорошо дополнит образ, за счёт использования качественных изображений и 3D-визуализации каждого украшения.

Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США
Как в условиях санкций мы запустили интернет-магазин для ювелирного бренда на рынок США

Технические особенности

  • Цикл покупки ювелирных изделий достаточно долгий. Нужно несколько касаний, прежде чем оплатить товар. Поскольку мы имеем дело с RapNet, то за то время, пока покупатель размышляет, бриллиант, из которого будет сделано украшение, на площадке может закончиться. Если товар какое-то время находится в вишлисте, а затем пользователь хочет его приобрести, то сайт отправляет запрос в RapNet. В случае, когда какого-то бриллианта нет, пользователю предлагается скорректировать конечный вариант изделия, выбрав, например, другой бриллиант.
  • Конструктор украшений предполагает большое количество фото и видеоизображений на каждом из этапов. Такая страница может загружаться достаточно долго, но с точки зрения разработки мы эту проблему решили. Сейчас мы ожидаем, когда у заказчика появится достаточное количество контента, который мы сможем разместить, чтобы пользователь имел представление, как в финале будет выглядеть созданное им изделие.
  • Перед началом работы ни мы, ни заказчик не знали о существовании налога на роскошь в штате Флорида: к сумме покупки должен прибавляться определённый процент. Таких бизнес-процессов и функционала под них в российских CMS нет. Уже когда продукт был готов в полном объёме, нам пришлось внедрять этот функционал. Если бы мы взяли проект в работу сейчас, то учли бы эту особенность уже на этапе проектирования.
С полной версией проекта вы можете ознакомиться на: https://dprofile.ru/case/16952/setepai-brillianty-na-kazdyi-den
С полной версией проекта вы можете ознакомиться на: https://dprofile.ru/case/16952/setepai-brillianty-na-kazdyi-den

Чему нас научил этот проект

Работа над проектом длилась полтора года. Конечно, завершить его можно было бы быстрее, если бы мы двигались по изначально намеченному плану. Но обстоятельства внесли свои коррективы.

Какие выводы мы сделали?

1. Нельзя рассчитывать бюджет проекта, если не составлено полноценное техническое задание. Когда мы брали в работу проект, мы видели только часть API и рискнули. Сейчас мы не готовы взять в работу проект и подписаться под определённый бюджет. По части это произошло и потому, что мы имели дело иностранной площадкой, работа с которой усложняла процессы.

2. Не следует отказываться от проекта, даже если кажется, что в нынешних экономических условиях его невозможно реализовать. Достаточно копнуть глубже и увидеть, в каком ещё направлении, может быть и не совсем привычном и очевидном с первого взгляда, есть зоны роста.

3. «На ошибках учатся», и наш случай не исключение. Благодаря этому проекту мы поняли, как перестроить рабочие процессы. Мы не начинаем разработку, пока не проведём бизнес-аналитику. Узнаём, как устроены текущие процессы, проводим личные интервью с ключевыми сотрудниками, выявляем болевые точки и возможности для роста. В результате формируется команда как с нашей стороны, так и со стороны заказчика, разрабатывается план действий и дорожная карта, определяются ключевые показатели эффективности всего проекта. Только после этого можно переходить непосредственно к веб-аналитике и разработке. Такой подход мы рекомендуем бизнесу и разработчикам для эффективной совместной работы. В нашем случае ни мы, ни заказчик не были на сто процентов готовы к реализации проекта исключительно на зарубежный рынок. Из-за этого мы упустили ряд важных моментов, которые учли бы в работе сегодня уже на этапе бизнес-аналитики.

2121
16 комментариев

Понимаю, что к разработке мало отношения имеет, дали товары - сделали сайт. Тем более и ТЗ особо не было на старте. Но! По украшениям есть вопросы. За торговлю такими браслетами Van Cleef - могут притянуть за нарушение авторских прав. Да и в целом в каталоге много заимствований украшений. Если на отечественном рынке, на такое в целом закрывают глаза, то в Америке могут легко заблокировать ресурс с "аналогами" и "репликами". Как поведёте себя если в рамках поддержки столкнётесь с такого рода блокировкой? Выставите ещё один счёт заказчику? И любопытно было бы узнать о приёмах ведения переговоров, когда в процессе проекта заказчик соглашается удвоить бюджет. Какие аргументы? В целом материал хорош!

1
Ответить

Спасибо за коммертарий!

Вы правы, к сожалению, мы отвечаем только за разработку, а наполнение каталога украшениями лежит на заказчике. Думаем, что этот вопрос проработан.

Что касается проведения переговоров, то было действительно непросто, и встреч с заказчиком прошло немало. Сейчас сложно собрать воедино какие-то советы, но вы нам подали хорошую идею — написать материал об этом, поскольку такие случаи в разработке встречаются. Постараемся подготовить!

2
Ответить

Спасибо за выводы!

1
Ответить

Надеемся, что будет полезно! :)

Ответить

Интересный кейс по гибкости работы агентства для удержания клиента. Взял на заметку :)

1
Ответить

Спасибо! Приятно :)

Ответить

Оооо! Какой интересный, редкий и мощный кейс. Интеграция с B2B алмазной биржей в B2C сайт это вообще топчик. Браво коллеги.
Как продажи, как продвигаетесь на США? Расскажите больше!
Немного только явная содранность лого и фавикона с Chopard бросилась в глаза, но это не к вам скорее всего замечание, а к заказчику.

1
Ответить