Умные тренажеры, цифровые тренировки, геймификация — ключевые технотренды в фитнес-индустрии в 2023 году

Собрали для вас самое интересное с международных выставок в Кёльне, Тегеране и Сингапуре.

Меня зовут Анастасия Гулянина, я директор по развитию «ФитБейс» — экосистемы цифровых сервисов для фитнес-индустрии. Недавно наша команда приняла участие в трех международных выставках: FIBO 2023 в Кёльне, INOTEX 2023 в Тегеране, World Health, Fitness & Wellness Festival 2023 в Сингапуре.

Мы планируем международное масштабирование. Поэтому нашей задачей было оценить, как развивается фитнес-индустрия в мире и какие рынки могут быть перспективными для нас. Посмотрели на конкурентов — их продукты и бизнес-модели. А заодно протестировали на себе наиболее любопытные экспонаты. Расскажу и покажу самое интересное из мира фитнеса.

Примерно так выглядит наше решение на фоне того, что есть на глобальном рынке.
Примерно так выглядит наше решение на фоне того, что есть на глобальном рынке.

Итак, технологические новинки можно разделить на пять больших групп — это и есть векторы развития фитнес-индустрии на ближайшие годы.

Тренд №1: умные тренажеры

Тренд не новый, но он набирает обороты. Искусственный интеллект не только помогает контролировать тренировочный процесс, но и выступает в качестве тренера. Например, силовой тренажер тестирует уровень физической подготовки клиента и сам подбирает оптимальный вес, количество повторов и подходов.

Другой агрегат — 3D-капсула, которая выполняет антропометрию (измеряет телосложение и физические пропорции). Кроме всех параметров тела, клиент получает программу тренировок и питания для коррекции фигуры. А самое любопытное, что 3D-модель клиента показывает в приложении, как выполнять рекомендованные упражнения. Повторять за оцифрованным собой намного легче! Система интегрируется с носимыми устройствами и агрегирует данные о физических нагрузках, питании и др. С помощью такого сканирования можно следить за своим прогрессом.

Развитие умных тренажеров привело к появлению краткосрочного тренда на специальные залы для новичков. Фитнес-клубы оборудовали их тренажерами с искусственным интеллектом, которые составляли программу тренировок, регулярно диагностировали и подбирали нагрузку. Довольно быстро такие залы стали общими — новички, набираясь опыта, оставались в привычном месте и не спешили переходить в зал для продвинутых пользователей. А умные тренажеры стали популярны среди всех категорий клиентов.

В России оборудование с искусственным интеллектом мало распространено. Сейчас затруднены поставки из Европы и США — регионов, где преимущественно они производятся. Но дело не только в логистических проблемах. В западных странах маржинальность бизнеса в фитнес-индустрии намного выше, потому что абонементы стоят существенно дороже. Кроме этого, участники рынка спокойно инвестируют в технологии со сроком окупаемости до 10 лет. Наши клубы, закупая тренажеры по той же цене, зарабатывают намного меньше, так как вынуждены держать низкие по мировым стандартам цены. Российский бизнес не готов вкладываться в оборудование со сроком окупаемости более 3-5 лет.

Тренд №2: цифровые тренировки

Оцифровка физической активности начиналась с фитнес-браслетов и умных часов: они фиксируют параметры нагрузки, передавая данные в мобильное приложение, а пользователь заносит туда же информацию о виде и длительности тренировки. Но не только тренировки играют роль в построении вашего прогресса, сейчас учитывается и время сна, и время отдыха, и частота дыхания, и наличие времени на расслабление - за всем этим теперь призваны следить многочисленные гаджеты, многие из которых агрегируют данные сразу на единой площадке. Большое количество различных приложений выстраивают питание уже с учетом индивидуальных требований и запросов. Вы можете поставить условие, например, подготовки к марафону и одновременно наличие каких-либо аллергических реакций, а также определить количество калорий, которое вы хотите потреблять. В итоге складывается общая картина не только активности человека, но и того плана тренировок, питания и отдыха, которого ему необходимо придерживаться, чтобы достичь целей.

Умные тренажеры, цифровые тренировки, геймификация — ключевые технотренды в фитнес-индустрии в 2023 году

Теперь информацию о нагрузке умеют передавать тренажеры: датчики считают повторы, запоминают вес и другие показатели, отправляют информацию в мобильное приложение. Изменились также возможности интеграций различных приложений и систем. Сейчас можно не только получать данные о своих тренировках, но видеть как скорректировалась тренировочная программа благодаря вашим усилиям или отдыху, а некоторые продукты способны обновлять и систему питания.

Тренд №3: геймификация

В кардиотренажерах элементы геймификации появились больше 10 лет назад. Но сейчас популярность технологий, позволяющих превратить тренировку в развлечение, достигла своего пика. Например, садясь на велотренажер, можно посоревноваться со всеми, кто когда-либо на нем занимался. А можно ориентироваться на собственные предыдущие достижения.

В Кёльне я протестировала силовой тренажер с игрой в Пак-ман: траектория персонажа зависит от правильной и ритмичной амплитуды движения пользователя. Для успешного прохождения игры нужно вовремя выполнять повторы.

Геймификация в качестве элемента системы лояльности пришла в фитнес-индустрию из ритейла и банкинга, которые достаточно давно предлагают клиентам «плюшки» за целевые действия. Такую систему разработали и мы: клиенты клубов зарабатывают баллы за тренировки и покупки. Обеспечив себе место в определенной группе (у нас — лиге), клиент может получить соответствующий набор привилегий.

Умные тренажеры, цифровые тренировки, геймификация — ключевые технотренды в фитнес-индустрии в 2023 году

Тренд №4: взаимопроникновение индустрий

На выставке в Сингапуре отдельный стенд был посвящен тренажерам Кегеля. Я спросила у владельцев стенда, почему они приняли решение участвовать в фитнес-выставке со своими продуктами — мне показалось это не совсем очевидным. Ответ был таким: «Эта выставка про благополучие и здоровье, а наши продукты как раз отвечают за здоровье!». И с этим не поспоришь.

Умные тренажеры, цифровые тренировки, геймификация — ключевые технотренды в фитнес-индустрии в 2023 году

Во всем мире развивается связка фитнес — спа — медицина. Технологии из одной сферы используются в других. Так, в клубах появляется оборудование для отдыха и восстановления, красоты и оздоровления.

Например, криокамеры и криомаски. Считается, что воздействие экстремально низких температур благотворно влияют на состояние кожи, помогает улучшить обмен веществ, избежать мышечной боли после тренировок.

Есть портативные камеры для лежания на песке, восстановительные капсулы для расслабления в воде т.д. Оборудование с вау-эффектом, но с отсутствием перспектив для российского рынка — их могут позволить себе единицы заведений vip-уровня.

Тренд 5: ИТ-решения для эффективности бизнеса

Клубы по всему миру активно используют технологии, которые помогают улучшить бизнес-процессы. Различные ИТ-решения помогают управлять клубом, активизировать продажи, лучше взаимодействовать с клиентами и работать на их удержание.

Самый актуальный запрос рынка, пожалуй, связан с предиктивной аналитикой. Таких решений еще очень мало, потому что на разработку систем с искусственным интеллектом требуется много ресурсов. Но рынок однозначно движется в эту сторону.

Среди решений для управляющих стоит отметить датчики контроля за состоянием тренажеров. Они помогают оценить интенсивность эксплуатации оборудования и его техническое состояние. Таким образом управляющие клуба могут вовремя организовать техобслуживание тренажеров, не допуская их поломки. А еще — производить ротацию оборудования между разными клубами: в одном зале тренажер может быть не востребован, зато в другом — пользоваться повышенным спросом. Более того, анализ востребованности позволяет более точно формировать программу инвестиций в оборудование.

На рынке есть различные ИТ-решения для фитнес-индустрии — для маркетинга, удержания клиентов, расчета KPI и т.д. Однако особенность глобального рынка в том, что, как правило, один продукт закрывает только одну функцию. Например, в системе для лидогенерации есть шаблоны лендингов и сайтов, рассылок, автоматических ответов — всех инструментов, которые нужны для привлечения потенциальных клиентов. Но это решение не способно закрыть другие потребности фитнес-клуба: команды сосредоточены на развитии своего узкого продукта. Часто такие сервисы интегрируются в основную систему управления клубом, и каждое заведение использует несколько различных ИТ-продуктов.

Это отличает западный рынок от нашего: у нас разработчик стремится закрыть как можно больше задач клиента своим решением. Так мы в «ФитБейс» в дополнение к CRM-системе запустили систему учета, виджет онлайн-записи для сайта и соцсетей, мобильное приложение для клиентов и тренеров, геймификацию, систему лояльности и постепенно добавляем функции предиктивной аналитики и поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта. Мы не увидели на мировом рынке такого многофункционального продукта, который закрывал бы большинство потребностей управляющих в управлении клубом.

Из любопытного: я, проработав длительное время в фитнес-индустрии, была удивлена стоимостью ИТ-решений для бизнеса в западных странах. Там пользование каким-либо сервисом может стоить $3 тыс. в месяц. Непостижимые цифры для нашего рынка.

Другая особенность: клубы из других стран сосредоточены на фитнесе, им в голову не приходит разрабатывать какие-то решения самостоятельно. Если им что-то нужно, они ищут поставщиков ИТ-продуктов и выбирают наиболее подходящий. У нас же некоторые крупные игроки пытаются разрабатывать сами, чаще всего — безуспешно.

Были на выставке и девушки - но эта история совсем не про технотренды :)
Были на выставке и девушки - но эта история совсем не про технотренды :)

Выводы

  • Не все тренды имеют потенциал на российском рынке из-за различий в бизнес-моделях фитнес-клубов. Так, дорогостоящие технологии в России распространяются с трудом из-за низкой маржинальности бизнеса.
  • Разработчики ИТ-решений сконцентрированы на узких продуктах и не стремятся удовлетворить все потребности заказчиков одновременно. Многофункциональных решений практически нет.
  • Международный рынок открыт для российских стартапов. Наиболее перспективные направления — Латинская Америка, Ближний Восток и Африка. По меркам западных разработчиков это неплатежеспособные рынки, которые им неинтересны (как и российский, кстати). А юнит-экономика российских стартапов позволяет нам рассматривать эти регионы.
  • Мы не увидели аналогов своего решения на мировом рынке, что еще раз убедило нас в необходимости масштабироваться глобально.

Видео с выставки FIBO 2023 можно посмотреть здесь. Какие технотренды в фитнесе больше всего нравятся вам?

1717
40 комментариев

Зачем нам на запад ровняться, там совсем другие условия, надо у себя в стране фитнес индустрию развивать, со своим уникальным колоритом и геймификация фитнес приложений этому несомненно поспособствует.

4
Ответить

Целиком согласна с вами! Главный вывод, который был сделан, полностью соответствует вашим словам!

Ответить

О каком уникальном колорите в фитнесе вы говорите?

Ответить

И еще про новые рынки интересно - действительно ли в Африке развита фитнес-индустрия? Про форум "Россия-Африка" много читала на прошлой неделе

3
Ответить

Да, вы знаете, в ЮАР достаточно хорошо развит рынок крупных фитнес-клубов. И требования к квалификации тренерского состава в этой стране одни из самых высоких в мире, поэтому и индустрия шагает в ногу с передовыми странами. Во всяком случае уже точно не отстаёт😉

Ответить

Посмотрела видосик про Fibo, такая крутая там атмосфера. Хочется все потрогать и попробовать)))

3
Ответить

На один только павильон (самолётный ангар😁) уходит примерно один выставочный день и именно потому, что хочется всё потрогать и попробовать. Особенно, где СПА и спортпит))).

Ответить