О проектных рисках и стройконтроле

Самое время рассказать про, на первый взгляд, неочевидную связь между стройконтролем/технадзором с одной стороны и проектными рисками - с другой.

Для этого начну с краткого содержания своей карьеры. Так, думаю, будет понятнее каким путём я пришёл к соответствующим выводам.

Начинал я её, во времена царя Гороха, с сертификации строительно-монтажных организаций для подрядного рынка АК "Транснефть". С упором на СМК по версии ISO 9001 ещё 2001-го года и специфические отраслевые (корпоративные) стандарты на организацию и обеспечение качества строительства и работ по направлениям. Начальные знания по технологии организации и ведении строймонтажа были весьма поверхностные, но благодаря удачному обмену знаниями, очень быстро подтянулись. Они мне рассказывали о практических нюансах стройки, я им - о теории и практике процессного подхода. Сертификационные аудиты подрядчиков охватывали как офисы/ОП так и непосредственно стройплощадки.

Спустя 6 лет и примерно полторы сотни аудитов занесло меня в отраслевую транснефтевскую стандартизацию - по профилю организационно-технического нормирования процессов строительства. Оттуда - в национальную стандартизацию на базе небезызвестной ФАУ ФЦС, по линии профильных техкомитетов ТК 23 (нефтегаз) и ТК 465 (строительство). Затем - в проектный контроль качества по генподряду на инфраструктуру магистральных газопроводов. Далее - в инспекционный стройконтроль по генподряду при строительстве объектов использования атомной энергии. Откуда, немного подучившись, 4 года назад перешёл в риск-методологи портфеля EPC-проектов. А через два года - на направление контроля проектных рисков, параллельно совмещая его с техническими инспекциями площадок. Где и обитаю поныне.

Так вот, на протяжении последних четырёх лет начал обращать внимание на то, что основные источники рисков для проектов, с наиболее тяжёлыми и ресурсоемкими последствиями, находятся на площадках строительства.

Не у регуляторов, не у заказчиков, не в договорных, плановых и финансовых структурах головного офиса и ОП. А на площадках. И что почти всю значимую статистику для работы с проектными рисками можно получать только оттуда, непосредственно "с земли".

Под статистикой имеются в виду данные об отклонениях и инцидентах при организации производстве работ. Отклонения - по деньгам, объемам и срокам. Инциденты - по организационно-технической и технологической частям.

В продвинутых подрядных компаниях первичным, площадочным учётом выполнения и отклонений по объемам и срокам занимаются выделенные службы диспетчеризации. В не очень продвинутых - ПТО или начальники участков. Первичный учёт затрат ведется по статьям, службам и направлениям, но о нём как-нибудь позже.

Суть проблемы в том, что физически выполненные работы и работы выполненные в соответствии с проектом - это две большие разницы. И указанные выше учетчики на практике ведут две условные таблицы. Первую - в которой рапортуют руководству выше о перемещённых, залитых, смонтированных, уложенных кубометрах, тоннах и метрах. Вторую - о работах принятых стройконтролями (своим и заказчика). Различия между которыми, при их сопоставлении - от заметных до неприлично огромных.

Только работы подтвержденные и принятые обоими стройконтролями можно считать выполненными и соответствующими проекту. И, соответственно, первичным источником объективных статистических данных о всех отклонениях и инцидентах по контрактным подрядным работам, срокам и объемам является внутренний стройконтроль. А по площадке в целом - технадзор.

Лишь опираясь на эти данные можно оценивать/переоценивать текущие риски проекта и предпринимать какие-то меры по воздействию на них. Но понимают это единицы, большинство предпочитает отталкиваться от заявленных как выполненные, а не от принятых работ, реальных объемов и сроков их завершения по принятию. И, соответственно, подменять недостающую статистику "экспертными оценками состояния и угроз".

Именно поэтому эффективность предпринимаемых мер управления и в конечном счёте успех проекта напрямую зависят от работы стройконтроля с технадзором, качества и достоверности предоставляемых ими фактических данных.

Вот, собственно, общая суть взаимосвязи управления рисками всего проекта и деятельности служб контроля на местах.

P. S. Кому интересны основы управления рисками в строительных проектах - приглашаю посетить ВК-блог "Записки риск-менеджера" (@riskymannotes).

О проектных рисках и стройконтроле
Начать дискуссию