Как вывести нишевый бренд на маркетплейс — рассказывает Артем Темиров, сооснователь Кооператива Чёрный

Сооснователь и обжарщик «Кооператива» рассказал о конкуренции, специфике работы на маркетплейсах и о том, как он перестал презирать рекламу.

Фото Артур Шураев
Фото Артур Шураев

О «Кооперативе Чёрный»

Мы начали наш бизнес 8 лет назад. Мы очень любим кофе, и поэтому изначально для нас это не просто бизнес, но развитие кофейной культуры. Кстати, «Кооператив Чёрный» мы называем себя не потому что мы специализируемся на черном кофе, как многие думают. Первые полтора года мы действительно заваривали только черный кофе, но на самом деле у нас просто не было денег купить эспрессо-машину.

Для кофейной культуры мы сделали немало: издали книги Джеймса Хоффмана «Всемирный атлас кофе» и «Кофе как профессия». В прошлом году мы провели независимый кофейный фестиваль, который объединил шесть кофеен в Москве, и продали во время него 10 тысяч кофейных чашек. Все эти 8 лет мы развивались, в первую очередь, как кофейня.

Первые шаги в сторону ритейла

Нам еще в 2019 году предложили выйти в один супермаркет, и мы тогда отказались — просто не были готовы к этой новой нагрузке, документам, электронному товарообороту. Подумали, что производство может не справиться, потому что на тот момент у нас не было своего обжарочного цеха.

Потом нам предложили выйти в ещё один супермаркет, через полгода после первого предложения — и мы снова отказались. Всё поменялось во время пандемии.

Это было 30 марта — я очень отчетливо это помню, потому что был мой день рождения. Я сижу в пустой кофейне, все уже закрыто, ничего не работает, и Москву в этот день закрыли. Я начал обзванивать знакомых и спрашивать контакты крупных сетей, потому что стало понятно, что если мы сейчас никуда не выйдем — мы просто перестанем существовать. За месяц мы вышли во «ВкусВилл», потом в «Яндекс Лавку». Потом, через какое-то время мы вышли на маркетплейс. Первым стал Ozon.

Первые сложности

В сегменте кофеен мы хорошо известны — нас знают и в Москве, и в России именно как кофейню, если мы говорим про сегмент speciality-кофе. Про нас пишут в СМИ, есть 20 тысяч лояльных подписчиков в Instagram. Но когда мы оказались на полке супермаркета и вышли на новую аудиторию — стало понятно, что для них мы просто белая пачка с надписью маленькими буквами «Кооператив Чёрный».

В общей сложности на Ozon продается около 900 разных брендов — это около 4000 SKU кофе в зернах, и мы не могли спрогнозировать, какими будут наши продажи. Например, у наших друзей они там довольно слабые, поэтому мы сразу готовились к тому, что всё будет плохо, и поэтому с самого начала приложили усилия, чтобы все про это написали – Telegram-каналы, блогеры и наше лояльное комьюнити. Поэтому, первые полгода мы органически росли и вышли на 119 место среди 900 брендов, а дальше остановились.

Мы разработали аналитический инструмент мониторинга онлайн-полки, который собирает для нас аналитику по продуктам на разных площадках. Мы можем посмотреть, как чувствует себя та или иная категория на конкретном маркетплейсе. Например, как продается кофе на Ozon — какие SKU более успешны, нужны ли скидки и акции, как формировать стоимость с учетом разных ценовых категорий.

Дарья Константинова, CEO Isobar Moscow

Реклама

Стало понятно: чтобы развиваться дальше, нужно закупать рекламу, баннеры и рекомендации — на Ozon много инструментов, но мы этого никогда не делали. А главное, до конца 2020 никогда не платили за рекламу. Это была принципиальная позиция. У меня всегда было ощущение, что если компания покупает рекламу — с товаром что-то не так. Я всегда считал рекламу капиталистическим инструментом, которым мы как кооператив с левыми взглядами пользоваться не можем.

Первый слом произошел, когда мы получили Каннского льва, и я стал задумываться о том, что ее не зря называют двигателем торговли. Реклама —все же хорошая возможность рассказать свое сообщение на большую аудиторию. Просто для кофеен, где есть своя хорошая атмосфера, это не так важно — достаточно крутого продукта и сарафанного маркетинга. Но на маркетплейсах другие правила игры. Когда мы вышли в ритейл, стало понятно, что без рекламы не обойтись, и примерно в это же время мы получили предложение от рекламного агентства сделать совместный проект. У нас не было конкретных задач, просто хотелось, чтобы бренд продавался больше, и мы не понимали, как это можно сделать.

Нам очень повезло с Артемом, поскольку он был максимально открыт в плане внутренних бизнес-показателей. Рассказал, как строится цена и маржа, что продается лучше и хуже, как они видят свои слабые стороны — обычно клиенты скрывают подобные метрики, что затрудняет аналитику, но здесь у нас было полное взаимопонимание. Мы фактически зашли в бизнес клиента. Пытались понять, как у них устроены процессы, что они считают для себя важным, а потом посмотрели, что из этого можно применить внутри маркетплейса.

Дарья Константинова, CEO Isobar Moscow (входит в dentsu Russia)

Аналитика

На основе данных мы также пересмотрели наш подход к заполнению карточки товара. Выяснилось, что у наших ключевых конкурентов они намного более наполненные — не просто пачка и состав, но какие-то диаграммы вкусов, видео с производства или даже интервью с обжарщиком, который рассказывает какой он пожарил вкусный кофе, какие там есть ноты. Теперь мы постепенно переделываем все карточки товаров – совершенствуем описание.

В итоге мы уже видим сильный рост продаж, а в более долгосрочных планах планируем вырасти в 4 раза.

Бренд

В выходе на маркетплейс нам было важно не потерять наш бренд, поэтому вместе с креативным директором Isobar мы долго пытались понять, как нам сохранить наш бренд и при этом делать рекламу – потому что, вообще, это достаточно противоречивая для нас ситуация. Мы не можем говорить «Ребята, 50% скидки на наш кофе, покупайте», «У нас самый лучший кофе» или «Выпейте кофе с утра и почувствуйте, какой у вас прекрасный день». Мы не хотели делать такого, потому что наш бренд вообще про другое. Мы не огромная корпорация.

Мы долго придумывали креативы, было бесконечное количество итераций, чтобы мы все были довольны. Нам было важно показать, что несмотря на то, что теперь мы покупаем рекламу и баннеры, это все еще «Кооператив Чёрный», у которого есть свой язык, свое сообщение, и как оказалось, это возможно и в коммуникации на более широкую аудиторию.

1212
38 комментариев

Статья какой-то информационный мусор, если честно. Никакой инфы, вообще 0, одна вода. 

Из стать непонятно: 
- Кто пишет и о ком
- Что выяснили / какие инсайты по работе
- Что применили / что получили
- Чем научились / что посоветуете

На самом деле, в статье вообще ничего нет. Перечитал еще раз. Это пиздец товарищи. 

Кооператив Черный - топ. Статья - полное говно, примерно 0 из 10, лучше бы не публиковали.

36

автор заснул и поэтому не закончил статью?

13

Ага, и лбом нажал - опубликовать на vc ))))

3

Мне всегда нравилось:
- мы левый кооператив с антикапиталистическими ценностями
- капучино 150(!)мл 260 рублей

Какое время такие и левые

11

260 рублей - это на поддержку борьбы с капитализмом!

9

Кооператив, который работает внутри капиталистической системы по капиталистическим правилам получения прибыли за счет предоставления товаров и услуг населению с наценкой - отличный пример левой организации с антикапиталистическими ценностями. :D

Вот если бы по талонам кофе наливали и цена на талоны устанавливалась в формате чаевых: "кто сколько считает нужным", тогда да, можно было бы серьезно говорить о левых идеях :D

Пока что это выглядит как маркетинг натянутый на чисто капиталистический механизм с целью привлечь соответствующую публику и на ней заработать. 

Особенно порадовали антикапиталистические цены:
Пачка 200г в Старбаксе - 338 рублей если покупать на маркете Сбера
Пачка 200г в Черном - 650 рублей самая дешевая :)

Иными словами, самая дорогая капиталистическая сеть кофеен продает свой кофе в 2 раза дешевле антикапиталистической. Левые ценности прут из всех щелей :D

P.S. Я знаю, что кофе нельзя так в лоб сравнивать, но ценообразование - штука такая. В Старбакс идут потому, что они смогли масштабировать рецептуру относительно крутого кофе на весь мир. Если бы их кофе был шлаком, то на одном бренде они бы долго не простояли. Отсюда вывод, что любимый/не любимый вкус кофе - личное дело каждого, но по уровню обжарки они примерно сопоставимы и цену можно с натяжкой сравнивать. )

3

Почему акцент сделан на объёме, а не на цене?