«Пассажиры читают новости про авиаинциденты и думают, что летать теперь небезопасно, но реальность куда прозаичнее»

По словам авиаэкспертов, в основном это штатные для отрасли случаи. Просто СМИ видят к ним интерес и потому и пишут о том, что раньше пропустили бы, рассуждает колумнист The Atlantic Чарли Ворцел.

Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.usatoday.com%252Fstory%252Ftravel%252Fairline-news%252F2024%252F02%252F07%252Fboeing-737-max-passenger-sentiment%252F72340971007%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw29Ea8EJUp3kam-DapLorgo%26amp%3Bust%3D1711266096772000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bopi%3D89978449%26amp%3Bved%3D0CBQQjhxqFwoTCJiIi5DxiYUDFQAAAAAdAAAAABAE&postId=1088771" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">USA Today</a>
Источник фото: USA Today

Самолёты считаются самым безопасным видом транспорта: ежедневно они совершают более 100 тысяч полётов и с видимой лёгкостью переправляют миллионы пассажиров. Почему любой инцидент, ставший публичным, сразу воспринимается как аномалия — неудивительно.

Вот только количество этих самых «аномалий», судя по новостям, в последнее время только множится:

  • 2 января 2024 года самолёт Japan Airlines столкнулся при посадке с судном береговой охраны.
  • 5 января у Boeing 737 Max 9 отвалился люк аварийного выхода.
  • 7 марта Boeing 737-900 совершил вынужденную посадку из-за возгорания одного из двигателей.
  • 8 марта Airbus 320 экстренно сел из-за проблем с гидравликой, а у Boeing 777 при взлёте отвалилось колесо.
  • 9 марта Boeing 737 Max выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы из-за неисправности шасси.
  • 11 марта Boeing 787-9 Dreamliner резко снизился из-за случайного нажатия кнопки на кресле пилота — пассажиры «подлетели к потолку».
  • 15 марта Boeing 737-800 прилетел в пункт назначения без куска обшивки.

В сервисе бронирования Kayak рассказывали, что пользователи в 15 раз чаще исключают из поиска рейсы на бортах Boeing 737 Max, очевидно, переживая за исправность судов компании. А интернет-издания поспешили порассуждать о том, какую пользу из неудач Boeing извлечёт Airbus (сам конкурент, впрочем, признался, что проблемы Boeing «не помогают» ни ему, и ни отрасли).

При этом вопреки встревоженности летать сейчас более чем безопасно, пишет Ворцел. Во всяком случае в «масштабах истории». По статистике Массачусетского технологического института, в период с 2018 года по 2022 год вероятность погибнуть в полёте была в 38 раз ниже, чем ещё 50 лет назад.

В беседах с зарубежными изданиями отраслевые эксперты отмечают: в недавних инцидентах «нет ничего необычного» и летать безопаснее, чем «сидеть на земле». А то, что общественность может узнать о каждой даже самой незначительной поломке, объясняется тем, что в авиации отлажена система проверок.

Возникает вопрос: откуда тогда суматоха. Ворцел видит два объяснения. Во-первых, сами перелёты, какими бы безопасными ни были, — так себе опыт. Стоимость билетов и сопутствующих услуг выросла, онлайн-системы сбоят, буйные пассажиры никуда не делись, меню на борту по-прежнему скудное. Количество путешественников после «пандемийного» простоя выросло, а дефицит кадров в отрасли не решили.

Теперь ко всему этому добавились новости о Boeing: о проверках от Минюста США, Федерального управления гражданской авиации США и Нацсовета США по безопасности на транспорте, об увольнении главы программы самолётов 737 Max, а также смерти бывшего инженера Boeing, который давал показания против компании.

Второй фактор — подверженность настроениям. Чем свободнее доступ к информации, тем проще наткнуться на новость о какой-нибудь частной проблеме и тем труднее оценить её значимость и увидеть всю картину целиком. Человек попадает в алгоритмическую «ловушку»: стоит посмотреть несколько роликов об инцидентах или конспирологических теориях, как в рекомендациях начнёт появляться всё больше подобных историй и «баек».

Тут же возникает замкнутый круг: как только интерес к отдельной тематике прирастает, в ответ увеличивается и количество новостей и репортажей. Из-за этого обывателям кажется, что множатся именно «аномалии». Они пытаются связать рядовые случаи друг с другом в системную проблему и думают, что надвигается кризис.

Проблема в том, что чаще всего СМИ пишут об отраслевой «рутине», которую раньше игнорировали. Но мало кто задумывается об этой более прозаичной реальности.

Для контекста: технических неполадок было бесчисленно много и до [января 2024 года], просто «мейнстримные» медиа чаще всего про них не писали.

Сейчас экспертов в авиационной журналистике гораздо меньше, чем 30 лет назад. Таковы последствия консолидации в отрасли, перемен в сфере безопасности полётов и экономике медиарынка.

В авиации есть требующие освещения истории, но без понимания контекста и релевантных знаний обнаружить неподдельный инфоповод сложно — потому мы и получаем то, что получаем.

Джон Островер, главред отраслевого аналитического издания The Air Current
77
9 комментариев

Отлично, теперь мы знаем что Boeng платит за статьи
Странно не написали что "самоубийство" инженера, который выявил килотонны нарушений - фейк/альтрайт пропаганда (как сейчас делают с геймергейтом/sweetbabyinc)

3
Ответить

Ждал каких то цифр, сравнений, пояснений, в итоге просто вода на тему "все хорошо, это просто хайп". Очень ценное мнение.

2
Ответить

Самый безопасный, да, зато если что — результативность 100%.

2
Ответить

ну, мучиться не придется и на том спасибо

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Истинно вам говорю, 4 мая 2025 года земля налетит на небесную ось

1
Ответить

Самолет - самый безопасный вид транспорта! В России надо подумать))

Ответить