{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Пассажиры читают новости про авиаинциденты и думают, что летать теперь небезопасно, но реальность куда прозаичнее» Статьи редакции

По словам авиаэкспертов, в основном это штатные для отрасли случаи. Просто СМИ видят к ним интерес и потому и пишут о том, что раньше пропустили бы, рассуждает колумнист The Atlantic Чарли Ворцел.

Источник фото: USA Today

Самолёты считаются самым безопасным видом транспорта: ежедневно они совершают более 100 тысяч полётов и с видимой лёгкостью переправляют миллионы пассажиров. Почему любой инцидент, ставший публичным, сразу воспринимается как аномалия — неудивительно.

Вот только количество этих самых «аномалий», судя по новостям, в последнее время только множится:

  • 2 января 2024 года самолёт Japan Airlines столкнулся при посадке с судном береговой охраны.
  • 5 января у Boeing 737 Max 9 отвалился люк аварийного выхода.
  • 7 марта Boeing 737-900 совершил вынужденную посадку из-за возгорания одного из двигателей.
  • 8 марта Airbus 320 экстренно сел из-за проблем с гидравликой, а у Boeing 777 при взлёте отвалилось колесо.
  • 9 марта Boeing 737 Max выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы из-за неисправности шасси.
  • 11 марта Boeing 787-9 Dreamliner резко снизился из-за случайного нажатия кнопки на кресле пилота — пассажиры «подлетели к потолку».
  • 15 марта Boeing 737-800 прилетел в пункт назначения без куска обшивки.

В сервисе бронирования Kayak рассказывали, что пользователи в 15 раз чаще исключают из поиска рейсы на бортах Boeing 737 Max, очевидно, переживая за исправность судов компании. А интернет-издания поспешили порассуждать о том, какую пользу из неудач Boeing извлечёт Airbus (сам конкурент, впрочем, признался, что проблемы Boeing «не помогают» ни ему, и ни отрасли).

При этом вопреки встревоженности летать сейчас более чем безопасно, пишет Ворцел. Во всяком случае в «масштабах истории». По статистике Массачусетского технологического института, в период с 2018 года по 2022 год вероятность погибнуть в полёте была в 38 раз ниже, чем ещё 50 лет назад.

В беседах с зарубежными изданиями отраслевые эксперты отмечают: в недавних инцидентах «нет ничего необычного» и летать безопаснее, чем «сидеть на земле». А то, что общественность может узнать о каждой даже самой незначительной поломке, объясняется тем, что в авиации отлажена система проверок.

Возникает вопрос: откуда тогда суматоха. Ворцел видит два объяснения. Во-первых, сами перелёты, какими бы безопасными ни были, — так себе опыт. Стоимость билетов и сопутствующих услуг выросла, онлайн-системы сбоят, буйные пассажиры никуда не делись, меню на борту по-прежнему скудное. Количество путешественников после «пандемийного» простоя выросло, а дефицит кадров в отрасли не решили.

Теперь ко всему этому добавились новости о Boeing: о проверках от Минюста США, Федерального управления гражданской авиации США и Нацсовета США по безопасности на транспорте, об увольнении главы программы самолётов 737 Max, а также смерти бывшего инженера Boeing, который давал показания против компании.

Второй фактор — подверженность настроениям. Чем свободнее доступ к информации, тем проще наткнуться на новость о какой-нибудь частной проблеме и тем труднее оценить её значимость и увидеть всю картину целиком. Человек попадает в алгоритмическую «ловушку»: стоит посмотреть несколько роликов об инцидентах или конспирологических теориях, как в рекомендациях начнёт появляться всё больше подобных историй и «баек».

Тут же возникает замкнутый круг: как только интерес к отдельной тематике прирастает, в ответ увеличивается и количество новостей и репортажей. Из-за этого обывателям кажется, что множатся именно «аномалии». Они пытаются связать рядовые случаи друг с другом в системную проблему и думают, что надвигается кризис.

Проблема в том, что чаще всего СМИ пишут об отраслевой «рутине», которую раньше игнорировали. Но мало кто задумывается об этой более прозаичной реальности.

Для контекста: технических неполадок было бесчисленно много и до [января 2024 года], просто «мейнстримные» медиа чаще всего про них не писали.

Сейчас экспертов в авиационной журналистике гораздо меньше, чем 30 лет назад. Таковы последствия консолидации в отрасли, перемен в сфере безопасности полётов и экономике медиарынка.

В авиации есть требующие освещения истории, но без понимания контекста и релевантных знаний обнаружить неподдельный инфоповод сложно — потому мы и получаем то, что получаем.

Джон Островер, главред отраслевого аналитического издания The Air Current
Гендиректор Boeing уйдёт из компании в конце 2024 года Статьи редакции

Председатель совета директоров Ларри Келлнер также решил отказаться от должности.

Дэвид Кэлхун в январе 2024 года, фото Getty Images
0
9 комментариев
Написать комментарий...
Иван Иванов

Отлично, теперь мы знаем что Boeng платит за статьи
Странно не написали что "самоубийство" инженера, который выявил килотонны нарушений - фейк/альтрайт пропаганда (как сейчас делают с геймергейтом/sweetbabyinc)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Александров

Ждал каких то цифр, сравнений, пояснений, в итоге просто вода на тему "все хорошо, это просто хайп". Очень ценное мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Самый безопасный, да, зато если что — результативность 100%.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Smirnoff

ну, мучиться не придется и на том спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Год-то начался весело, с горящего A350 в Японии, вылетевшей заглушки в США и Embraer E195, доказавший свою живучесть при вспашке белградщины.

Во всех трёх случаях никто из пассажиров этих самолётов не погиб, но это чистое везение.

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Истинно вам говорю, 4 мая 2025 года земля налетит на небесную ось

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

Самолет - самый безопасный вид транспорта! В России надо подумать))

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

Можно на рюкзаках летать в рекламе Ред Булла, но хватит ненадолго)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Горячев

Кг ам

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда