Жена, картина на стене и стратегическое планирование

Стоит ли прорабатывать стратегический план перед началом работ или сразу браться за дело? Я продолжаю рассуждать на тему того, как определить, что перед вами: цель или задача (начало было в статье Видеоурок по Карте гипотез. Задача вместо цели).

А в чем проблема?

Суть выбора в следующем:

1. Если у вас задача, то для нее не нужна стратегия. Задачу нужно просто сделать.

2. Если у вас цель, то тогда нужно описать стратегию, например, в виде Карты гипотез.

И вот тут кроется большая сложность. Я вижу, как люди мечутся и на стратсессиях, и на тренингах, пытаясь понять, что же перед ними: задача или цель? От ответа зависит надо ли нам строить Карту гипотез или сразу переходить к реализации.

Кому-то этот выбор может показаться очевидным, но на самом деле он не такой простой. Например, если вам нужно сделать типовой отчет, то скорее всего это задача. А что если вам нужно сделать автозаказ товаров на склад? А если этот автозаказ затронет тысячи людей на сотнях складов? Вы скажете, что это точно цель и нужна стратегия достижения цели, но у меня есть в практике пример, когда это оказалось обычной задачей. Точнее это оказалось сложной задачей, но для нее не нужно было прорабатывать стратегический план.

Вот типовая ситуация, когда неясно у нас цель или задача:

Жена и картина на стене

Есть сложность с пониманием границы между целью и задачей, поэтому я сделаю еще один заход на эту тему, чтобы помочь вам легко определять, когда стратегия нужна, а когда нет. Возьмем мой любимый фреймворк Кеневин, который состоит из четырех доменов:

1. Простой – используй существующие лучшие практики. Последовательность действий: осознай — категоризируй — реагируй.

2. Сложный – найди хорошие применимые практики. Последовательность действий: осознай — проанализируй — реагируй.

3. Запутанный – исследуй предмет, чтобы понять, что делать. Последовательность действий: исследуй — осознай — реагируй.

4. Хаотичный – действуй, чтобы уменьшить неопределенность. Последовательность действий: действуй — осознай — реагируй.

Жена, картина на стене и стратегическое планирование

Сразу скажу, что Карта гипотез, то есть визуализация стратегии достижения цели, нужна только в Запутанном домене. Но давайте разберем всё по порядку. Как понять, к какому домену относится то, что вы хотите сделать в проекте или для себя лично? Я приведу бытовой пример, который поможет разобраться.

Вариант №1

Если жена дала вам молоток с гвоздями и попросила повесить картину на стену, то вы в Простом домене. У вас есть конкретная задача, которую надо сделать. Идем по фреймворку:

1. Осознай – у нас задача вбить гвоздь в стену, чтобы картина висела.

2. Категоризируй – это задача по забиванию гвоздей и точному определению того, куда его забивают. Для этого нужно измерить расстояния, чтобы понять, куда забивать, проверить, что в стене нет проводов, забить гвоздь, повесить картину.

3. Реагируй – надо попросить жену ткнуть пальцем в место, где должна висеть картина, взять рулетку и отмерить положение гвоздя, прибором для обнаружения проводов в стене убедиться, что в том месте нет проводов, и забить гвоздь.

Для таких задач никакая стратегия не нужна, потому что все стратегические решения были приняты задолго до поставки задачи. Вам остается только категоризировать проблему, выстроить план действий и сделать. В работе в такие задачи обычно попадает что-то рутинное и типовое.

Вариант №2

Если жена попросила вас повесить картину на стену в гостиной, но не дала точные указания, как конкретно это надо сделать, то вы в Сложном домене. Давайте двигаться по его шаблону:

1. Осознай – есть картина и ее нужно повесить на стене в гостиной.

2. Проанализируй – нужно обсудить с женой, где и зачем эта картина будет висеть. Дальше надо понять, как эту картину будем закреплять. Например, если квартира съемная, то гвозди забивать нельзя. А как тогда закрепить картину? Какие есть способы? Ищем способы, которые зависят от того, насколько тяжелая картина, как часто ее надо будет перевешивать и так далее. Выбираем подходящие под наши условия варианты.

3. Реагируй – например, вы решили клеить картину на двухсторонний скотч, согласовали с женой место клейки и приступили к работе.

Для таких задач тоже не нужна стратегия, потому что по сути с помощью анализа вы дробите сложную задачу до уровня Простого домена.

Большая часть наших проектов и задач находится как раз в этом домене, потому что к моменту решения о старте проекта все стратегические решения уже приняты. Например, вы хотите перейти на новую CRM или взобраться на Эверест. Это сложные задачи, но для них не нужна стратегия, их нужно просто разложить на составляющие и подобрать практики, которые необходимы для реализации.

Вариант №3

Если жена попросила вас украсить комнату, чтобы в ней было более уютно, то вы в Запутанном домене. Здесь нам нужно предельно глубоко вникнуть в суть запроса:

1. Исследуй – нужно разобраться, что для жены значит уют и чем сейчас ее не устраивает текущая комната. В ходе исследования мы можем прийти к тому, что не хватает картин. А можем прийти к тому, что она давно не была в отпуске и уют в конкретной комнате вообще ни при чем.

2. Осознай – после исследования нам становится ясно, в чем корень проблемы. Теперь нужно разработать стратегию того, как мы будем добиваться уюта. На что мы сделаем основную ставку? На что мы надеемся? Нужно визуализировать все пути достижения цели, приоритизировать, прикинуть дорожную карту работ.

3. Реагируй – начинаем двигаться по самым приоритетным веткам стратегического плана, собираем обратную связь после каждого этапа, возвращаемся к стратегии для обновления и уточнения.

Как вы видите, в Запутанном домене нам обязательно нужно использовать и методы анализа, и визуализацию стратегии, которая основывается на результатах анализа. Скорее всего в этот домен попадут проекты с высокой неопределенностью, например, переход с рынка b2b на рынок b2c.

Но бывает и так, что проект, для которого нужна стратегия, не обязательно должен быть очень масштабным. Самое важное, чтобы он попадал в критерии Запутанного домена. Вот, например, посмотрите на Карту гипотез для возврата денег за починку хлебопечки.

Когда нужна стратегия, а когда нет?

Если подытожить, то:

1. Если вы поняли, что проблема, которая перед вами стоит, находится в Запутанном домене, то для начала постройке Карту гипотез. Далее сделайте приоритизацию и начните исследовать подходы к решению через валидацию гипотез.

2. Если ваша проблема в Простом или Сложном доменах, то не тратьте время на визуализацию стратегии, а просто действуйте.

Жена, картина на стене и стратегическое планирование

Двигаемся по доменам через вопросы

Если вы любитель задавать вопрос «чтобы что?», то можно двигаться по Кеневину от Простого домена к Запутанному с помощью вопросов заказчику. Например, жена пришла с картиной, молотком и гвоздями, а вы у нее спрашиваете: «А какая цель у того, что эту картину надо повесить?» и так далее, пока не дойдете до целей об уюте, где уже можно делать стратегирование.

При этом надо понимать, что результат задавания таких вопросов сильно зависит от настроя вашей жены (заказчика, владельца бюджета, стейкхолдера, инвестора...). Если у нее хорошее настроение и она готова обсуждать детали, то вы можете дойти до Запутанного домена, сделать анализ и предложить эффективные пути обеспечения уюта в доме. А если у нее нет настроения обсуждать и она уже всё решила, то вы в Простом домене и надо просто забить гвоздь в стену.

Заключение

Я попытался максимально упростить вам понимание задача перед вами или цель:

  1. Пробуйте хотя бы в уме прикидывать, в каком домене находится проблема, которую вы в данный момент решаете.
  2. Если вы увидели, что работаете в Простом или Сложном доменах, то всё равно можете попробовать визуализировать стратегию. Составьте Карту гипотез, это поможет увидеть критерии успешности, субъектов и гипотезы, на которые вы надеетесь и, возможно, белые пятна в цепочке.
  3. Если у вас получилась одна цепочка с единственной гипотезой, которая почти дублирует цель, как было в примере, и больше гипотез не рождается, и заказчик не собирается подниматься на уровень смыслов, то остановитесь и просто сделайте задачу.
  4. Если гипотез несколько или заказчик идет на уровень выше, то есть шанс увидеть более широкую картинку и найти наиболее оптимальные стратегии достижения цели.
  5. Если же вы изначально поняли, что находитесь в Запутанном домене, то смело начинайте стратегирование и визуализируйте пути достижения цели с помощью Карты гипотез.

Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:

11
Начать дискуссию