Корпоративный психолог: кто это и зачем он нужен бизнесу?

Сейчас, в эпоху популяризации психологии в массовой культуре, люди наконец перестают ее демонизировать - уровень осведомленности о ментальном здоровье повышается, растет культура заботы о нем. Однако корпоративная психология все еще отстает от любого рода индивидуального формата по уровню признания и востребованности

Корпоративный психолог: кто это и зачем он нужен бизнесу?

Корпоративная (на международной арене - организационная) психология - это дисциплина, исследующая поведение, реакции и самоощущение человека в процессе работы и сопутствующих ей процессов: будь то работа в офисе и коннект с коллегами, удаленная команда и отвалившаяся мотивация, кризис нескольких лет на должности и т.д.

Откуда клиенты: что происходит с работающим населением сейчас

Статистические данные буквально кричат о необходимости обратить внимание предпринимателей и корпораций на то, как чувствуют себя их сотрудники на рабочем месте:

-В России, согласно исследованиям аналитического центра НАФИ, последних лет (2020-2024) с профессиональным выгоранием столкнулись более 45% работающих граждан, и порядка 13% испытывают его в настоящий момент.

-В мире, по данным ВОЗ, ситуация сходная – ежегодно более 50% процентов сотрудников проживают выгорание или состояние, к нему близкое.

-В 2019 году ВОЗ признала синдром эмоционального выгорания (или емкое слово burnout) диагнозом и определила как состояние апатии и бессилия в результате хронического стресса на рабочем месте.

Все это закономерно ведет к развитию организационной психологии как отдельной дисциплины, которая исследует, почему так происходит и как создать для работающих людей благоприятные условия не только в финансовом плане.

Что делает корпоративный психолог: цели и зона ответственности

Специализация корпоративного психолога - это буквально все внутренние и внешние процессы, происходящие вокруг сферы карьеры и самореализации: как отдельного человека, так и целой корпорации.

Чем может быть полезен специалист бизнесу?

Индивидуальные психологические консультации по рабочим вопросам: от помощи в адаптации сотрудника до сопровождения увольнения или смены должности, чтобы минимизировать его влияние на человека.

Работа с кадрами: коммуникация с потенциальными сотрудниками, консультирование HR-отдела и руководства по поводу сложившегося психологического портрета соискателя. Часто этот этап помогает еще до испытательного срока понять, впишется ли человек в компанию с точки зрения ценностей, ожиданий и общего “вайба”.

Построение и анализ корпоративной культуры: регулярная проверка на актуальность ценностей и системы мотивации компании. Работает ли это, соблюдается, устраивает ли сотрудников и приносит ли желаемый результат?

Повышение производительности без надрыва: выявление причины, по которой у сотрудников снизилась эффективность работы, поможет компании в разы больше, чем система штрафов за невыполнение плана. Сюда же входит оценка эффективности на рабочем месте, стратегическое планирование ее улучшения и регулярная обратная связь от сотрудников.

Корпоративный психолог: кто это и зачем он нужен бизнесу?

Тренинги, тимбилдинги: разработка и проведение мероприятий, нацеленных на повышение доверия, сплоченности и прозрачности отношений в коллективе. ·

Работа с конфликтами: разрешение и предупреждение недопониманий между коллегами, сохранение лояльности при переходе сотрудника в другую компанию, налаживание коммуникации с руководством.

Консалтинг руководства: психолог может привлекаться к консультированию руководства по вопросам работы и развития организации, а также к маркетинговым исследованиям и стратегическому планированию.

Навыки и компетенции: как искать психолога

Как оценить профессионализм корпоративного психолога, чтобы доверить ему внутрянку целой компании?

Зарубежные психологические ассоциации сошлись во мнении, что специалист для начала работы должен обладать следующими пунктами:

- Высшее психологическое образование (либо же фундаментальная профпереподготовка на 1000+ часов), личная терапия и регулярные супервизии. Бытует мнение, что в корпоративной психологии в разы меньше опасных ситуаций с клиентами, где может возникнуть перенос или смешение ролей, но это не так. Любому помогающему специалисту нужна поддержка и инвентаризация знаний для поддержания уровня качества работы.

-Релевантный опыт. Консультативный психолог без специальной переподготовки не сможет работать с бизнесом столь же эффективно, даже если запросит меньше денег ввиду отсутствия опыта и покажется руководителю выгодной инвестицией. Важно оценить кейсы специалиста, его подход к работе и умение работать с неоднозначными для компании ситуациями.·

-Hard skills: непосредственно инструментарий, психологические методы и техники работы специалиста. Владеет ли психолог смежными инструментами: групповой терапией, базой коучинга. -Также важно, чтобы у вас со специалистом сошлись базовые ценности, иначе, при всем профессионализме, продуктивного сотрудничества может не сложиться - банальное несоответствие ожиданий с обеих сторон может еще больше пошатнуть стабильность компании.

Вам же, как предпринимателю или руководителю, желательно иметь представление о желаемой “точке Б”, в которую должна привести работа с психологом - будь то повышение оборота компании за счет повышения эффективности на рабочем месте, избавление от токсичности в коллективе или просто профилактика выгорания.

-Если проблема существует и разрастается, ее осознание и называние станет первым шагом к эффективному сотрудничеству и запуску каких-то важных механизмов.

-Если же вы хотите привлечь к работе психолога как превентивного специалиста - это тоже важно обозначить, поскольку в этом случае меняется стратегия работы.

Как работать и сколько платить?

Сегодня практикуются два варианта сотрудничества– можно оформить психолога в штат и работать с ним на постоянной основе, привлекая ко многим процессам компании, либо же работать с приглашенным специалистом по необходимости. Многие агрегаторы психологической помощи (Zigmund, Ясно и другие) работают на аутсорс и готовы предоставить компании своего психолога на взаимовыгодных условиях.

Выбирать формат работы нужно, отталкиваясь от запроса. Когда компания переживает турбулентность, нужно решить противоречия или перезапустить ключевые процессы, конечно эффективнее будет найти человека в команду. Если же запросы ситуативные и решить их можно на короткой дистанции – разумнее сотрудничать с агрегатором и подключать психолога по мере необходимости: раз в две недели/месяц/квартал и т.д.

Оплата труда определяется навыками и опытом: зарплаты штатных специалистов по состоянию на 2024 год рынок оценивает от 70.000 рублей (Headhunter), а разовые консультации для

бизнеса стоят от 5 000 рублей.

Вместо заключения

Людмила Воронина, психолог и преподаватель НАДПО

“Трудности в сфере работы и самореализации были всегда – иначе бы не возникло целой отрасли науки, посвященной их решению.

Однако, еще в начале прошлого десятилетия термин «корпоративный психолог» вызывал у многих скептическую ухмылку – сразу представлялся скорее грамотный оратор в костюме, который принес вам в офис детские конкурсы под видом командообразования, чем компетентный специалист. Стигматизация темы ментального состояния и передаваемая из поколения в поколение установка, что на работе должно быть плохо и тяжело, иначе это и не работа вовсе, сформировали о любой психологической помощи много неприятных стереотипов.

К счастью, люди начинают выбирать свой комфорт и эта тенденция наконец распространяется и на работу. Сейчас среди руководителей “старой гвардии” сейчас популярно винить поколение Z за избирательность на рынке труда - они не согласны на недостойную оплату, неуважительное отношение и требуют дополнительные бенефиты за то, что посвящают работе очень много времени и “не успевают жизнь”

Но то, что люди видят изнеженностью нового поколения, на самом деле - закономерные изменения, обусловленные тонной объективных факторов: от смены ориентиров (массовый допуск в сознании формулировки“хотелось бы” помимо закоренелого “надо”) до очередной инфляции. Поэтому работодателям важно примириться с новой реальностью и приложить руку к реформе на рынке труда.

Не бойтесь смены условий, повышения комфорта и обеспечения права голоса своих сотрудников. Вопреки стереотипам, если прислушаться к запросам коллег или соискателей и хотя бы частично удовлетворить их - они не разленятся от того, что все легко достается, а будут работать более охотно и эффективно, потому что увидели, что их уважают.

Корпоративный психолог - это, по сути, мультитул для работы с атмосферой в компании, который объединяет множество инструментов, доступных отдельным специалистам. Привлечение к вашему бизнесу психолога поможет стабилизировать многие процессы, повысить мотивацию сотрудников и снять с вас, как ключевого лица, множество фоновых задач без потери качества.”

33
11 комментариев

Это между прочим очень важный человек

2
Ответить

Также полезно отметить различные форматы сотрудничества и критерии выбора психолога, что может быть полезно для бизнеса, стремящегося улучшить рабочую среду

1
Ответить

Затем, что это полезно в компании

1
Ответить

Как по мне, то в каждой компании должен быть психолог, мы все разные и на всё реагируем по-разному. Если какие-то проблемы, то психолог поможет и это никак не отразится на самой компании

1
Ответить

Считаю, что психолог очень важен, так как нередко происходят ситуации, которые просто выбивают из колеи и потом сложно сосредоточиться и нормально работать.

1
Ответить

В условиях высокого уровня профессионального выгорания корпоративные психологи становятся необходимыми для сохранения здоровья и эффективности сотрудников. Привлечение такого специалиста способствует улучшению корпоративной культуры и укреплению команды.

1
Ответить

Даже подумать не мог о такой профессии,ну по прочитанному могу сказать что она действительно нужная.

1
Ответить