JTBD / Job Stories. Начинающим UX-аналитикам. Как отличить Контекст от Проблемы

Где Контекст, а где Проблема. Мотивация или Изменение. «Чтобы что?». + нестандартное использование для UX-редакторов. Как составить с помощью ИИ?

Наверно самое сложное в JTBD — это составление Job Stories. Много абстрактных понятий, которые надо собрать в историю (Stories). Job Stories составляются по итогам интервью/опросов. Не надо составлять на основе ваших домыслов, и тем более подгонять под функционал (получится так себе).

Формула для составления Job Stories

JTBD / Job Stories. Начинающим UX-аналитикам. Как отличить Контекст от Проблемы
  • Обязательно к этому относиться как к «математической» формуле, иначе ничего не получится (у новичков).
  • Обязательно (в начале) так и начинаем предложения: «Когда я днём стою в пробке (контекст) и опаздываю на встречу (проблема). Я хочу сообщить товарищу о задержке (изменение ситуации). Чтобы я не чувствовал себя виноватым (эмоции) и никто меня не ждал.»

В начале проще разбивать каждый блок на отдельные предложения, так понятнее и легче читается.

Теперь разберём по частям.

.

Ситуация

В начале придерживайтесь формулы «контекст + проблема».

Многие путаются и не могут отличить Контекст от Проблемы. То два контекста, но с разных сторон, то две проблемы.

Попробуйте так.

Контекст — это декорации, стоп-кадр, снимок сцены. Описываем то, что «видим на фото»: «зима, человек лежит на снегу, сломана нога», «человек сидит в машине, пробка, все орут». НО обязательно без описания чувств, ощущений, додумываний сюжетов и т.п.

✖ «человек сидит в машине, пробка, человек злиться, жена ждёт у магазина»

Проблема — это то, что человек не может сделать/изменить здесь и сейчас, его страхи, переживания и любой негатив (проблема), но связанные с контекстом, очень кратко, и то, что человек хочет изменить в данный момент (в этом контексте), но не может (здесь и сейчас, в данном контексте).

Негатив (проблема) обязательно вытекает из контекста.

✖ «человек сидит в машине, пробка, чешется нос»

✔ «человек сидит в машине, пробка, опаздывает»

Наша задача — делать упор на контекст, ситуацию, в которой находится человек. Максимально конкретно описываем ситуацию, из контекстов можно получить больше инсайтов.

.

Изменение (мотивация, прогресс)

Ещё одно сложное понятие. Как правильно Изменение или Мотивация (motivation, progress)? — Как вам понятнее!

Жизнь идёт и вдруг происходит что-то (проблема), вызывающее у человека желание Изменений, отсюда «я хочу» в формуле («я хочу изменений»).

Формула для Изменений может выглядеть так: «Я хочу уменьшить негатив (проблему) за счёт (предполагаемые действия), которые (как думает человек) ему помогут уменьшить негатив (проблему)». Изменение — это как человек видит решение своей проблемы, не зная о ваших фичах.

✔ голодный (негатив) — утолить голод (изменение)

✔ опаздывает (негатив) — ускориться (изменение)

Избегайте указывать конкретные решения или притягивать «за уши» возможный функционал сайта.

✖ голодный — поесть, заказать еду

✖ опаздывает — вызвать такси

Изменение может быть не совсем изменением. Возьмём наш пример: «Когда я стою в пробке и опаздываю на встречу. Я хочу сообщить товарищу о задержке…». Ну, и что изменилось в ситуации? Человек как стоял в пробке, так и стоит; как опаздывал, так и опаздывает. Изменилось отношение человека к ситуации и мы из этого можем делать выводы, как человеку «завершить гештальт» с помощью наших фичей.

.

Результат

«Чтобы что?» — это самый главный вопрос в исследованиях, особенно нового функционала. Чтобы написать Результат, задайте этот вопрос и всё немного прояснится.

«Что я хочу почувствовать?» — это второй вопрос на который должен отвечать Результат. Результат должен содержать эмоциональную составляющую, это помогает понимать человека.

Почему или для чего человек хочет решить проблемы? Как его жизнь улучшиться, когда он найдет решение?

Результат — это что будет, когда проблема решиться: «и будет всем счастье», «порадую себя вкусняшкой».

.

Сомнения

В основном UX-редактор пишет JS, это его прямая обязанность — формулировать тексты.

Не смотря на это, у меня ощущение, что Job Stories — это какая-то искусственная надстройка.

Ощущение, что JTBD придумали только ради JS, чтобы организовать курсы и мыть мозги бизнесу очередными непонятно-умными словами ))

Чтобы составить JS, проводят опросы/интервью (открытые вопросы). Да из самих ответов людей и так понятно какие фичи можно делать! — Нет, надо буквально утрамбовать понятные ответы в дикую, неудобоваримую форму, чтобы было «по фен-шую».

Берёшь ответ юзера (готовая ситуация) и сразу расписываешь фичи, которые могли бы решить описанную ситуацию юзера.

Другое дело, что юзеры сами не знают, чего хотят, и решение проблемы может быть совсем неочевидным. Возможно, такое пережёвывание проблем юзера и помогает находить нестандартные решения.

И не забываем про ИИ, куда ж без него. Нейронка очень неплохо пишет опросы, сама отвечает на них и по ним пишет джобы. Только нужно правильно спрашивать и присматривать, чтобы ерунду не скопипастить ))

Как думаете, Job Stories замедляет работу или с ним всё намного понятнее и быстрее?

Про немного нестандартный вариант использования и как спрашивать у ИИ читайте в телеграм-канале. Пишите, комментируйте, разбираем UX-кейсы.

Начать дискуссию