Управление рисками бизнеса: боремся с последствиями их реализации или действуем превентивно, увеличивая свою прибыль? Краткий алгоритм по управлению рисками в качестве бонуса

Любой человек, начавший своё собственное дело, заслуживает уважения! Правда. Не каждый сделает шаг в неизвестность, как бы перед началом своего пути в бизнесе ни просчитывать возможные варианты развития событий. И сам факт того, что решение попробовать себя и свои силы было таки принято, означает, что человек готов к риску. Но под риском мы, как правило, подразумеваем - пойдет/не пойдет дело, взлетит/не взлетит, заработаю/не заработаю. То есть думаем и мыслим глобально, в целом что ли. На деле же, риск в бизнесе - более сложная история, с которой впоследствии предстоит встречаться постоянно, в самых (казалось бы) неожиданных местах и, главное, именно риск(и) будут снижать вашу прибыль. Как этого избежать? Добро пожаловать в статью.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.forbes.com%2Fsites%2Fmelissahouston%2F2023%2F01%2F11%2Frisk-management-for-your-business-what-you-need-to-know%2F&postId=1416598" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.forbes.com</a>
Источник: https://www.forbes.com

Меня зовут Алексей Лебедев, я внутренний аудитор с 20-летним опытом. И часто сталкиваюсь с ситуациями, когда компании гонятся за увеличением прибыли посредством роста своего бизнеса, но не уделяют должного внимания существующим внутренним процессам, рискам и управлению ими.

А в этой статье поделюсь своим подходом по работе с рисками и надеюсь кому-то это поможет немного иначе выстроить свою работу.

Итак, что такое риски в бизнесе?

Однозначно, это не только про "взлетит-не взлетит". Риск - любое неблагоприятное событие, даже самое незначительное, которое уже привело или может привести к определённым потерям в ходе вашей деятельности.

Обратите внимание на вероятностный характер этой болячки - "уже привело" и "может привести". И то и другое - риск.

КЕЙС 1

Вы узнали, что ваш сотрудник получил откат, выбив у вас скидку для контрагента, который, в принципе, купил бы ваш товар (услугу) и по первоначальной цене. То есть вы получили меньший доход, чем могли бы, а ваша итоговая прибыль в итоге снизилась. Это пример из серии "уже привело"

КЕЙС 2

Вы выявили, что в бухгалтерии есть не все документы, подтверждающие ваши расходы. Значит что? Значит фискальные (ака налоговые) органы не примут эти расходы при расчёте налога на прибыль. Значит налог вы заплатите в большем размере, значит и конечная прибыль будет меньше. А вот это уже про "может привести". Почему "может"? Да потому что налоговые органы могут и не выявить этого вашего нарушения (заметили? вероятностная составляющая).

Надеюсь, общий посыл в определении риска понятен.

Но вся беда в том, что с подобными ситуациями (коих великое множество и разнообразие) мы начинаем сталкиваться постепенно, по мере развития бизнеса, по мере их проявления. И какая обычно реакция? Всё плохо, поругать и наказать виновных, чтоб другим неповадно было, уволить и т.п., а дальше...латать дыры, развивать, укрупнять, масштабировать и проч., т.к. надо уже понесённые убытки покрыть.

Масштабирование - панацея, которая перекроет все негативное воздействие рисков?

Давайте порассуждаем.

По мнению большинства, подобные действия приводят именно к такому результату. Но:

  • Любое масштабирование предполагает ещё большие затраты для вашего дела: например, популярный сейчас онлайн маркетинг и реклама, найм дополнительного персонала, закупка оборудования, усложнение процессов внутри компании... И это еще до (!!!) получения дохода. Который, как показывает жизнь, в итоге может быть не таким как хотелось и планировалось;
  • · Желая масштабироваться и нарастить продажи в одном направлении, можно кратно больше потерять в другом.
    Несколько ранее я уже писал пост про необходимость управления рисками, и рассмотренный там кейс о потере 250 млн. из этой серии.
    Компания, задалась целью увеличить продажи одного продукта на несколько десятков млн., а на продаже другого продукта потеряла четверть миллиарда.

Выводы?

1. Бизнес зачастую смотрит на решение проблем узко, точечно, не принимая в расчёт какой будет более расширенный эффект;

2. Бизнес зачастую начинает реагировать, когда беда уже случилась, сбрасывая со счетов возможность действовать превентивно, самостоятельно (без привлечения профильных специалистов) и вовремя идентифицируя возможные риски и интегрируя рычаги управления ими;

3. Бизнес неверно считает, что решение проблем кроется лишь в росте и масштабировании, не понимая, что лицезреть приятную глазу финансовую отчетность своей компании можно и при текущих объемах деятельности.

И вот тогда на первый план выходит умение правильно управлять риском.

Ни в коем случае не хочу сказать, что все владельцы собственного дела не умеют управлять своими рисками. Любая реакция на риск - и есть управление им. Уверен, вы свои риски без внимания не оставляли. Я лишь говорю о качестве, эффективности, достаточности и своевременности этого управления.

Как улучшить качество управления риском?

Можно интегрировать в свой бизнес функцию внутреннего аудита и управления рисками, что, собственно, и есть самый очевидный шаг. Мои коллеги, уверен, справятся с задачей как надо.

Но можно ли что-то сделать самостоятельно, не расширяя штат?

Можно и нужно, как минимум, попробовать.

Именно на этом я и фокусируюсь последнее время – обучить, дать определенную базу, обозначив вектор движения при работе со своими рисками.

Как результат, клиенты избегают необходимости перманентно содержать в штате внутреннего аудитора, прибегая к услугам последнего лишь точечно, по мере необходимости, но в то же время начинают избегать разнообразия потерь, которые несли ранее.

Ниже я представлю краткую рабочую формулу, которая, может и не идеально, но поможет вам немного прокачать ваши умения и навыки по управлению рисками.

Краткий алгоритм по управлению рисками бизнес-процессов

В рамках статьи я не смогу расписать все шаги детально-детально, предоставлю лишь основные вехи, на которых нужно сфокусироваться, но которые уже зададут верное направление вашим действиям.

Итак:

1. Любой бизнес состоит из процессов (продажи, закупки, производство, маркетинг...etc).

Задача номер раз - определить в каком процессе больше всего "болит" на сегодняшний день, где уже сосредоточено больше всего проблем или где потенциально может быть больше всего проблем.

Я это делаю посредством риск-факторного анализа каждого процесса, оценивая каждый процесс купой риск-факторов.

Риск-фактор – некое событие, показатель, который может свидетельствовать о наличии рисков в процессе (невыполнение планов, рост затрат, изменение законодательства и т.д.).

Вы можете разработать свой подход.

Чего не рекомендовал бы, так это выбирать процесс по принципу "пальцем в небо", лучше все-таки ранжировать процессы по степени рисковости, чтобы обратить свой взор прежде всего на самый проблемный участок.

2. Начинаем изучение выбранного процесса.

После того, как ранжировали процессы по степени концентрации риска начинаем последовательно работать с каждым из них, начиная с самого проблемного и далее по убыванию.

Приучите себя описывать процесс подробно, детально, as-is.

Описывать - в буквальном смысле взять ручку, блокнот и описать. Не нарисовать! Описать до мельчайших деталей: кто, что, как делает, куда, в какой момент, в какие сроки поступает информация, на какую кнопочку кто и когда нажимает, кому в каком случае передает документ и т.д.

Разложите процесс на молекулы.

3. Изучите (освежите в памяти) законодательство, которое так или иначе регулирует проверяемый процесс.

Обратите внимание на меры ответственности за несоблюдение законодательства – это ваши наиболее очевидные риски, уже прописанные черным по белому.

4. И в управлении рисками есть место для творческой мысли.

Если вы качественно выполнили пп. 2 и 3, усердно переночевали с этой информацией, то вы начнете «видеть» и понимать, где и в какой момент в процессе может произойти сбой. Мыслите пессимистично.

Обращать внимание нужно на все, за что глаз зацепился, каким бы абсурдом это ни выглядело и каким бы незначительным ни казалось:

- если вот здесь вовремя не нажмут на кнопочку, я нарушу условия договора, последуют санкции, я потеряю деньги;

- если вот там не запросят документ, я получу штраф, потеряю деньги;

- если вот здесь я не сверю эти числа, может произойти искажение данных, как итог исказится управленческая отчетность, впоследствии я приму неверное решение и потеряю деньги;

- если тут вовремя не произойдет напоминание, мой сотрудник забудет сделать то-то, я потеряю деньги;

- если…

Все, абсолютно все свои мысли берем на карандаш.

5. Занесите все свои наблюдения, предположения, которые пришли в голову по прохождении упражнения, описанного в п. 4., в таблицу.

Поздравляю, у вас перед глазами матрица ваших потенциальных, а может уже и реальных рисков.

Помните, выше в статье мы говорили, что риск - событие, которое может произойти или уже произошло?

Поэтому у вас два пути:

а) самый простой - поискать ваши "увиденные" риски среди уже реализовавшихся.

б) подумать, где и как они могут реализоваться и тем самым предупредить их.

Пример под вышеозначенные два пути:

Вы производите товар и доставляете его покупателю, используя услуги транспортной компании.

а) допустим, по условиям договора вы можете получить штраф от покупателя за несвоевременную доставку товара.

Все просто, идем и смотрим, а были ли у меня штрафы за это;

б) понимая, что груз может быть доставлен не вовремя не по вашей вине, в договоре с транспортной компанией прописываем их ответственность за нарушение сроков и/или страхуем свою ответственность за невыполнение обязательств.

Главное, вне зависимости от того, нашли вы факты реализации риска или нет, необходимо продумать и внедрить контрольные процедуры по управлению ими.

В случае, когда факты реализации риска не подтвердились, надо держать в уме, что все может измениться и риск реализуется впоследствии (та самая вероятностная история). Поэтому внедренные контрольные процедуры помогут избежать этого.

В случае с подтвержденными фактами реализации риска, нужно признаться себе, что существующие меры по контролю и управлению этим риском работают плохо, они неэффективны. Поэтому их надо срочно изменить.

6. Внесите описание придуманных контрольных процедур в матрицу рисков.

Напротив каждого риска из п.5 зафиксируйте контрольные процедуры, которые у вас были или которые вы сейчас разработали и решили внедрить.

Не забываем, что эти контрольные процедуры по управлению риском – величина не статичная, а динамичная и подлежит периодическому пересмотру и изменению.

Возможные причины:

1. со временем может стать понятно, что процедура работает плохо и не достаточно эффективна. Меняем ее дизайн и смотрим как она работает в измененном виде;

2. изменился бизнес-процесс, смотрим насколько контрольная процедура актуальна для него. Если теперь не вписывается, меняем;

3. изменилась бизнес среда, выявляем как это отразится на бизнесе, как изменит его. Соответственно, сообразно меняем и контрольные процедуры.

И т.д.

Что ж, надеюсь, этот, пусть и не очень подробный, алгоритм, поможет кому-то улучшить самостоятельную работу по управлению своими рисками и избежать многих негативных последствий, которые, увы, имеют место быть в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

А если интересно узнать с реализацией каких рисков можно столкнуться, делюсь этим в тг-канале iup2u.

1111
44
Начать дискуссию