Как справляться с кризисами?

Все мы так или иначе сталкиваемся с кризисами в своей жизни.

Ведь что такое кризис?

По сути, кризис – это какой-то перелом, который происходит в нашей жизни. Кризисы бывают разные: от глобальных до творческих. Но в этой статье я в формате вопрос-ответ хочу разобрать психологические кризисы, которые могут происходить в связи с тем, что что-то меняется внутри вас.

“Справляюсь с кризисами нытьём…”

Если вам это подходит, то ок. Но нытьё само по себе никак не помогает справиться с кризисом. Скорее, это как способ прожить ваши эмоции. Ведь когда у вас происходит какой-то кризис, вы проживаете большое количество эмоций одновременно. И нытьё помогает вам с этими эмоциями справляться.

Но важно понимать, что нытьё – это не проживание кризиса и справиться с кризисом вам это не поможет вообще никак. Поэтому если вы используете только этот способ, то стоит поискать что-то ещё.

“Справляться с кризисом мне помогает позиция наблюдателя. Не тороплюсь, замедляюсь, останавливаюсь, обращаю внимание к себе, к своим смыслам, думаю, что можно сделать. Сейчас работаю с психологом, наблюдаю за эмоциями …”

Отлично! Позиция наблюдателя – это вообще очень качественная история в жизни. Работая с клиентами, я часто замечаю, что почти у каждого первого этой позиции нет. И это не зависит от осознанности человека, нет.

На самом деле, есть несколько позиций наблюдателя. Очень важно научиться быть в позициях наблюдателя второго, третьего и четвёртого уровней, потому что вы не представляете себе, как разворачивается ситуация на разных уровня наблюдения.

Чем помогает позиция наблюдателя в кризис?

Вот у вас переломный момент, что-то происходит, вы как-то эмоционируете, совершаете какие-то действия. Что значит позиция наблюдателя, хотя бы вторая? Это когда вы встали, “вышли из своего тела” и со стороны на это всё смотрите.

Попробую объяснить на примере.

Допустим, сейчас ваша первая текущая позиция в работе – это другой уровень и поиск новых клиентов. И этих клиентов сейчас мало, потому что вы их ещё не привлекли. По этому поводу вы испытываете какие-то эмоции. И вторая позиция наблюдателя – вы смотрите на это со стороны и думаете: “А почему я так реагирую? А что я могу сделать сейчас, когда смотрю на себя, чтобы справиться с этим состоянием? А что я могу всё-таки сделать, чтобы привлечь этих клиентов?”.

Позиция наблюдателя – это когда вы смотрите со стороны на то, что с вами происходит, и пытаетесь понять, почему вы так реагируете и так ведёте себя, что вы можете изменить, заменить, может внедрить какие-то нетипичные действия. Ведь типичные действия понятны и очевидны, а если включить “думалку” и придумать что-то новое?

Вообще, это очень хорошая история: искать новые действия, когда вы проходите кризисы. Конечно, переключиться с первой текущей позиции на вторую позицию наблюдателя не так просто – это навык, который нужно отрабатывать. Но когда это становится нормой жизни, переключение происходит достаточно просто даже в самых стрессовых ситуациях. И это даёт вам устойчивость в кризисах.

В следующей статье разберу другие вопросы по этой теме:

- про скорость прохождения кризиса,

- ощущение безопасности,

- смысловые кризисы.

Начать дискуссию