Гештальт: как его закрыть и причём здесь стулья?

Гештальт: как его закрыть и причём здесь стулья?

Я работаю преимущественно в гештальт-подходе и нередко сталкиваюсь со скепсисом от тех, чьё представление о нём сформировано короткими видео, где люди закрывают гештальты дорогими покупками или письмами в прошлое. Такой перекос в терминологии действительно вызывает усмешку и закономерные вопросы по типу «стану ли я счастливее, если закрою все гештальты и почему вдруг у счастливого человека могут открыться новые?»

Разбираемся, что есть гештальт и как он помогает сохранять контакт с реальностью.

Немного теории: гештальтпсихология и гештальт-терапия

Если совсем коротко, гештальтпсихология – это направление, фундаментально изучающее феноменологию восприятия человеком мира и роль сознания в трактовании образов. Гештальт здесь – это структурная единица восприятия, а именно – способность качественного преобразования суммы частей в целое с иным набором характеристик: мы наделяем пунктирные фигуры цельным контуром, узнаём знакомую мелодию даже при чудесах аранжировки и восстанавливаем текст несмотря на пропущенные или перемешанные буквы.

Гештальт-терапия – это методология, которая постаралась экстраполировать исследования рисунков и предметов на реальную жизнь, но в итоге ушла сильно дальше и глубже. Основоположник терапевтического подхода никак не связан с полностью теоретическим гештальтизмом начала прошлого века, поэтому вольное переосмысление постулатов с самого начала строилось исходя из практического смысла.

Основные идеи гештальт-терапии – это целостность восприятия человеком своего опыта и умение находиться в контакте с реальностью (то самое «здесь и сейчас»). Гештальт здесь также остаётся некой структурной единицей или ключом, но измеряет уже переживания и ощущения. То есть тот самый «незакрытый гештальт» – не что иное, как ЛЮБОЙ незавершенный внутренний процесс, который перетягивает на себя ресурс, отдаляя нас от жизни в моменте и гармонии с собой. Речь идёт не только и не столько о не купленном в детстве домике для Барби, сколько о том, почему это остаётся важным спустя весь пережитый опыт: что понесла за собой эта ситуация и как можно переосмыслить это сейчас, отпуская прошлое. Покупать кукольный домик для этого, как правило, необязательно, но запрещать мы точно не станем.

Почему важно отпускать прошлое

У нас нет какой-либо методички, регламентирующей, что можно отнести к незакрытым гештальтам, а что ещё не дотягивает – поскольку гештальт измеряет не качество переживание, а его наличие, в кабинете мы можем работать с любом опытом прошлого, который не позволяет жить в настоящем. У одних это будут первые серьёзные отношения, у других – «вот надо было тогда за себя постоять, я бы сейчас был совсем другим», а у третьих – то самое «мне не покупали в детстве игрушки, поэтому теперь я их коллекционирую, а думать об этом почему-то не перестаю».

Часто незавершённые переживания выступают легальной защитой от ответственности за свою жизнь и легитимным оправданием неумению выдерживать и накапливать новый опыт – мы склонны формулировать идеи через обобщение, по типу «бывший муж говорил, что у меня слишком видный характер для женщины, поэтому с тех пор я опасаюсь близости, не строю отношения, тяну на себе не только детей, но и родителей, а ещё меня не любят на работе». Психологи не отрицают важности прожитого и возможной травматизации, но напоминают, что любой былой опыт поддаётся осмыслению и раскладыванию по полочкам – лишь оставив его в прошлом можно впустить в жизнь что-то качественно новое.

Задача терапевта в гештальт-подходе – помочь человеку найти в себе ответы, что действительно оказывает влияние на его «здесь и сейчас», а после – отпустить это, открывая место новому опыту, ответственности за свою жизнь и выдерживанию реальности.

Что значит «закрыть гештальт»: как можно прожить «ту самую» ситуацию, не возвращаясь к ней

Как в психологическом сообществе, так и за его пределами, гештальтистам посвящено много мемов – как мы учим разговаривать с пустыми стульями и заставляем клиентов закрывать гештальты ну прямо пачками, пока «серьёзные» специалисты других подходов продуктивно залечивают душевные раны. Нас самих они тоже веселят – ведь если бы беседа со стулом не работала, её бы не практиковали. 😀

Техники закрытия гештальтов действительно разнообразны, поскольку не так важно воссоздать декорации беспокоящего события (этим занимается психодрама), как оказаться в нём мысленно – а с этим клиент уже долгое время справляется. Поэтому проективные методики формате «представьте, что напротив сидит ваш первый классный руководитель и выскажите ей всё» действительно работают. Это порой вызывает сопротивление, бывает неловко и дискомфортно, однако по итогу наступает то самое чувство доведения до логической завершённости, и ситуация перестаёт фонить в голове.

Также в гештальт-терапии очень важно не только ЧТО говорит клиент, но и КАК он это делает. Терапевт может возвращать сказанное, зеркалить формулировки, попросить присвоить себе тот или иной опыт и т.п. Всё это – значимые шаги для сонастройки с собой и внешним миром, которая и является целью терапевтического процесса. А купить себе что-то приятное, чтобы расквитаться с родителями – лишь приятный бонус.

Начать дискуссию