[2/4] Стратегическая сессия: как подготовиться?
Почему для стратсессии критически важна правильная и качественная подготовка? В чем уникальное преимущество стратсессии? Как, применяя универсальный алгоритм из 7 задач, подготовиться к сессии, посвященной разработке/обновлению/уточнению стратегии развития?
Обо мне
Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко — бизнес-архитектор, эксперт по систематизации, цифровой и финансовой трансформации, развитию и масштабированию бизнеса в сфере IT.
Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я регулярно рассказываю о том, как компаниям зарабатывать больше и тратить меньше через эффективное системное управление.
Приглашаю присоединиться:
Стартуем!
Продолжаю в блоге цикл публикаций Стратегическое развитие бизнеса. Этот цикл про то, как гибко и эффективно применять методики и инструменты стратегического менеджмента для обеспечения устойчивого роста компании.
Предыдущие статьи цикла:
Успешность любой стратегической сессии (стратсессии) во многом зависит от подготовительной работы — того, насколько правильно и качественно была осуществлена подготовка к проведению сессии.
Если коротко
Универсальный алгоритм подготовки к стратсессии:
- Задача 1. Определить цели стратсессии
- Задача 2. Подготовить отчет по текущим результатам работы компании
- Задача 3. Подготовить обзор конъюнктуры и тенденций рынка
- Задача 4. Подготовить видение по дальнейшему развитию компании
- Задача 5. Составить матрицу рисков
- Задача 6. Разработать программу стратсессии
- Задача 7. Подготовить общую презентацию и демонстрационные материалы
Если подробно
Такая подготовка должна быть ориентирована на то, чтобы участники сессии:
- понимали идеологической аспект сессии — ее назначение и ценность;
- понимали организационный аспект сессии — ее структуру, продолжительность, целевые результаты и ответственность за их достижение;
- понимали практический аспект сессии — взаимосвязь и взаимозависимость между ее результатами в форме стратегических планов/проектов и повседневной рабочей деятельностью;
- обладали достаточной и достоверной аналитической информацией, необходимой для обсуждения и принятия решений по вопросам стратегического развития.
Бесспорно, стратсессия — довольно затратное корпоративное мероприятие, к участию в котором привлекаются ключевые руководители бизнеса, поэтому важно расходовать их время и энергию с максимальной рентабельностью.
Уникальное преимущество сессии — это возможность собрать по любым значимым вопросам, связанным с дальнейшим развитием компании, фактуру в виде мнений/гипотез/идей разных людей, которые на сессии находятся в одном информационном пространстве, а затем совместными усилиями проанализировать эту фактуру, согласовать и оформить в виде общего решения.
Это решение станет действительно ценным, если будет опираться на ценные предложения участников сессии. Такие предложения, в свою очередь, не смогут родиться на пустом месте или на фоне какого-то второстепенного шума, не позволяющего сосредоточиться на интеллектуальной активности.
Главная цель подготовки к стратсессии — спланировать такие условия ее проведения, при которых привлеченные к сессии сотрудники смогут использовать уникальное преимущество сессии и синхронизировать свои рассуждения и тезисы по стратегическим вопросам, достигнуть консенсуса.
Планирование таких условий, безусловно, зависит от целей самой стратсессии и модели ее проведения. Большинство стратсессий, направленных на разработку/обновление/уточнение стратегии развития, проводятся по такой модели: фиксация точки А (текущее состояние компании / направления / продукта) → фиксация точка Б (желаемое состояние компании / направления / продукта) → обсуждение и проектирование траекторий маршрута от точки А к точке Б.
Далее представлен базовый универсальный алгоритм подготовки к стратсессии, опирающийся на эту модель
Задача 1. Определить цели стратсессии
Определение конкретных целей и целевых результатов стратсессии, соответствующих актуальным и высокоприоритетным потребностям бизнеса, позволяет задать правильный вектор ее подготовки и проведения, а также понять, какую существенную выгоду компания получит от инвестирования ресурсов в стратсессию.
Иными словами, четкие цели позволят сосредоточить и рационально расходовать ресурсы, задействованные в реализации стратсессии, только для решения выгодных и релевантных для компании задачах, связанных со стратегическим планированием.
С одной стороны, бессмысленно проводить сессию лишь для галочки, следуя примеру других компаний и не ориентируясь на закрытие своих потребностей в утверждении/актуализации стратегии, поиске и тестировании гипотез развития, пересмотра системы мотивации и так далее.
С другой стороны, еще более бесполезно и даже вредно организовывать сессию, чтобы разом решить абсолютно все запросы, касающиеся стратегии устойчивого долгосрочного развития.
Задача 2. Подготовить отчет по текущим результатам работы компании
Отчет по работе за определенный период позволит зафиксировать точку А: обозначить границы и метрики текущего положения компании в контексте его план-фактного анализа (условно, сравнение планируемого положения А1-план и фактического положения А1-факт).
Есть 2 наиболее популярных и эффективных метода формирования такого отчета. Ключевое отличие этих методов заключается в главной аналитике, по которой строится отчет: в 1-м методе такой аналитикой является бизнес-аспект (финансы, клиенты, продукция, персонал, бизнес-архитектура), а во 2-м — бизнес-направление (направления деятельности / продуктовые линейки).
Бизнес-аспекты удобно применять компаниям с небольшим или относительно однообразным ассортиментом, когда циклы производства и реализации товаров и услуг значительно не отличаются друг от друга. Например, мебельная компания специализируется только на продаже разнообразных диванов для эконом-сегмента рынка B2C или IT-компания занимается разработкой, внедрением и сопровождением одного крупного сервиса и дополнительных модулей к нему.
Бизнес-направления стоит применять диверсифицированным компаниям, которые развивают ассортиментный портфель, включающий разные по категории/назначению/потребителям товары и услуги. В этом случае каждый такой товар/услугу (или их группу) можно считать относительно автономным бизнесом внутри компании со своей спецификой, целями и результатами. Например, IT-компания развивает линейку абсолютно разных сервисов, у каждого из которых своя команда, целевая аудитория и стратегия.
Задача 3. Подготовить обзор конъюнктуры и тенденций рынка
Чтобы описать и реалистичную, и амбициозную точку Б, к которой компания будет стремиться, необходимо объективно оценить рынок, целевую аудиторию и конкурентов.
Фундамент такой оценки — это расчет емкости рынка, который позволит определить, сколько товаров/услуг можно будет продавать на данном рынке для удовлетворения спроса потребителей. Емкость разделяется на занятую и доступную. Например, компании, производящей одежду для малышей, для расчета емкости обязательно потребуется демографический прогноз по рождаемости и миграционному приросту, включающему семьи с детьми.
Важно понимать, что емкость — это непостоянная величина, она существенно зависит от огромного количество факторов, влияющих на данный рынок как внутри (например, распространение автоматизации, сокращение покупательной способности), так и извне (введение государством новых правил и требований).
Кроме этого, следует проанализировать и целевую аудиторию: правильная ее сегментация и последующая приоритизация сегментов позволит разработать эффективную маркетинговую стратегию и сформировать уникальное торговое предложение.
Самая сложная часть обзора — это изучение состояния и перспектив развития конкурентов. Конечно, все хотят получить максимальную выгоду и обогнать соперников. Именно поэтому важно учитывать поведение и потенциал конкурентов.
Задача 4. Подготовить видение по дальнейшему развитию компании
Стратегическое видение по развитию компании должно опираться, прежде всего, на требования собственников/акционеров к целевому состоянию компании.
Такие требования отражают целевые финансовые и нефинансовые характеристики точки Б, к которой компания должна прийти: к примеру, чистая прибыль, рентабельность собственного капитала, позиции в рейтингах, участие в глобальных отраслевых проектах.
После получения этих требований топ-менеджменту следует подумать над вариантами их реализации — составить список наиболее очевидных траекторий движения от точки А к точке Б, представляющих собой гипотезы стратегического развития бизнеса в контексте влияния разных наборов социально-экономических факторов.
Участники стратсессии должны будут оценить и обсудить эти гипотезы, предложить свои версии, а также декомпозировать гипотезы по бизнес-аспектам/бизнес-направления в процессе заполнения стратегической карты (инициативы → цели → показатели достижения целей).
Задача 5. Составить матрицу рисков
Описание стратегического видения стоит сопроводить наиболее вероятными рисками его реализации, связанными как с внутренней, так и с внешней средой компании.
Для каждого риска стоит указать степень вероятности наступления, причину(ы) и последствия. Например, если компания ожидает вступления в силу законодательного регулирования нужной ей деятельности к определенной дате, то могут быть следующие риски: изменение срока ввода этого регулирования, изменение области его распространения или вовсе отказ от него.
Риски следует учитывать в пределах центральных гипотез развития. В какой-то мере гипотезы — это разнообразные конфигурации социально-экономических не только факторов, но и рисков.
Задача 6. Разработать программу стратсессии
Программа стратсессии — это главный организационный документ сессии, предназначенный для планирования деятельности и распределения обязанностей, содержащий последовательность, взаимосвязь, длительность, применяемые ресурсы и нормативные результаты выполнения задач.
Чаще всего программу разделяют на крупные тематические блоки, между которыми добавляются перерывы для перезагрузки участников. К примеру, блок 1 — это обсуждение и оценка достигнутых результатов работы за период, блок 2 — это обзор и прогнозирование изменения экономической ситуации на рынке и так далее. В качестве перерывов можно вводить не только традиционные кофе-брейки, но и физические разминки.
Ключевой блок сессии — это генерация стратегических гипотез и инициатив развития компании. Такой процесс требует не только значительных аналитических и творческих усилий, но и высокую степень концентрации и вовлеченности.
Программу стратсессии необходимо составить таким образом, чтобы важнейшие задачи сессии были решены в середине ее проведения после «разогрева» (зарождения мотивации и интереса участников) и перед «охлаждением» (постепенным снижением активности и заинтересованности).
Задача 7. Подготовить общую презентацию и демонстрационные материалы
Презентация отражает ход исполнения программы сессии и ориентирована на поддержание системности и целостности сессии, а также на сохранение фокуса внимания участников.
Порядок подготовки презентации обычно следующий:
- Руководитель подготовки к стратсессии назначает ответственного за подготовку презентации (ведущий/модератор сессии).
- Ответственный за презентацию создает макет презентации в соответствии с программой сессии, корпоративными стандартами компании и затем рассылает его ответственным за блоки.
- Ответственные за блоки заполняют свои слайды.
- Ответственный за презентацию проверяет добавленную информацию в части стилистики текста, оформления данных, при необходимости инициирует доработку слайдов.
- Ответственный за презентацию направляет всем выступающим финальный вариант презентации. Он уже может использоваться на репетициях.