Быть зеленым: что мешает российским брендам защищать природу

Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат».

Быть зеленым: что мешает российским брендам защищать природу

57% покупателей в мире заявили, что готовы платить больше за экологически чистые продукты. В России таких — 86%, подсчитали аналитики PwC. 70% жителей Москвы и Петербурга фильтруют воду и используют другие способы для сокращения вреда экологии.

Компаниям, которые хотят быть успешными, нужно следовать за этим трендом и давать своему клиенту возможность быть ответственным. Проблема в том, что инструментов «озеленения» бизнеса в России практически нет и вот почему.

Бизнес-модель экспресс-доставки продуктов нашей компании фундаментально устроена так, чтобы оказывать минимальное влияние на окружающую среду.

Карбоновый след каждого заказа стремится к нулю: курьеры доставляют продукты клиентам пешком или на велосипеде; товары в дарксторы привозят небольшие грузовики, а не огромные фуры, которые выжигают больше топлива; мы не используем одноразовую упаковку во внутреннем обороте; доставляем клиентам продукты быстро, поэтому они могут отказаться от закупок впрок и не накапливать просроченные продукты.

Быть зеленым: что мешает российским брендам защищать природу

Грязные бренды и свалка истории

Экономически эффективные бизнес-модели, которые оказываются экологически неустойчивыми, постепенно изживают себя: нефтяной бизнес, табачная индустрия, азартные игры, алкоголь, автотранспорт на двигателях внутреннего сгорания. Такие компании пока еще существуют и даже иногда показывают рост, но сам их смысл не совместим с развитием человечества, которое стремится сохранять ресурсы, чтобы выжить.

За последний год в секторе автомобильной промышленности только Hyundai показал прирост стоимости бренда на 1% по версии Interbrand. BMW, Toyota, Audi и другие гиганты упали на 2–13%. Зато в рейтинг впервые в истории вошла компания Tesla. Серьезное падение оценки стоимости брендов после пандемии показали компании категории люкс и одежды масс-маркета.

Встать на экологические рельсы немедленно многим компаниям сегодня мешает сложное состояние экономики и отдельных индустрий. Например, любой бизнес, связанный с доставкой, неизбежно требует наличия автомобиля. А электромобиль и его обслуживание все еще невероятно дороги. Через 10 лет, с развитием индустрии, такого выбора уже не будет — все начнут ездить на электромобилях.

Вторая проблема бизнеса — попытка сэкономить на будущем. Такие компании не выживают, но успевают оставить грязный след.

Две этих проблемы сталкиваются с отсутствием правового регулирования и поддержки эко-инициатив в России. В результате внедрение экологических инициатив становится достаточно затратным и неудобным процессом. В Великобритании, США и Евросоюзе, например, уже снижены налоги на электротранспорт, а для зеленого производства электроэнергии предусмотрены субсидии.

СанПиН vs осознанные ритейлеры

83,6% опрошенных россиян уверены, что экологичным можно считать товар, который не вредит окружающей среде, здоровью человека и имеет экомаркировку — знак международно признанной сертификации, говорится в исследовании некоммерческого партнерства «Экологический союз» и Экобюро GREENS.

В июне 2020 года стало известно о подготовке новой редакции российских санитарных правил, которые запрещают продажу товаров в пакеты, сумки, мешки или контейнеры покупателя. В Greenpeace уверены, что такая инициатива поставит крест на работе эко-магазинов «без упаковки» и приведет к росту объемов мусора в стране в несколько раз.

Российские ретейлеры, крупные и малые сети, признают спрос покупателей на многоразовую тару, которая требует достаточных усилий для хранения и перевозки, но в долгосрочной перспективе они явно окупятся.

Между тем санитарные правила, обновленные в 2000 году, сейчас обязывают продавца класть продукты разных категорий в разные пакеты — поэтому при доставке продуктов домой и привозят очень много пластиковой упаковки. Штрафы за нарушение этого пункта очень высокие, а при систематическом их повторении компанию и вовсе могут закрыть на 90 суток. Правила пытаются обновить с 2017 года, но пока безуспешно.

Быть зеленым: что мешает российским брендам защищать природу

Многие сети сегодня развивают проекты по переработке вторсырья от покупателей (при действующем запрете на прием отходов на территории магазина, то есть тратят на это большие ресурсы). Также они вынуждены утилизировать списанные продукты с истекшим сроком годности по предписаниям Роспотребнадзора.

Если раньше утилизировать продукцию должны были поставщики, то теперь эта ответственность ложится на магазин или сервис доставки. Компании, занимающиеся реализацией продуктов питания, обязаны заключать договоры со специальными фирмами, которые вывозят просрочку на переработку.

Ретейлеры уже могут использовать многоразовую упаковку во внутреннем обороте и перерабатываемые пакеты для продажи товаров — это не так дорого, как было еще несколько лет назад. При среднем горизонте планирования «зеленые» инициативы кажутся несколько затратными, но на долгосрочную перспективу такие инвестиции — оправданы.

Компании могут прямо сейчас:

— полностью отказаться от одноразовой упаковки в пользу биоразлагаемых пакетов;

— сделать так, чтобы покупатели трогали товары реже (от этого они быстрее портятся);

— использовать биоразлагаемые материалы.

Желание и возможности ретейлеров сталкиваются с реальной жизнью. Биопластик из натурального сырья изготавливают из возобновляемых материалов. Он может быть отправлен в компост, но при этом похож на обычный пластик при использовании в быту.

Впрочем, замена пластиковой упаковки на биоразлагаемую сама по себе — затратное и бессмысленное занятие, потому что нет системного и организованного сбора таких отходов. Подобная упаковка может подходить для домашнего компоста, а может — только для индустриального. Это зависит от маркировки. Пока в России практически никто системно ее не утилизирует.

Это временные трудности непонимания между государством и бизнесом, которые со временем будут разрешены просто потому, что человечество развивается. И вот как бизнес изменится в будущем.

Экогоризонты будущего

Всех захватит гиперлокальное производство. В больших городах свежие овощи будут выращивать на небольших площадях городских ферм прямо внутри зданий. Отсутствие полевых условий, риска засухи и насекомых-вредителей, необходимости использования удобрений сделает такие производства максимально безвредными для окружающей среды.

Углеродный след таких продуктов минимален — их не нужно будет везти на автомобиле или самолете, а можно будет доставить покупателю в соседний дом. Исследователи Йельской школы окружающей среды уже разрабатывают проект по информированию потребителей через приложения доставки еды о том, какой углеродный след оставляют те или иные ингредиенты в их рационе питания. По задумке ученых это поможет покупателям более ответственно выбирать блюда в ресторанах.

Компании воспитают осознанность. Бизнес заинтересован в устойчивом развитии: это приводит к необходимости прививать эко-привычки и своим сотрудникам. В офисах не останется одноразовой посуды и появится инфраструктура для раздельного сбора мусора. Развивая эко-привычки на работе, сотрудники не откажутся от них и дома.

Идея ответственного потребления станет массовой. Потребители уже готовы переплачивать за экологичные товары. Следующий шаг — снижение объемов покупок одежды за счет понимания, что многие купленные вещи, мы в действительности не используем.

При этом объем текстильных отходов, например, в США занимает до 8% всего мусора в год. Осознанное потребление простимулирует и идею гиперлокального производства. Если люди покупают меньше, огромные торговые центры и «быстрая мода» больше не нужны: любой предмет (от платья до велосипеда) можно будет произвести в соседнем доме с помощью роботов из нано-материалов или в своем — на 3D-принтере по чертежам, скачанным из интернета.

Логистика перестанет требовать больших резервов, а симбиоз локального производства и ответственного потребления значительно ослабит влияние человечества на окружающую среду.

2525
43 комментария

Потребители уже готовы переплачивать за экологичные товары.

Попытка выдать мнение эко-хипстеров за всеобщее?

25
Ответить

Достаточно много исследований на этот счет за авторством и брендов-производителей потребительских товаров, и независимых экспертных бюро. Действительно, не все россияне, но значительная часть готовы переплачивать за ЭКО.Например, по данным Procter & Gamble доля таких потребителей в нашей стране составляет 69%. 

4
Ответить

Штампы: «как многие знают», «не для кого не секрет», «по мнению большинства», «всем понятно, что».

В целом, конечно, Самокат молодцы. Хорошая компания. Удачи в развитии. Правда наличие Сбера смущает, но наличие Мэйл групп успокаивает.

4
Ответить

И ещё....какой нахер "карбоновый след". Что за мания коверкать Русский язык? След УГЛЕРОДНЫЙ!!! Мать его...

15
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

ну они ж "самокат". стайлинг авто. карбоновые пленки, нид фо спид 2, вот это фсё

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить