Офисные обидки. Почему Света из Маркетинга теперь не разговаривает с Олей из Логистики.

И причём тут водовоз из XIX века :)
И причём тут водовоз из XIX века :)

В офисе тишина. Но не рабочая, а тягостная. Двое сотрудников, которые вчера вместе смеялись над кофе, сегодня упорно делают вид, что друг друга не замечают. Между ними невидимая стена из обид. И эта стена часто прочнее бетонной. Почему это происходит?

Горькая, но во многом правдивая математика жизни заключается в том, что большую часть времени мы проводим в офисе и, если посчитать холодными цифрами, при 8-часовом рабочем дне, 5 дней в неделю и 40+ лет карьеры мы проводим на работе около 90 000 часов. Это больше, чем мы тратим на общение с семьёй, хобби и даже сон. Но дело не только в арифметике. Офис становится второй экосистемой, где мы чувствуем триумф от успехов, горечь провалов, зависть, азарт, разочарование и признание. Наши нейроны формируют связи на основе рабочих стрессов и побед так же активно, как и в личной жизни. Офисные ритуалы - планерки, кофе-брейки и корпоративы заменяют нам школьные уроки и студенческие тусовки. Мы учимся читать скрытые сигналы, выстраивать коалиции и выживать в сложных иерархиях. Нас всё чаще спрашивают “кем ты работаешь?”. Профессия становится визитной карточкой, а офис - сценой, где мы играем роль успешного спеца, незаменимого ассистента или вечного стажёра.

Парадокс в том, что мы редко осознаём эту реальность. Мы экономим на сне, чтобы досмотреть сериал с Нетфликса, но не замечаем, как годы уходят на бесконечные отчёты и совещания. Мы живём в режиме “от отпуска до отпуска”, а тем временем офис поглощает наше лучшее время - годы, когда мы полны сил и амбиций.

И понятно, что во всём этом кипящем котле рано или поздно начинают выстраиваться отношения. А они ровно такие же, как и в остальных аспектах жизни - дружба, нейтралитет, любовь и приятельство, безразличие, недружелюбие и социопатия. Когда ты работаешь с человеком рядом 5 дней в неделю и 8 часов каждый день, через недели две-три, если ты оказался в новом коллективе, возникает ощущение, что ты этих людей знаешь уже пару месяцев. Типа день идёт за два или три. И особо ревностно ты относишься к ситуациям, когда твой воркфренд делает что-то не так, как ты от него ожидал. И ты ощущаешь необходимость показать ему, что он не прав, при этом соблюдая корпоративные рамки. И чаще всего это заканчивается пассивным игнором.

Света и Оля работали более трёх лет вместе в одной компании. Света была хорошим маркетологом, а Оля руководила логистикой и обеспечивала качественную работу своего подразделения. Каждый имел вес и считал себя важным в пищевой цепочке. Они часто вместе обедали, а утром пили капучино с корицей и обменивались новостями, сплетничали - обычные дружеские беседы. Полгода назад в их компании работала маркетологом Аня, которая уволилась из-за конфликта со Светой. Они не смогли найти общий язык и их рабочие методы не сочетались, а результаты общего дела начали хромать. И Аня приняла решение после очередного скандала уйти. При этом Оля с Аней общалась хорошо и была огорчена, что та покидает компанию, но изменить это она не могла, поэтому они просто после ухода продолжили периодически переписываться. И вот спустя много месяцев Аня написала Оле, что в среду будет недалеко от их офиса и можно вместе пообедать. И Оля с радостью согласилась, было интересно, как её дела и что нового в жизни Ани произошло, да и вообще посмотреть на неё лично, а не по перепискам. Понятное желание. Причём в тот день Светы в офисе не было.

А далее случилось интересное. Спустя пару дней Свете кто-то рассказал, что Оля и Аня обедали вместе. И после этого Света очень обиделась на Олю и решила полностью прекратить общение. Со стороны это выглядело очень заметно. И Оля пыталась помириться, но Света пресекала все попытки, считая это предательством.

Причины офисных обид может быть действительно много. Неоправданные ожидания, например, кто-то думал, что его поддержат на совещании, а тот человек просто промолчал. Она должна была помочь - мы же команда! Большинство обид рождаются из разрыва между нашими ожиданиями и реальностью. Мы придумываем правила игры, но забываем сообщить их коллеге. Борьба за ресурсы тоже вносит сумбур в отношения внутри коллектива. Проект, премия, повышение, расположение начальства. Когда ставки высоки, а ресурсы ограничены, коллеги из союзников превращаются в соперников. Проигравший часто обижается не на систему, а именно на счастливчика. Эко Коле повезло, с какого бы это?

Не стоит и забывать про разный темперамент и ценности. Перфекционист будет обижаться на халатность коллеги, который работает спустя рукава. Тот, в свою очередь, сочтет придиркой любое замечание в свой адрес. Случайный конфликт, который перерос в принцип - одно резкое слово, нелепое недоразумение с дедлайном, шутка, которую неправильно поняли. Вместо того чтобы прояснить ситуацию за 5 минут, люди начинают строить целую теорию заговора против себя.

Редко кто обижается из-за одного эпизода. Обычно это череда мелких уколов, человек перебивал, не поблагодарил за помощь, не пригласил на обед, не ответил на сообщение. И вот чаша терпения переполняется. А какая-то часть тела вполне может даже подгорать.

Почему же они не разговаривают, вместо того чтобы решить проблему? Гордыня, ведь сделать первый шаг - значит признать свою уязвимость. Проще сделать вид, что тебе пофигу. А ещё страх, потому что существует боязнь прямого конфликта, опасение услышать еще больше неприятного или показаться слабым. И далеко не все понимают, как подойти, ведь если я заговорю первым, это будет выглядеть странно. Люди просто не владеют навыками мягкого выхода из конфликта.

В некоторых случаях может быть и выгода от конфликта, когда такая молчаливая война удобна и создаёт дистанцию, которую человек изначально и хотел получить. Но всё-таки в большинстве ситуация это вредит команде, рушится атмосфера, падает продуктивность. Команда распадается на враждующие кланы. Страдает общее дело, портятся процессы. Люди перестают обмениваться информацией, саботируют общие проекты, лишь бы не взаимодействовать с врагом. И в первую очередь наносят вред сами себе, потому что испытывают постоянное напряжение, стресс и эмоциональное выгорание. Держать обиду - это энергозатратно.

Что делать, если вы в такой ситуации? Если обиделись вы, то просто спросите себя - так ли важно то, что произошло, чтобы портить из-за этого рабочий процесс и свое настроение? Возможно, человек и не хотел вас обидеть. Попробуйте вернуться к профессиональному общению без эмоций, скажите ему: “привет, мне нужно согласовать с тобой отчет”. Часто этого достаточно, чтобы лед тронулся. А если обиделись на вас, то найдите повод для нейтрального контакта. Спросите совета, предложите помощь в каком-то рабочем вопросе. Дайте сигнал человеку, что войны вы не хотите. Это важно!

Офисные обиды по своей сути - детские песочницы во взрослом исполнении. Но если в детстве можно было подраться и через минуту снова играть вместе, то во взрослом мире молчаливая война может длиться годами, отравляя всем жизнь. Самый простой и сложный шаг к решению тупо перестать играть в молчанку. И я надеюсь, что Света с Олей в конечном итоге найдут общий язык.

А вы сталкивались с таким в своем офисе? Как выходили из ситуации?
Буду рад вашим комментариям и приветствую новых подписчиков. Спасибо, ребят!

3
8 комментариев