Как перестроить финансовую стратегию в период экономического замедления
Плавное замедление экономики и предстоящие налоговые изменения требуют от бизнеса новых подходов к финансовому планированию.
Как правильно расставить приоритеты — рассказывает руководитель лаборатории международных экономических исследований СКОЛКОВО Владимир Коровкин:
Постепенное охлаждение экономики ставит перед компаниями новые вызовы — не только финансовые, но и организационные. Пожалуй, это первый случай в истории российского бизнеса, когда мы выходим из стадии экономического роста не через взрывной кризис, а через плавное снижение темпов развития. Разница существенна: в кризисной ситуации формируется естественная готовность к решительным действиям — всем понятно, что нужно спасать бизнес. Трудные решения принимаются относительно легко, так как очевидно, что другого варианта нет. Наступающая затем стабилизация воспринимается как облегчение.
В ситуации постепенного снижения осознать необходимость существенных перемен гораздо сложнее. Это особенно ощутимо в крупном диверсифицированном бизнесе, где всегда есть значительная неравномерность в устойчивости к рискам. Возникает соблазн занять позицию «в нашем дивизионе все неплохо, пусть сокращаются те, у кого проблемы». При внешней логичности такой подход может противоречить интересам компании в целом. Согласно принципам матрицы BCG, важно поддерживать рост перспективных направлений — пусть и в ущерб стабильным, но менее динамичным проектам. Однако для последних эта идея может быть неочевидна, особенно если система мотивации менеджеров завязана на результат их непосредственной зоны ответственности, а не бизнеса в целом.
Что важно сделать?
1. Придерживаться принципа cash is king: свободный денежный поток становится ключевым фактором. Необходимо обеспечить «подушку наличных» на все возможные сценарии развития событий. Стоит внимательно следить за финансовым рынком и балансировать источники финансирования. В отличие от кризиса, когда займы крайне нежелательны, в условиях замедления могут открываться окна возможностей: банки активнее ищут клиентов, и рынок может стать рынком покупателя.
2. Трезво оценить и разделить то, без чего действительно нельзя обойтись, и то, что лишь кажется необходимым. Универсальных рецептов нет, но важно сохранять стратегическое видение на достаточно длинном горизонте: что обеспечит вашу конкурентную позицию после фазы замедления? Какие инвестиции помогут вырваться вперед?
3. Топ-менеджмент должен подавать наглядный пример сокращения расходов. Если в компании урезают инвестиции, а гендиректор покупает себе новый лимузин, это не способствует принятию идеи экономии.