{"id":13766,"url":"\/distributions\/13766\/click?bit=1&hash=eb99035cec3ddd6292d67a0ebdc3d8db9e3aaaac024380ba242dd3f338f3f268","title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u0435\u043c \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 \u0432 \u00ab\u0414\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u0435\u00bb \u0437\u0430 5 \u043c\u0438\u043d\u0443\u0442","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"e94c6ce3-0437-5331-a133-8575f9c625f1","isPaidAndBannersEnabled":false}

Делают они, а стыдно мне. Почему мы не любим маркетологов

Я уже писал о том, как маркетологи манипулируют нами, а мы этого не замечаем, и почему мы так себе оценщики происходящего с нами, даже если уверены в обратном. При этом различные уловки и хитрости маркетологов можно разместить на воображаемом градиенте — от белого до черного, под белым имея в виду абсолютную прозрачность и пушистость, а под черным — грязный обман.

Я не просто так написал «градиент». Границы, четко отделяющей темные паттерны от светлых, насколько мне известно, не существует. Каждый трактует, как хочет, что для него приемлемо, а что — нет. В этой статье я покажу примеры, которые, с моей точки зрения, переступают эту границу приемлемости.

Когда маркетинг «переходит на сторону зла», это вредно для рынка, и плохо всем — и потребителям (сразу) и бизнесам (чуть позже), и как побочный эффект страдает репутация маркетологов, хотя о какой репутации тут вообще можно говорить?

Ах да, забыл сказать — я же сам маркетолог — основатель Rocketyze и автор канала о маркетинге и предпринимательстве. Так вот, я глубоко убежден (с), предпринимательство — одно из самых ценных для общества занятий. Именно предприниматели двигают мир вперед, создавая новые нужные людям товары и услуги, ведь все, чем мы пользуемся, создано или популяризовано предпринимателями, то есть бизнесом. А, по выражению «дедушки менеджмента» Питера Друкера, у бизнеса есть всего две базовых функции — инновации и маркетинг — только они приносят деньги, а все остальное — это издержки.

Таким образом, если продолжить логику рассуждений, можно дойти до того, что маркетинг (в теории) — благородная профессия, так как именно благодаря маркетингу люди получают ценные и нужные им товары и услуги, а бизнес зарабатывает деньги, что в итоге благоприятно отражается на обществе: мы все лучше живем, получаем классный опыт (нам нужны не вещи, а впечатления, которые они дают), а еще у нас всех становится больше денег и возможностей, потому что развитая бизнес-среда в конечном счете генерирует деньги для всех и поднимает уровень жизни всех членов общества.

Но вы знаете, что это не так

И я сейчас не об уровне жизни, а об отношении к маркетологам. Большинство из нас их не любит, даже сами маркетологи. И зачастую в этом сами маркетологи и виноваты.

Я приведу несколько примеров не только темных, но и самых настоящих черных паттернов, которые раздражают лично меня и которые, на мой взгляд, дискредитируют профессию маркетолога да и бизнес в целом.

Для справки. Темные паттерны — это приемы в пользовательских интерфейсах, предназначенные вводить пользователей в заблуждение и заставлять сделать то, чего они делать не собирались.

В этой статье я покажу примеры не только из мира онлайна, но и физических товаров.

Сразу предупреждаю: я не претендую ни на полноту, ни на системность, ни на срыв покровов — это просто примеры, которые я замечал и из профессионального интереса сохранял.

Кстати, скорее всего, описанное ниже родилось вовсе не в отделах маркетинга, а поступило на вход сверху, но уверен: мимо маркетинга оно все же не прошло. Заодно дисклеймер: я пишу «маркетологи», но имею в виду и разного рода продуктовых менеджеров — не вижу различий между ними в этом контексте.

Названия и торговые марки закрыты, потому что речь не о компаниях, а о неудачных решениях. Разумеется, у меня нет никаких данных и, вполне вероятно, что с точки зрения бизнеса в моменте эти решения вполне себе удачны — подняли конверсию, снизили отток, повысили объем продаж и т.д. Но в этом и моя главная мысль — не все измеряется деньгами «сегодня», стоит также подумать о ценности продукта, лояльности потребителей и других вещах, важных «завтра».

Поехали.

Попробуй отпишись

Как думаете, сколько требуется кликов, чтобы отписаться от плана у известного производителя графических пакетов?

А вот сколько:

Я насчитал 9. Начал со второго, потому что первый шаг тогда не заскринил, сорян.

А вот широко известный в узких продуктовых кругах сервис подписки на «кейсы роста»:

И снова 9. А как мило спрятаны кнопочки и как красиво они покрашены в цвет фона... Конечно, символично, что ребята учат растить продукты.

Сколько стоит дошик?

Не исключаю, что это мой личный глюк, но почему-то я сначала увидел 52 и 34 рубля, не обратив внимания на 12 месяцев и реальную цену. Подвох заметил только в корзине. Думаете, коллеги из этого крупного магазина рассчитывают, что мы купим дошик в рассрочку, или тут какой-то другой умысел?

Ну как отписаться?

Классный, кстати, сервис. Но где же вариант отписаться навсегда? Только через поддержку:

😡

Нет, я не заявляю и не соглашаюсь

Оплачивал страховку онлайн и в процессе получил такую всплывашку:

Мне не привыкать отменять всякое ненужное, например, у авиакомпаний, так что рука автоматически сняла галочку. Но оказалось, что она только отменяет автоплатеж. А чтобы вообще не платить за то, что мне не было нужно, не нужно сегодня и никогда не будет нужно, надо найти мелкий шрифт внизу.

Спрячем подальше

Тут вы, конечно, догадаетесь, о ком речь.

При переводе по номеру телефона внутри банка в первый раз показывают опцию с оплатой комиссии, хотя вариант без комиссии тоже есть — но надо знать о нем и доскроллить до него.

А как шикарно называется вариант с комиссией — «без настроек СБП», ну камон, ребята, самим не стыдно?

Посмотрим на физический мир.

930 мл

По-научному, шринкфляция. Самое ненавистное. Ну, тут все очевидно.

Приподними-ка

Из фото все понятно. И это еще относительно нормальный вариант. Недавно мне попалась похожая по конструкции баночка, где пустого места было примерно на треть, только вот сфоткать не догадался.

Кстати, вы же знаете, почему дорогие лекарства продаются в огромных пустых коробках? Потому что никто не хочет платить 1000+ рублей за три нано-таблеточки.

По-царски

Точнее по-королевски.

Кстати, адекватного перевода «дамплинги» на русский вроде как нет, но он и не нужен — это класс блюд — тесто с начинкой. Ни в одной кухне мира, насколько мне известно, не существует блюда «дамплинги» (у нас это пельмени).

Но ладно, «дамплинги» мы простим. И не простим следующего — все нам говорит: это что-то вроде корейских пельменей с креветками:

  • «Королевские» явно намекают на королевских креветок.
  • "Shrimp dumpling" буквально на русский переводится как «блюдо из теста с начинкой из креветок».
  • Нарисованы красивые такие креветочки на тарелке, и из самого «дамплинга» явно ж целые креветки торчат!
  • Написано «сочные креветки в начинке».

А теперь перевернем и посмотрим состав. Да состав можно даже и не смотреть — сразу же указано «из мяса птицы»/«из куриного мяса».

Вообще обмана вроде как и нет. Креветки в начинке есть? Есть.

Но мы же понимаем на что расчет, да? Когда мы говорим «пельмени с мясом», мы не имеем в виду «пельмени из бумаги с добавлением мяса». Мы воспринимаем это так, что внутри теста будет мясо, а не бумага с мясом. Потому что так можно было бы писать и «пельмени с солью» — соль ведь тоже там есть?

А что, так можно было?

Сразу заметили слово «рецепт»? Скорее всего, в спешке в магазине вы его просто не увидите, схватите «белорусский» квас и только потом выясните, что не квас белорусский, а рецепт (это, кстати, вообще как?).

В России любят белорусские продукты, и производитель — известная пивоваренная компания из Санкт-Петербурга — умело (нет) это использует: характерный пейзаж, узор и само слово «белорусский». Уловка построена на разнице между восходящим и нисходящим вниманием — при направленном изучении все понятно, но на автоматических уровнях мозг выхватит «квас белорусский».

Я большой любитель вяленого мяса и пробую все, что увижу. Тут классическая ситуация с вяленым мясом: это дорогой продукт, поэтому, как правило, его мизерное количество (+/- 35 грамм), пихают в огромный пакет.

Эйрподс для понимания размера пакета

В этом большом пакете 5 куцых кусочков, размером чуть больше эйрподов. Даже жалко их (кусочки) — очень им там, должно быть, неуютно.

Кстати, именно поэтому мы и продаем вяленое мясо DOPE — в честных 100-граммовых упаковках. Не о нас сегодня речь, но упускать возможность оставить ссылку — противозаконно.

Протеин из сахара?

Блюрить не стал — было бы непонятно

Смотрите, называется "PROTEIN BAR", пишут про витамины и "Your healthy snack". Ну то есть явное сообщение, что батончик протеиновый и здоровый.

Переворачиваем. Оказывается, это «кондитерское изделие», а "PROTEIN BAR" — просто название, торговая марка, ну как "Snickers", например. Вряд ли правда зарегистрированная, такое не зарегистрируешь.

Смотрим питательную ценность. В этом «протеиновом» батончике половина — углеводы, причем, разумеется, не из овощей или круп, а из сиропа, глазури и сахара. А протеина, то есть по-русски «белка» — всего 6 грамм на 50-граммовый батончик.

К слову, в Сникерсе столько же и углеводов и белка. То есть в случае "PROTEIN BAR" нам продают конфету под видом здорового протеинового питания.

На мой взгляд, это странный недальновидный подход.

Если покупатель ищет протеиновое питание, то такой батончик больше одного раза все равно не купит, и еще негатив останется — лояльного клиента не получится, как и повторных продаж. То есть расчет на неграмотных или что? Остается ощущение, что покупателей считают за дураков, а мы такого не любим.

Пожалуй, хватит.

Можно ли такие примеры считать признанием, что продукт настолько плох, что единственный способ продать — обмануть, ввести покупателя в заблуждение, усложнить ему жизнь?

Мое глубокое убеждение, что бизнес должен конкурировать ценностью продукта, а не вот этим всем.

Не все понимают, что задача маркетологов не втюхать дерьмо под видом конфетки, а создать вот ту самую классную конфетку, о которой вы давно мечтали, хотя даже и не подозревали о ее существовании, и сделать так, чтобы вы о ней узнали.

Тут вы можете сказать, что нет ничего хорошего, когда люди вдруг начинают покупать эти конфетки — жили же как-то без них. Но я сейчас говорю о действительно полезных товарах и услугах, облегчающих жизнь.

В России полно классных продуктов, которым эти уловки не нужны, хотя их создатели зачастую не могут эту ценность донести до потенциальных клиентов.

Для них мы разработали карту ценностного предложения — инструмент, позволяющий сформулировать востребованную продуктовую ценность и отразить в маркетинговых материалах.

О карте ценностного предложения я уже размещал две статьи:

Пожалуйста, читайте и задавайте вопросы.

Спасибо, что дочитали! И закидывайте свои примеры в комментах.

Эта статья из моего блога, но подписаться там нельзя, зато можно в телеграме. А еще там можно задавать любые вопросы по маркетингу и получать ответы.

0
274 комментария
Написать комментарий...
Feudor Mcuncle

Такой хрени полно. Я бы выдал изрыгания, но ношу раздражение внутри.
Я начал в маркетинг в 97-м, летом. В те времена, когда это слово вызывало реакцию "чё?". И тогда искренне верил, что мы - слуги света, боремся за качество жизни, чтобы предприятию было легче хозяйствовать, что маркетинг - интегратор и т.п. И в принципе в достаточно большОй части случаев - так и было. 
В последние годы (субъективно) - отмечу, что профессия (а точнее ее жители) - стремительно деградировала. Сильно упал уровень неофитов. Процент парней упал втрое (когда я приходил - гендерный баланс был 60-40, сейчас дай Бог - 20-80 в пользу дам), что (и мне совершенно пофиг на обвинения в сексизме) удручающе влияет на качество предлагаемых сотрудниками решений (потому что классический маркетинг - чистой воды синтез и жесткое творчество, крайне требовательный как к академ. подготовке, так и к эрудиции, и, что особенно важно - к уровню оперируемого абстрактного мышления) - в чем дамы КАК ПРАВИЛО откровенно хромают (да-да, я ссаный шовинист - но у меня есть научные доказательства - бабий мозг ДЕЙСТВИТЕЛЬНО иначе устроен и уступает для этой професии, это объективная реальность - для бешеных фемок - у меня есть десятки статей и монографий, метаанализов и т.п. - бабье внутричерепное хардваре - ОТЛИЧАЕТСЯ, и заметно!); поколение ЕГЭ в целом более слабо готово, и думать чаще всего умеет только по квадратно-гнездовым шаблонам. Я с 2014 года заседаю в жюри "Топ-100 маркетологов РФ", и с каждым годом качество работ - все херовей и херовей. Не только на мой субъективный взгляд.
Плюс подсуропила истерия с диджитал, что еще ускорило деградацию в профессии.
Плюс рынок олухами (труда) перенасыщен - в профе зарплаты не растут уже нцать лет, каждый поперечный теперь маркетолух (примерно как щас модно в ИТ - было модно в маркетинг эн лет назад, как в начале 90-х - в экономисты/юристы или в начале 00-х - все упарывались на МБА, BSC и прочую хероту ПТУшного уровня ;) - у каждой декады свой фетиш и писаная торба).
И щас да - маркетинг - чаще всего мерзкое зло, слуга тьмы, и т.п.
Но тут надо понимать - он как молоток - дай в руки олуху-психопату - будет черепа колоть. Дай адеквату - будет применять во благо.
То, что большинство людей (особенно в бизнесе) - бабуины, живущие не приходя в сознание - ожидаемо. Потому и профа всего лишь отражает дерьмопроцессы, что происходят в обществе. А деградация ныне повсеместна, куда ни ткни.
Так что да - вот живем. Мне последнее время стало стыдно представляться маркетологом (смешно, но правда). И раздражает, что де-факто я на одной доске с упырками, которые типа "одной крови - ты и я" со мной. 
Ну а хер ли? Это мои проблемы.

Есть такое подозрение, что многие ребята возраста 35+ про свои профы подобное же готовы сказать. Я с кем не общаюсь - из тех 10-12%, что удалены от скотства и привыкли думать/жить в сознании - все констатируют нечто похожее... причем в других областях применения.

Щас времена такие, смена уклада, и тэдэ и тэпэ.

Фсе, к приему дизлайков за сексизм и нытье - гатоф :)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Когда в комментарии шире обозначена проблема, чем у ТС.
Отмечу, что на мой взгляд, деградация началась где-то в 2009. В 2012-2014 начал расти digital, и теперь им действительно начинают злоупотреблять, считая его какой-то волшебной палочкой, а проблемы чаще всего не в маркетинге, отчасти даже не в маркетолоХах.

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Alena Chechulina

О боже, как же работают на "бабьем хардваре" наши бедные-несчастные бухгалтерия, финансовая сфера, банки и медицина!
А вот бабы в ойти - как они вообще туда попадают, через постель, наверное!))))))

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Rex Norton

А можно, пожалуйста, ссылки на эти «десятки статей и монографий, метаанализов и т.п.»? Или подскажите по каким ключевым словам гуглить. Стало интересно)

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Aleks Melnik

Самое смешное, когда маркетологом на серьезных щах называют де-факто сммщика в Инстаграм, который даже кросспостинг в ВК сделать ленится)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Тавасиева

Выдал же изрыгания,чего там.....
Противно.....

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Feudor Mcuncle

И да - еще кроме аленяк и фемок - велкам дизы от гордых представителей поколения ЕГЭ и конечно же от дигиталистов ;) 
Цвет эпохи - налетай ;)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
George Petrenko

Топчики от маркетинга повально в арбитраже уже давно и рубают капусту на уровне гендира среднего предприятия.
И да, абсолютное большинство из них мужского пола.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

иди обниму...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vasilii Petrov

Еще один раздражающий пример: откройте любую группу вконтакте не заходя в аккаунт и пролистайте вниз. Через пару секунд вылезет сообщение с предложением о входе и кнопкой "Не сейчас". Но вот когда вы на нее наведете и уже соберетесь кликнуть - вместо кнопки появится "Войти через Facebook", а "Не сейчас" сдвинется вниз. Отвратительно!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

С ВК лично я решил вопрос более кардинально - просто удалился оттуда :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Gre Li

Примеры с «Дамплингами» и «Protein bar», похоже, напрямую нарушают закон. Просто их ещё никто не привлёк. Возможно, никто не жаловался.

С отпиской навсегда и страховкой, подозреваю, тоже можно привлечь, если сработают соответствующие органы.

С Дошираками вообще не понял прикола. Что за «x 12 мес»? Такое или в лучшем случае никто не купит, не поняв, что за фигня, или клиент навсегда уйдет, когда поймёт, что его обманули. Я так перестал пользоваться одним онлайн-магазином, когда привезли отвратительную несъедобную дыню.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 С Дошираками вообще не понял прикола. Что за «x 12 мес»?

Просто применяется рассрочка ко всем товарам магазина без учета стоимости товара (явно не доработали). Но вот это выделение цветом понятно же зачем сделано. У меня ещё есть скрин, где цветом выделена только «рассрочная» цена, а x12 - нет. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Макс Лакостов

Скорее всего рассвет не на покупку одного дошика, а то, что дошик окажется в корзине с другими продуктами, например 18-летним вискарем и тогда клиент оформит рассрочку. Наверное другого способа решить проблему, кроме как применить одно правило для всех, не нашли. 
А с другой стороны, можно описать тяжелое финансовое состояние:
- Как дела? 
- Да вот уже дошик в кредит беру... 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Chernook

В Пятерочке (уже в нескольких) сделали под ядовитым для глаза, чтобы ты смотрел на полки больше, чем под ноги — набрасывал больше в корзину. Причем видно, что рисунок намеренно хаотично раскидан.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шатаев

Блядство у меня даже от скрина глаза начали вытекать. Так делать нельзя это ведь по сути пытка

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Интересно. С ритейлом там вообще отдельная история, у меня куча их хитростей собрано, может даже дойдут руки тоже оформить в статью.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Дизайнер

Глядя на такой паттерн можно просто блевануть, если вестибулярный аппарат слабый.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий М

Я просто туда перестал ходить, у них много еще отвратительных вещей, например с ценниками, на которых просто дохуя лишней инфы, хуй поймешь почём берешь.

Ответить
Развернуть ветку
Skynet

Ну не знаю, по-моему новые пятерочки - очень крутые. И кассы самообслуживания удобные и безпроблемные и в целом видео, что старались ребята. Многое взяли у иностранных сетей

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kuragin

Возмущения вроде бы обоснованы, но всегда немного противно, когда специалист пытается продвигаться за счёт обсирания своих коллег. 
Единственная цель этой статьи - пропиарить свои услуги и канал. Ценности для читателя нет никакой. 
Вы рассказываете, какие коллеги говно все, зато вы - Д’Артаньян:) 
Если бы к вам за услугами пришёл бизнес, который использует такие уловки, вы бы отказали ему? Очень сомневаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Ну нет.

специалист пытается продвигаться за счёт обсирания своих коллег.

Я никого не "обсираю" и даже явно написал, что компании нормальные, а вот решения неудачные. Даже убрал все названия, где это возможно без потери смысла.

Единственная цель этой статьи - пропиарить свои услуги и канал.

Вы так говорите будто это что-то плохое.

Ценности для читателя нет никакой.

Ценность — штука такая. Всегда кому-то ценно, кому-то - нет. А в чем ценность вашего коммента, кстати?

Вы рассказываете, какие коллеги говно все, зато вы - Д’Артаньян:)

И опять же нет, см. выше.

Если бы к вам за услугами пришёл бизнес, который использует такие уловки, вы бы отказали ему? Очень сомневаюсь.

Зачем отказывать? Но рекомендовал бы не использовать, я считаю такие решения вредными. Более того, я так и делаю (рекомендую не использовать), когда замечаю у наших клиентов. А еще я всеми силами уменьшаю всякие бесящие всплывашки — чищу, так сказать, интернет :)

***
И такой момент. Я не думаю, что нужно молчать о вредных и плохих решениях только потому, что их реализовали коллеги. Может, задумаются, и кто-то не станет делать такого. Наивно, конечно, но вдруг.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

И еще добавлю. Я на самом деле долго думал, публиковать статью или нет как раз вот из тех же соображений, что вы привели. Дело в том, что материалы я не для нее собирал, а просто по фану и из спортивного интереса.
А потом подумал: кому как не маркетологам писать о плохих решениях маркетологов. А если не писать, то просто будем молчать типа все ок или как?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег

Ещё: попробуйте сходу на упаковке мороженого найти вес? Практически не возможно,в лучшем случае, минут через несколько вы найдете объём. Ну хорошо, вы найдете объём, а на пачке другого производителя будет вес. Как сравнить цену? Как увидеть динамику роста цены? Этим грешат практически все товары в упаковке. Лайфхак: по закону в зале должны быть контрольные весы, в общем так или иначе найти весы в магазине можно. Только будете ли вы искать

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

хз, пошел к холодильнику, 5 разных мороженных и на всех вес видно сразу же на той же стороне где и название. Его даже искать не нужно

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Hambala Fully

Стоит также упомянуть, что очень часто производители пишут именно объём, а не вес.

Выходит так, что недальновидный покупатель берет условный контейнер баскин роббинс объёмом в 1000 мл, думая, что он покупает 1000 грамм.

В действительности потребитель получает около 600 грамм продукта.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Fedorov
Автор

Интересное замечание про мороженое! Не обращал внимания, хотя замечал, что  стаканчики стали подозрительно мелкими. 

Ответить
Развернуть ветку
Mark Snow

В Турции в магазинах какой бы не была упаковка (жев.резинка, чупс, спички) на ценнике всегда написано сколько это будет стоить в пересчёте на 1кг. Меня очень печалит что нет стандарта в стране и повышение цен прикрывают изменением объема (молоко, сигареты и т.д.) Кстати, в каком-то магазине Толи магнит, Толи пятёрочка таки есть ценник за кг.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Степан Позняк

Зависит от бренда, похоже
Ни разу в жизни не видел объёма на мороженном, всегда в граммах пишут массу нетто (массу проверяю в 90% случаев из-за убогих ценников)

Ответить
Развернуть ветку
Hay Day

В Эстонии для ЛЮБОГО товара на ценнике два значения - за кг и за конкретную единицу.
Эх, так этого не хватает, обычно с калькулятором стою высчитываю у нас. особенно бесят нарезанные сыры - пачки по 135, 120, 150 грамм...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Levashov

В Австралии давно эту проблему решили, существует такая вещь как unit price (цена за кг или 100 г), она публикуется на ценнике во всех крупных супермаркетах.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Крейцер

Отличная статья, Андрей! С батончиками и вот этой темой около фитнеса и диет очень распространена проблема с нечестным составом(

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Спасибо! Вы имеете в виду, что состав некорректный указан? Насколько мне известно, за такое сурово наказывают. А вот за маркетинговые названия на упаковке - похоже, пока нет :(

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Пешехонов

Интересная, но идеалистическая статья. Бизнес делает то, что выгодно. Если бы темные паттерны не работали, их бы не использовали. Значит, как говорят, "пипл хавает".

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

У пипла есть выбор? Покажите мне в моем магазине молоко с честным одним литром и я его куплю.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Электронный Никита

Вообще-то это всё обман и введение в заблуждение (что тоже ничто иное, как обман). Говорить про обманы, что "пипл хавает" и "это работает"- такое себе. Жалкое оправдание жалких.

Ответить
Развернуть ветку
Smart Diplomat

Работают темные потому, что люди не знают своих прав или не будут тратить силы защищаться. На то и расчет. А значит это заведомое мошенничество. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Согласен 

Ответить
Развернуть ветку
василий василюк

Покупали тут таблетки, надо пропить курс - 15 штук по рецепту. Стоят около тысячи рублей. После покупки ко мне подходит девушка со словами, что они совсем обнаглели… В упаковке 14 таблеток.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Классика. Вообще, по моему мнению, фарма — самая мутная индустрия.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

когда покупаешь таблетки. всегда ж говоришь продавцу, мне надо 15 таблеток. На упаковке указывается сколько
неужто на упаковке написано 15, а положили 14 ?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Roman Trifonov

Я бы на месте ФАС и Роспотребнадзора максимально зарегулировал бы цифровые сервисы в части подписки и отписки — сколько максимально шагов должно быть, какие вопросы клиенту нельзя задавать, а какие можно.

А на месте ЦБ обязал бы платежные системы сделать единое окно, в котором можно посмотреть все свои рекуррентные платежи по картам с возможностью их отмены и отправки жалобы на мерчанта. 

В примере про дамплинги и батончик нужно компанию привлекать к административной ответственности, а всю партию снимать с продаж. Если попадутся ещё раз — приостановить деятельность на 90 суток. 

Ответить
Развернуть ветку
Nick Nick
Ответить
Развернуть ветку
Nick Nick

кто то смог понять, что речь о аж тридцатидневной выдержке

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Aleks Melnik

Лично меня дико раздражает необходимость уменьшение веса в упаковках. Та же гречка продается в пакетах по 800 граммов, хотя лучше пусть стоит дороже, но полный килограмм 

Ответить
Развернуть ветку
Stan 1

А вот что делать сейчас компании, которая захочет честно выводить продукт? Конкуренция, грубо говоря, возможна двумя способами: по цене, и по качеству/обслуживанию. Оставим пока в стороне "силу бренда" крупных компаний.

Возьмем пельмени с креветками. Одна компания, как в статье, пихнула туда курицу и сделала дешево. Честная пихнула в пельмени креветки, и получилось дорого.

Теперь, какому количеству людей в России нужно дешево, а какому - качественно. 90/10? 95/5, где 5% - это доля людей получающих >80к руб/мес (могу ошибаться, пишу по памяти)?

Соответственно, либо честной компании уходить в пемиум-сегмент и работать на мизерном рынке, либо завышать цену для максимизации пибыли на мизерном рынке, либо..... играть в цену, то есть максимально снижать качество и цену. Но тогда такой производитель будет вынужден применять те же приемы, еще более усугубляя ситуацию.

Есть рецепт, как работать на массовом рынке, писать "Пельмени с креветками" и класть туда креветки?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 Конкуренция, грубо говоря, возможна двумя способами: по цене, и по качеству/обслуживанию.

На мой взгляд, тут все несколько сложнее, я даже не знаю, как откомментить — на много статей хватит материала :) В целом, если говорить про дифференциацию, то да, есть 3 базовых зоны:
— В свойствах продукта: быстрее, проще, дешевле, удобнее.
— В каналах распространения: пицца за 40 минут или бесплатно, доставка продуктов из супермаркета за 15 минут, сами соберите дизайн кроссовок на сайте.
— В сервисе: гарантия возврата денег, 5 лет гарантии, бесплатное обслуживание в течение 3 лет.

НО! Лучше смотреть на ценность и тут нам надо понимать, как люди вообще принимают решения — в мозгу все время происходит расчет в фоновом режиме. Я много об этом читал, думал и писал, сюда это не впихнуть, ну пара ссылок:
https://fdrv.me/vygoda-i-pozicionirovanie/
https://fdrv.me/vygodnyh-cen-ne-byvaet/

В остальном я с вами согласен, и, кажется, ответ на ваш вопрос скрыт в самом вопросе:

 Есть рецепт, как работать на массовом рынке, писать "Пельмени с креветками" и класть туда креветки?

Никак. Зачем это делать? Если продукт дорогой, то очевидно он немассовый, и массовым его сделать не получится (и не надо).

Ответить
Развернуть ветку
Smart Diplomat

Как насчёт применить честность? И сделать 5 шагов количества креветок/курицы (карася??) в составе начинки пельменей. И продавать по разным ценам соответственно.Я бы попробовал минимум 2 разные пропорции. 40 креветок/60 курицы и 60 креветок/40 курицы. Сделать разные цвета упаковок. Честность стала аж редкостью. Поэтому может быть выделяющим оффером/рычагом.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Nemchinov

Автор, спасибо! Очень крутая статья. Отдельно крута она еще тем, что собрала не менее ценные каменты. 👍

Ответить
Развернуть ветку
Alice B

Ненавижу этих жучил. В фитнесс-клубе на экранах крутят рекламу абонементов, цена на месяц такая-то, внизу мелким шрифтом - "в пересчете на годовой абонемент". 😡 А потом на ресепшене козьи морды - "а чё так дорого на месяц?", когда народ узнает цену без всяких пересчетов. 

Ответить
Развернуть ветку
Feudor Mcuncle

Алис, а самое мерзкое - они этим гордятся. Потом в виде кейсов докладывают, хвастаются. Представляешь как сложно сдерживаться, когда сидишь в жюри и по локоть в помоях это вынужден разбирать?
И ведь низя с разворота маваши-гери впечатать, приличия, этикет, все дела.
У меня каждый раз внутри кусочек веры в такие дни умирает. И эти мрази - в моей профессии 🤷🏻‍♂️ Кто дал право все в говно катить? Как можно так делать?
Но ты посмотри на переписки выше. Бесполезно, сквозь лобную кость метровую не достучаться...
Я ни разу за 23+ лет стажа в профессии не сделал ничего, за что мне было бы стыдно.
Но я "не шарю" и "хули ты брюзжишь".
Эх, верните мне хотя бы 18 век ;) Я бы быстро воплотил мысли в действие, без политесов и прикрас...

Касательно возможных возражений - да чё ты пиздишь, маркетинг всегда был такой! А вот хуй, это элементарно проверяется. Берите книги ключевых специалистов - найдите хоть в одной пропаганду наебалова, наживы, обмана - речь о литературе до середины 2000-х. Маркетинг не был ради мрака. Ну и несложно проанализировать как жили товарные и сервисные рынки. Все очень наглядно, если есть хоть мало-мальски выстроенный логический аппарат. Потом эта скверна и до постулатов добралась, и в книги вошла. А современный понос - так там это уже мейнстрим. И это называется "развитие", "лабильность" ;) Ебаные дебилы, это бесполезно 🤷🏻‍♂️ 
"Мир изменился", "торжество технологий" - бараны тупые, забойный скот, не понимающий как жёстко его обманывают...

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Ч

В еЗаеме, если не увидите, сливающуюся с фоном страницы, где-то далеко внизу кнопку «Продолжить без страховки» и нажмёте ярко-оранжевую «Продолжить», то к сумме которая прописана вверху прибавится +400 р
Пару лет назад было, может сейчас и больше.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Смольный

Интересно - это от необразованности или заведомо идут на обман?

С Protein Bar люто. Такие батончики часто продаются на отдельном прилавке - здоровое питание, без сахара. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Это как раз от образованности и понимания, как люди принимают решения. Это делают профессионалы, но вот способы...

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Еще: все эти "хитрости" подписок прямиком влияют на оборот и прибыль, т. к. повышают возможность случайно (по забывчивости пидписанта) снять средства на уже не нужную подписанту услугу. Т. е. сами компании вряд ли от этого откажутся, только через внешнюю регуляцию. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Ну вот я же и пишу: "Разумеется, у меня нет никаких данных и, вполне вероятно, что с точки зрения бизнеса в моменте эти решения вполне себе удачны — подняли конверсию, снизили отток, повысили объем продаж и т.д."

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Komorebi

Больше всего горит когда ты сделал нормальный удобный интерфейс, и от заказчика/работодателя прилает ТЗ целенаправленно его ухудшить. Ощущения будто насовал себе битого стекла в только что купленные ботинки и пошел танцевать тектоник. 
В общем, принципиально шлю нахер (благо, у меня сейчас хорошая работа и такого не случается)

Ответить
Развернуть ветку
Koxae Sun

А потом люди такие "дизайнер/кодер рукожоп". Все ж шишки на них. А они там сами плакали при разработке уродища. )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Dolg

"Кстати, вы же знаете, почему дорогие лекарства продаются в огромных пустых коробках? Потому что никто не хочет платить 1000+ рублей за три нано-таблеточки."
Хех зависит от лекарства, если надо и заплатишь и ещё раза 3 спасибо скажешь, что сейчас можно вопрос таблеткой решить.)

"В этом большом пакете 5 куцых кусочков, размером чуть больше эйрподов. Даже жалко их (кусочки) — очень им там, должно быть, неуютно."
Ну тут не согласен честно написано 30г на видном месте, и да когда на диете самое оно взять 30г упаковку, чисто ощутить вкус.

Хотя ладно что касается еды, после того как научился считать калории и всегда смотреть состав того что ем, я видимо просто выпал из категории тех на кого это работает.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 заплатишь и ещё раза 3 спасибо скажешь

Ну да, но делать все равно это не особо хочешь.

 Ну тут не согласен честно написано 30г на видном месте

Написано, да. Но пакет же непропорционально большой. И это еще не самый запущенный случай. Кто-то скажет: а нельзя его сделать меньше — неудобно размещать на полках, люди не увидят. Мой ответ: а как же упакованный арахис в меньших упаковках размещают? Просто дело в том, что арахис существенно дешевле мяса, поэтому они не могут быть в одинаковых по размеру упаковках.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Приходько

Очень плохо дела обстоят с информацией о спортивном питании.
Во-первых добавки с минералами и витаминами могут тупо быть меньше, чем суточная норма и по факту вы пьете пустышки.
Если брать Гейнер, то там заведомо не точная формулировка:
Порция 100-150 грамм и употреблять 3 раза в .день Многие начинаеют пить по 300-450 грамм в день - быстро выпивают и идут за новым. На самом деле подразумевается, что надо порцию дневную употребить в три подхода.
Так и до диабета допиваются и потом ругают спортпит и протеины эти ваши.
Омега - 3 , к примеру, нужно брать исключительно ЭКСТРА. Так как все стандартные - это 15-20 процентов от дневной нормы. А если вы не едите 2 раза в неделю рыбу (причем жирную), то у вас точно дефицит и вам этого не хватит.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Ваш темный паттерн — писать абсолютно не структурированно, приводя разрозненные аналогии, дабы наполнить статью содержанием. Правильно — даже если вы умный физик-ядерщик — писать максимально просто и понятно, без отхождений в сторонние темы, не витиевато, чтобы все "Вити" смогли легко прочитать ваш текст и сразу поняли смысл, который вы хотите донести (это ведь ваша Цель?).

Надеюсь чем-то помог.

У меня от ваших "оборотов" глаза вытекли 😂

 Мне не привыкать отменять всякое ненужное, например, у авиакомпаний, так что рука автоматически сняла галочку. Но оказалось, что она только отменяет автоплатеж. А чтобы вообще не платить за то, что мне не было нужно, не нужно сегодня и никогда не будет нужно, надо найти мелкий шрифт внизу.

А статья хорошая и поднимает очень правильные вопросы. Спасибо, автор 👍

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
  писать абсолютно не структурированно, приводя разрозненные аналогии, дабы наполнить статью содержанием

Вы вот это не заметили, видимо :)"Сразу предупреждаю: я не претендую ни на полноту, ни на системность, ни на срыв покровов — это просто примеры, которые я замечал и из профессионального интереса сохранял."

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Voronkov

Из статьи так и не понятно, причем тут маркетологи?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Так вы прочитайте статью) там же есть целый абзац, прямо отвечающий на ваш вопрос. 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Andrey Krestovnikov

Зачем. Ты. Всё. Это. Говно. Ешь?
Не ради профессионального интереса ведь?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Где сказано, что все это я ел? :) У меня профдеформация + анализирую чужой опыт в поисках новых идей, поэтому частенько в магазинах изучаю полки и фоткаю продукты.

Но вот Cup Noodles я и правда в свое время съел очень много. Для меня это даже не еда. Я немало поездил по Азии и как-то так получилось, что различного рода лапша часто присутствовала, а с cup noodles прямо так есть ностальгические воспоминания.

Более того, я иногда заезжаю в магазин китайских продуктов и беру там аутентичную китайскую лапшу за 250 руб, что по идее дикость, но ничего не могу с собой поделать.

Ответить
Развернуть ветку
красивое

Ненавижу маркетологов. У меня была девушка-маркетолог, работала она до 12 часов ночи, какая-то болезнь, тьфу.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Все равно эти ребята самые конченные 😂 

Ответить
Развернуть ветку
петр андреев

Зашёл на сайт вяленого мяса от автора статьи. Там висит кнопка купить за 299 рубля, а после нажатия оказывается, что минимальное количество 5 штук и купить можно только за 1495 рублей.
Если бы не эта статья, то подумал бы, что все нормально)))

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Хмм, а как думаете было бы правильно сделать? Написать на кнопке "Купить 5 штук за 1495 рублей?". А если вы хотите 10?
Так-то ведь и правда стоит 299 рублей, здесь обмана нет никакого.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Melissa Mata

Хуже всего, когда в магазине на конкретный товар ставят цену за 100 грамм. Висит, допустим, пакетик жевательного мармелада. Рядом цена. Ты смотришь и думаешь, что это за пакетик. На кассе выясняется, что за 100 грамм, а пакетик, допустим, 150. Правда, с тех пор, как мне один раз 1,5 килограммовый торт пробили по цене за килограмм, я не очень скандалю. Хотят путаться - пусть путаются. Сами же и страдают.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

если Вы в целом в курсе цены мармелада за 1кг, то быстро сообразите

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

что за сервис с кейсами?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Амбиент Музыкантов

Практически любой пивас в бутылках/банках отечественного производства в один момент изменил объём содержимого. И теперь, чтобы найти 0,5 - это ещё постараться надо.

Это вообще стыд и позор.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Апогей искусства продавать 

Ответить
Развернуть ветку
Smart Diplomat

О, Андрей! Обязательно добавлю примеры! Список будет ёмкий. Не факт, что сегодня успею. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Pavel

С молоком в 930 мл не самый грязный прием. Все написано, видишь, что покупаешь. Гораздо хитрее они делают с колпачками для кондиционера после стирки, например. 

Ответить
Развернуть ветку
Smart Diplomat

Точно точно, жена показывала разницу колпачков на разных объемах бутылок моющего. Напоминает кейс про зубную пасту и 2 жевачки за раз. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Smart Diplomat

Вопиющие этические траблы в рекламе, которые попадаются мне и моей команде, помимо уже озвученных вами и читателями:
1. Видеорекламы игровых приложений, где уродлива/толста/жертвенна/сексуализирована/работает на ферме   только девушка. С мужчинами таких реклам нет. Лично видел ролик, возможно игра мачингтон, где девушка была в постели с темнокожим, и была должна срочно нарядиться из беззубой в конфетку, чтобы понравиться свекрови. А суть игры в том, что девушке изменяют, и она (а не он) возвращается в старый дом и идёт на фитнес "улучшать" себя. 
В такие игры играет много детей.
2. Подобный же шовинизм девушки видели и в рекламах еды/бытовой химии, где готовят стирают убирают только женщины. 
3. Казино порталы рекламируются наоборот только на мужчин. Большинство дорогих предметов и техники в основном реклама на мужчин. 
4. Приложения для тренировки мозгов подаются в контексте оценки айкью, с сопровождающим "это могут решить только 2%" 
5. Недостоверная реклама курсов современных профессий как таргетолог и тд.Через 3 месяца человек может только снизить количество базовых ошибок. 
6. Реклама мультгероев на рюкзаках, обложках, текстиле. Любых героев, независимо от их образа поведения. Что дополнительно  дрессирует детей на подражание им. 
И не видел ни одной рекламы игрушки, где за рулём девочка, а в куклы играет мальчик. 
7. Копирование стилистики упаковки под раскрученный бренд 

И парочку моментов гадства таки не напишу, чтобы их никто в социуме не применил..

А из лично знакомых отношений бизнесменов к покупателям - один из бывших заказчиков  отказывался применять квест технологии потому, что "они тупые не разгадают"

Ответить
Развернуть ветку
Feudor Mcuncle

Дядька - хер с ним. Ради тебя - держи один из курсов, которые отсутствуют в открытом доступе. Это читают в некоторых заведениях нормальным студентам. 
Смотри на увеличении. Подсказок не будет.
Это конспект. У кого есть ещё серое вещество между эирподсами - ухватит суть.
Местные уебки не поймут, но это не важно.
И продолжение в след. посте.
Это следующий слой обсуждаемого вопроса. И стохастические форкасты по одному примеру.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Feudor Mcuncle

Десерт.

Хуйланов не слушай. Изучай, думай.
Я конечно лошье, но непонятно как профессор, практик в инновациях, веду студней в выходные, 5 учебников, три профстандарта, около 20 воспитанников - директора по маркетингу в Форбс топ-200, но слушай истинных маэстро 🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Никита Орлов

Просто запомни, что деньги их волнуют, а клиенты нет, вот и всё, очень простая логика. Ты все строишь себе иллюзии, что людям в бизнесе есть дело до клиентов. 

Ответить
Развернуть ветку
Feudor Mcuncle

Никита, самая стремная херня в том, что не только в бизнесе, увы.
Во всем.
Все упирается в животное дерьмо.
Три из 4 базовых прошивок.
1. Жрать
2. Размножаться
3. Доминировать

Носителем и средством их достижения являются ссаные бабки.

90%+ населения живёт между этих трёх основ.
А в 4-й живёт 8% примерно, изредка забегая в 1-3.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
[Unknown]

Ждём снижения цены акций тинькофф? 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Тинькоффа кстати нет в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 274 комментария
null