{"id":8545,"title":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u0443\u0439\u0442\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0431\u0430\u0442\u0430\u0440\u0435\u0439\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u043e\u0440\u0435\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=8545&url=https:\/\/vc.ru\/special\/isource&placeBit=1&hash=2b5b7b247ca83e67628673cba216c312801b86af12a116e7df5c8ab9fae04e8c","isPaidAndBannersEnabled":false}
Мнения
Полина Лааксо

«Ежедневные стендап-совещания? Нет уж, спасибо»: почему они нужны только адептам микроменеджмента и лентяям Статьи редакции

Почему начальники рискуют потерять сотрудников и как могут следить за прогрессом без совещаний — рассуждает программист и соучредитель трейдинговой платформы Supercede Йезен Томас.

Британская трейдинговая платформа Supercede не проводит ежедневные стендап-совещания и не собирается, пишет соучредитель компании и программист Йезен Томас.

Офис Supercede расположен в Британии, но её инженеры работают удалённо из разных регионов мира: Канады, Вьетнама, Китая, Таиланда, Сибири, стран Европы и Карибского бассейна. Так компания привлекает талантливых кандидатов.

Нашим сотрудникам не нужно отказываться от привычного уклада жизни, переезжать в Лондон, каждый день ездить в офис. Они могут работать из дома, отдыхая на заднем дворе, — где угодно, лишь бы им было комфортно выполнять критически важные для проекта задачи.

Мы, в конце концов, технологическая компания. Руководитель будет полным идиотом, если не подумает об удовлетворённости тех, от кого зависит бизнес.

Йезен Томас
соучредитель Supercede

Сотрудники Supercede живут в разных часовых поясах, поэтому проводить единую для всех встречу компания не может. К тому же работник не должен жертвовать своим сном, чтобы удовлетворить прихоти начальника, говорит Томас. Руководитель может сам проверить статусы задач на канбан-доске.

Сторонники ежедневных стендап-совещаний утверждают, что такие встречи помогают упорядочить корпоративные процессы. Однако, по словам самих работников, в присутствии проджект-менеджеров предметно обсудить дела невозможно.

При этом исключить проджект-менеджера из процесса нельзя, пишет Томас. Ведь проверка статусов по задачам — одна из его обязанностей, потому именно он чаще всего и настаивает на встречах.

В результате «церемония» неизбежно и быстро превращается в монотонную перекличку безучастных инженеров. «Вчера я работал над виджетом. Сегодня продолжу. Блокирующих дефектов нет».

Вас не сморило? А разработчиков — да. Вы обещаете испытывать задачами их интеллектуальные возможности, а они в итоге вынуждены терпеть корпоративную тягомотину.

Йезен Томас
соучредитель Supercede

По словам Томаса, инженеры могут «упорядочить процессы» и без встреч — они всё записывают, когда отправляют запросы на изменение кода в репозитории, пишут отчёты о правках и обсуждают решения в «тредах». Именно на эти записи, считает соучредитель Supercede, могут ориентироваться начальники и коллеги — в том числе будущие.

Не нужны встречи и для того, чтобы «масштабировать команду», пишет Томас. Множество крупных проектов по разработке ПО держат сотни и даже тысячи сотрудников, которые не имеют ничего общего, едва друг друга знают и никогда не встречались. «Как же им удаётся быть продуктивными — в таком-то неорганизованном хаосе? Бинго! Они всё записывают», — иронизирует Томас.

И если инженеру нужна целая встреча, чтобы сообщить команде о проблеме, которая остановила рабочий процесс, то что он делал целый день до этого? Ковырялся в носу? Катался на стуле?

Компетентные инженеры в случае дефекта сразу идут за помощью. Не завтра, потому что начальник спросит о состоянии дел, а незамедлительно — прямо сейчас.

Йезен Томас
соучредитель Supercede

По словам Томаса, менеджеры продолжают настаивать на встречах просто потому, что ленивы, некомпетентны и любят микроменеджмент. «Все знают, что микроменеджмент — порочная практика, но и занимаются ей только неэффективные руководители», — пишет он.

Ежедневные стендап-совещания тратят время и деньги компании, а также деморализуют разработчиков. Последние быстро захотят сменить работу, а начальству придётся искать новых. Вот только подбор персонала — одна из главных проблем 2020-х, отмечает Томас. Во многом именно потому, что в компаниях поддерживают «дурную культуру».

Ежедневные стендапы? Нет уж, спасибо.

Йезен Томас
соучредитель Supercede
0
58 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Любая регулярная встреча - это просто инструмент процесса. Если ты точно знаешь, что этот инструмент тебе не нужен, то конечно использовать его не надо. Если же ты просто не знаешь, как и зачем он может пригодиться, то это не повод писать статью, это повод разобраться.
Ежедневный утренний стендап, например, является одной из ключевых практик скрама - методологии, которая родилась в среде разработчиков, в период роста популярности agile-практик, и наоборот, противопоставлялась тяжеловесным и забюрократизированным системам.
В статье делается акцент на том, что менеджер может проследить статус задач, не отвлекая разработчиков, однако смысл стендапа вовсе не в сборе статуса - это в первую очередь инструмент коммуникации разработчиков друг с другом, который стал даже более актуальным в наши дни, когда все работают удалённо.
Стендап здорового человека - это относительно неформальная встреча, на которой все в паре предложений рассказывают, что у них происходит и чем они занимались вчера, чем будут заниматься сегодня. Это включает каждого в общий контекст команды, позволяет услышать спонтанные идеи и советы, для получения которых иначе пришлось бы устраивать специальный созвон/встречу.
Стендап должен быть коротким, и именно поэтому он так называется - все должны собраться стоя, и поэтому никто не захочет затягивать болтовню. Понятно, что на созвоне это не соблюдается, но для сохранения смысла достаточно просто сильно ограничить время и укладываться в него.
В нашей команде ежедневный стендап ввели именно с переходом на удалёнку, и это единственная практика, которая с тех пор не видоизменялась, всем она нравится. Более того, сами разработчики предложили перенести её на самое утро, что вроде бы как противоречит стереотипу о том, что все они спошь совы и хотят спать до полудня. ред.

58

Объясните почему называется команда?) Вот есть футбол и там есть команда, но как правил,о тренер - это бывший футболист. Я ещё не встречал команду, где "тренер" (он же успешный управленец) - бывший хороший программист. В основном это пиздоболы. Вот когда встречу, я думаю пользы от митапов будет больше. Пока что это выглядит примерно так: "чё сделано? Когда закончим? Ок.". Прямо как тут:

10

В хорошей команде разработчиков управленец - это не аналог футбольного тренера. В зависимости от методологии "управленцев" может быть несколько, и чаще всего их роль устроена так, чтобы не указывать разработчикам как работать, а только обеспечивать им условия и принимать на себя внешние взаимодействия, чтобы они не отвлекались.

Мне кажется, что хороший менеджер в аджайл-команде - это обязательно бывший разработчик, но вовсе не "хороший". Если человек прекрасно кодил и развивался, рос профессионально, то ему нет никакой нужды переставать это делать, это просто неэффективно. Наоборот, человек мог дорасти до какого-то уровня и понять, что ему больше нравятся процессы, работа с требованиями, коммуникации, и перейти в эту роль. Так больше пользы для всех.

Что касается менее аджайловых и более серьёзных управленческих структур, то там управлением должны заниматься люди, которые изучали менеджмент, разные подходы и понимают, что и зачем они делают.

Что касается того, как должен выглядеть стендап, то у нас это может выглядеть примерно так:
- Вчера я делал такую-то задачу, пару часов разбирался с такой-то библиотекой, пока неясно, почему такая-то проблема не решается.
- Кстати, как-то раз я смотрел другую библиотеку, и там всё было легко, глянь, может и не стоит тратить время на ту.
- Интересно, посмотрю её тоже.
Или:
- Сегодня начну делать такую-то задачу, она у меня в спринте последняя осталась.
- Когда будешь менять такой-то метод, обрати внимание, что он зависит от другого компонента. Там всё сделано неочевидно, и я в прошлом году два дня разбирался, почему всё идёт не так.
- Отлично, спасибо.
И в таком духе. Всем это полезно, и при этом здесь нет ситуации, в которой имело бы смысл собирать отдельную встречу и чего-то усиленно обсуждать.
И ещё раз обращу внимание, что это - разговоры разработчиков между собой. Менеджер тоже рассказывает чем он занимался, если участвует. Не надо делать из стендапа статус, он придуман не для этого. Если конечно задача важная, у всех на слуху, и всем важна, то можно что-то про это сказать/спросить, но это ни в коем случае не отчёт.

1

Для таких целей проще создать общую конфу в мессенджере и по мере потребностей подсказывать друг-другу. А более индивидуальные вопросы решать в личных чатах. В том же общем чате можно интересоваться о прогрессе по задачам, и не обязательно это должно быть утро, можно в любой момент - это удобнее. Всякие митапы и стендапы имеют смысл только для руководителей смежных подразделений, чтоб они решали между собой смежные вопросы - это полезно и не отвлекает обычных спецов от их задач.
В крайнем случае - раз в неделю стоит собирать рабочую группу и решать общие вопросы и то только самые серьёзные, к примеру конфликты по поводу выполнения задач между сотрудниками, когда каждый хочет сделать что-то по своему и не могут сойтись во мнении. 
Остальные встречи только отвлекают и раздражают обычно работников. 

1

Чтобы что-то сказать, или что-то спросить, нужен повод. При этом надо понимать, что если что-то спрашиваешь или о чём-то рассказываешь, то ты также отвлекаешь человека (даже если ты не менеджер, а праведный разработчик). Стендап, за который я агитирую, - это как раз такой повод со всеми пересечься, ещё до того как все погрузились в работу. Если команда его воспринимает в штыки - ок, значит в этой команде он работать не будет, не надо. Но на моей практике в двух компаниях, где я его видел, именно разработчикам (в том числе и мне) он нравился.

0

Как раз из хороших спортсменов довольно редко получаются действительно хорошие тренера - это довольно известный феномен, который рассказывают на курсах для руководителей. И, кстати, из хороших разработчиков тоже не так уж часто получаются хорошие проджекты, там совсем другой скиллсет.

–1

"Как раз из хороших спортсменов довольно редко получаются действительно хорошие тренера" - это вы на полном серьезе?

0

"Ежедневный утренний стендап, например, является одной из ключевых практик скрама - методологии, которая родилась в среде разработчиков, в период роста популярности agile-практик, и наоборот, противопоставлялась тяжеловесным и забюрократизированным системам."
Скрам и аджайл это все фантазии для неокрепших молодых умов  и сказки про бюррократию. В нормальной компании бюррократию держат на разумном уровне.
А всеми любимому аджайлу уже 100 лет в обед.

–7

Скрам - это тоже просто набор инструментов. Надо понимать, когда они могут пригодиться (не всегда и не везде), и уметь ими пользоваться.

1

В скраме на столько все очевидно, что полностью им пользоваться может только идиот. Скрам в долгосрок не работает от слова совсем, потому, что на проекте приходится решать проблемы совсем другого характера.
Нежели обезьянее тыкание в стори поинты и произношение мантры что делал, что делаю, что буду делать.

0

Люто плюсую

1

Причем, в скраме уже заменили stand up на daily scrum. :)

1

Да, все равно куча людей удалённо сидят, глупо акцентировать внимание на слове "стоять", да и слово "стендап" стало всё больше ассоциироваться с комедией.

0

В скраме не было слова daily stand up, там всегда было daily scrum, тк из-за этой встречи он так и называется.

0

Согласен. Могу сказать так, на текущем проекте у нас очень компактная горизонтальная команда (меньше 10 разработчиков и 0 менеджеров) и сами решили ввести утренний созвон (у нас он в 13:00 по локальному времени - так всем удобно получилось). Очень помогает синхронизации направлений. Тут конечно может сказывается что у нас очень большой уклон в RnD и по этому приходится при планировании нового блока задач ориентироваться на то что и как получилось у коллег. И да - у нас очень строго ограничено время. На самом деле даже в команде из 3х человек это уже даёт ощутимый резцльтат в том смысле что все в курсе текцщих пробем и задач коллег и это позволяет лучше планировать свой стек задач

0

+++

0

Разработчики не разговаривают с людьми) они вообще не очень общительные. В одной компании за 4 месяца один раз услышал голос программиста))

0

Работал в компании, в которой у меня было 2 созвона за 11 месяцев. Не 2 в день, а 2 всего. 

Работал в компании, в которой практически всё время было забито всевозможными синками, митапами и статусами так, что времени на работу почти не оставалось. 

Количество бардака и дискоммуникаций было примерно одинаковым. 

36

Радостно, что в комментариях есть люди, разделяющие точку зрения о том, что без хотя бы коротких регулярных встреч работать будет сложнее — теряется связь. Если «в присутствии проджект-менеджера сложнее обсуждать дела», вопрос к продакт-менеджеру, а не к созвону как таковому.

16

>"По словам Томаса, менеджеры продолжают настаивать на встречах просто потому, что ленивы, некомпетентны и любят микроменеджмент."

Опять менеджеры херовые, да что ж ты делать будешь!

14

Ловите эффективного менеджера! 

2

Настолько эффективного, что люди работают четырехдневку, а компании я растет?)

0

Качество и техники управления давно пора кардинально пересматривать. 

1

🤣🤣🤣🤣

0

Смотрю на юзерпик автора оригинала с микрофоном и воображение дорисовывает стереотипного любителя лозунгов, который не пропускает ни одной конференции и ведёт несколько популярных подкастов. Вот только на рабочем месте таких обычно не застать, не успевают все. Хотя, может это лишь зарисовки воображения, кто знает :)

8

Есть такое

2

привет, иван, спасибо, что прочитали! чутье вас не подвело: у автора даже в кратком описании себя написано, что не только программирует и управляет, но еще и на конференциях выступает :)

1

Ответ разработчика. 
Не совсем правда, люди социальные существа, и всем нужно общаться хотя б на стендапах, особенно во времена удалёнки. Зачастую замечаю как во время стендапов так же часто задают вопросы которые сами не смогли решить, что ускоряет процесс разработки в разы и помогает всей команде двигаться вперёд сильно быстрее. Можно конечно задавать вопросы и вне стендапа, никто не запрещает, но стендап это как раз таки и место где можно пообщаться с коллегами и никто тебя за это не накажет. Для проверки статусов давно существует джира и прочее, собирать команду хотя б на 15 минут в день, еще никому не мешало. 

5

15 минут - это команда из трёх сотрудников (5 минут на выступление), хотя бы один из которых программист :)

2

Из 8, и мы по вопросам успеваем пройтись. Правда команда интернациональная.  
5 минут на выступление это космос. Разработчики столько обычно не говорят. 

10

Если разработка игр - можно обсуждать и решать часами))

0

Стендап не для обсуждений проблем и вопросов. Под это надо выделять отдельный митинг, какие-то простые вопросы все же задавать на стендапе стоит, архитектуру пилить нет.

0

Шеф ведь как учитель?) Столько раз повторил что даже сам понял?)

0

Я вас не понял.

0

У нас ежедневный стендап на шесть человек, и если стараться, то в пятнадцать минут укладываемся, хотя чаще всё-таки минут на пять задерживаемся.

0

Квик вин гайд для современного руководителя:
1. Вырвать отдельную практику из методологии скрам не разбираясь в изначальном смысле
2. Применить ее по-своему
3. Вызвать раздражение своих сотрудников
4. Написать статью, что это не работает (интересно, сколько своего высокооплачиваемого рабочего времени человек на это сжег)
5. Профит, непонятно, правда, для кого :)
Может, не во встречах дело, а в таких вот руководителях, которые не могут выстроить работу своей компании?

7

 Компетентные инженеры в случае дефекта сразу идут за помощью.

На удаленке пишут в мессенджер или на почту коллеге, а тот затупил и не ответил. И сколько эта задача будет висеть?

В идеальном мире и на словах да - все инициативные, проактивные, компетентные и креативные, а в реальности стоит признать, что 80% сотрудников не любят свою работу, избегают сложных задач, и их не особо волнует успех проекта и компании в целом. Без вот этого: "что завтра сказать на созвоне" многие просто забьют на рабочие задачи и все...

5

Если ваши сотрудники не любят свою работу дело в них или в вас?

1

А зачем тогда такие сотрудники компании? 🤔

–4

Действительно

0

Ну реально - зачем нанимать людей, которые будут работать спустя рукава и тем самым оттягивать сроки реализации проектов?

–1

Руководитель сам может проверить статус задач на доске, ага... У разработчиков есть свойство забывать менять статусы, по себе знаю. 
А если инженер говорит на стендапе второй день подряд, что он фиксит виджет, при этом тимлид знает что это должно занять час от силы, то это повод задуматься и задать вопросы, чем же он реально занимался. 

4

Тимлиды, доски какие-то, менеджер менеджером погоняет)) ради не имеющих отношение к реальности отчетиков? Главное чтобы код работал, а не в доску 🤟

0

Да ладно! Покажите мне этих чудесных людей, которые «все записывают». Где они, выйдите на свет. Записывают они (далее нецензурно).

3

Ну я вот запилил, фичу дал описание в ответ получил.

"Надо начать делать и там вопросы появятся"

0

Всегда будет два лагеря "адептов". Тут важна политика компании в общем. Есть компании, в которых корпоративный дух превыше всего. Например, утрированно, та же Кирби вряд ли протянула так долго без ежедневного утреннего гимновоспевания😂😂😂 чем не "мини стендап совещание". 
Если процесс взаимодействия налажен и четок, то сотрудникам такой компании в принципе ежедневный слет не понадобится. Знаешь четко что делать? Есть к кому своевременно обратиться? Коллективизм угнетает? Три да, и пользы от такого совещания никакой не будет, только раздражения. 
Еще момент, бывают отделы где они необходимы, но вряд ли это рядовые сотрудники. 
А работа на удаленке вообще вносит свои коррективы. Да, мысль автора ясна. И для кого-то она будет субъективна.

4

Тактактак, щас надёргаю цитаток для корпоративного чятика....

3

Интересно что сказал бы автор, если бы увидел команду без выделенных тимлидов и менеджеров, но в которой люди дейли стендапы проводят по собственной инициативе? 

2

Статья для управленца, которую снова прочитает кто-то неравнодушный.

А менеджер из сабжа сейчас на созвоне 🤙😏

1

Круто что сказать

0

Комментарий удален

Комментарий удален

" они всё записывают, когда отправляют запросы на изменение кода в репозитории, пишут отчёты о правках"
Помоему они просто заменили стендап на писанину. Не знаю что лучше, созвониться и пообщаться или строчить отчеты

0

Наконец-то об этом написали! Работая с лучшими профессионалами отношение и доверие важнее 🤟

0

весь день катался на стуле ))

0

"инженеры работают удалённо из разных регионов мира: Канады, Вьетнама, Китая, Таиланда, Сибири, стран Европы и Карибского бассейна." 
Каким образом Сибирь стала страной? Или Россия, как страна, уже стала словом-табу? 

0

В цитате Сибирь относится к региону, с чем сложно поспорить. Но в ряде "Канада, Вьетнам, Китай" Сибирь действительно смотрится чужеродно.

0

у нас филиал хабра наметился с массовым лайком высеров некомпетента "скрам плохой", и ворохом сопутствующей чуши.
вся статья - типичный признак гавнокодера

0

Ничего страшного. Как они только упадут с потерей существенной части клиентов - и дейли придёт, и процессы, а там уже и до учёта времени недалеко.

Каждый раз одно и то же.

0
Читать все 58 комментариев
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Мы сделали бот, который печатает и отправляет ваши фото маме. В 2 клика
Катя со свежими фотками для родителей

Мы запустили Kind Bot — доброго бота, которому в 2 клика можно скинуть свои фотки. Он их напечатает и отправит по почте вашей маме. Или другому близкому человеку.

МТС не удалила привязанные к номеру персональные данные владельца после перехода номера к другому человеку

Какое-то время я пользовалась телефонным номером МТС, годах в 2015-18х. Номер юзался только для мессенджеров, симку в поездке вынула и куда-то задевала, в итоге номер перешел другому человеку. На звонки номер не отвечал, абонент был не абонент. В 2019 узнавала в салоне, можно ли его выкупить, сказали - увы, уже 2х владельцев сменил. Ну нет и нет.…

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Как у меня украли 600 тысяч с карты, а «Тинькофф» нарушает федеральный закон

Спойлер: я не вводил никуда код, не переходил по ссылкам и не сообщал данные карты.

Новый пролетариат

Очень давно один из классиков написал ёмкую по тогдашним временам фразу «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» Сейчас сложно понять её суть, но тогда она была понятна всем. Рабочий обладал только своими «руками» и это было единственное, чем он владел, абсолютное большинство жило от зарплаты до заплаты в арендованном жилье и не обладала…

Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Статьи редакции

В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.

Дегустация Nescafe National Museum
ТОП-17 ошибок, которые съедают конверсию лендинга на завтрак
Опыт возврата денег за обучение дизайну у Yakovlevv.com. Тварь я дрожащая или право имею?

В данной статье приведен мой личный опыт покупки данных курсов, мои оценочные суждения, а также сухие факты, в виде скриншотов и аудиозаписей из моей личной переписки с владельцем этих самых курсов, на тот момент исполняющего услуги как ИП Яковлев Виталий Борисович ( ОГРНИП: 319784700156839 ), сейчас же, работающего от лица ФОП Торб'як Тетяна…

null