Однако ключевая сложность «поздней поставки» состоит не в том, как своевременно и полноценно выявить вэлью, и даже не в том, что важно быть готовым к тому, что это вэлью может быть в любой момент (и наверняка будет!) переоценено или даже подвергнется сущностной мутации. Это заключено в самой базовой природе вэлью.
Вэлью – это не то, что в задачу вкладывает исполнитель, ценность продукта – всегда в глазах потребителя или, в других терминах, заказчика в лице его конкретных представителей внутри команды или же куда менее материальных метрик, спущенных вам сверху. Изменились метрики, заказчик передумал, пришла в штормовое движение ситуация на рынке, дюжина разнообразных внешних причин не только могут, но обязательно повлияют на ваше вэлью. То самое, выстраданное, конечное, достижимое и так далее.
Если вы полагаетесь на то, что любые договоренности будут соблюдаться, то у меня для вас снова плохие новости. Сама базовая формулировка гибкого подхода требует от команды, стремящейся быть аджайл, относиться к подобного рода кризисам не как кризисам, а как к норме. Кто из вас не жаловался на прибегающего в самом конце релиза представителя заказчика, который со словами «все оказалось совсем не так» отправляет в корзину то, что вы с такими героическими усилиями наворотили за две недели? Нюанс в том, что это вовсе не плохие новости и вовсе не повод поныть, истинный адепт аджайла должен не жаловаться, но испытывать радость. Потому что если бы гонец с дурными вестями прибежал не сегодня, а завтра, ваши потери стали бы только больше.
Жалобы на «токсичного заказчика», который постоянно меняет приоритеты и формулировку задач – во многом сродни жалобам на плохую погоду, которая сорвала ваш семейный пикник. Неприятная история, но не очень понятно, как подобные жалобы можно повернуть в рациональное русло, не снижая издержки. Представьте себе на месте такого «токсичного заказчика» обычного QA-инженера, который, нехороший человек, принес вам только что в клювике уязвимость нулевого дня, критический баг. Ситуация почти идентична – еще пять минут назад было так хорошо, команда занималась своими делами, все было спланировано, а выходные – так близко, и вот теперь коллеги начинают бегать, как ошпаренные, сроки сорваны, релиз под угрозой, а начальство недовольно хмурит брови. Задайте себе вопрос – стоит ли ругать за это отдел тестирования?
Разумеется, любой сигнал должен быть осмысленным. Если вам вместо багов будут приносить откровенный хлам, который требуется незамедлительно закрыть, а задачи будут иначе формулировать просто потому что заказчик встал не с той ноги, то ваша работа полностью встанет. Но это проблема не аджайла – никакой вотерфолл не спасет от самодурства и непонимания того факта, что любая переделка и любая смена договоренностей стоит денег, иногда – кратно больших, чем банально начать с нуля, но как раз гибкий подход призван быть одним из работающих способов минимизировать возможный ущерб, вопрос – исключительно в правильно выстроенной коммуникации.
Отличная статья! Мне очень понравилась фраза: "быть аджайл значит обладать крепкими нервами, вы еще не поняли?")) смех сквозь слезы. По другому не скажешь. Одержимость Agile к месту и чаще всего совершенно не к месту. И ладно, когда пытаются пихать в ИТ. Общаюсь со знакомой, обычный, самый обычный финансовый отдел, рутина, повторяющиеся задачи, периодически проекты внедрения фин. инструментов - собственно все. И, чтобы бы вы думали - им всем начали отменять принципы их работы, и... "насильственно" внедрять Agile подход в их работу, отменяя все как они работали. Сказать, что все в шоке - это ничего не сказать. Как они будут работать - они в принципе не понимают, и никто не понимает. Но приказ есть приказ - все теперь зато современные, адаптивные, гибкие. А то, что глаз немного дергается - так это от счастья. При этом это крупная организация, а не маленький стартап.
Размер организации это конечно же не причина не использовать гибкие подходы. Но как и любая другая методология она требует тонкой настройки и гибкости )) Аджайл должен быть гибким, вот ведь сюрприз какой! А когда его внедряют из-под палки, без понимания целей, без чувства меры, да ещё и топорно, ну, получается немного предсказуемо.
Чувствуется наболело.
Интересно то, что краеугольным камнем внедрения встаёт человек, который должен разбираться в разных методологиях, инструментах и артефактов. А не просто наизусть рассказывать идей «капитана очевидности» его превосходительству Agile.
Сколько смотрел на внедрение Agile, видно ключевую проблему, он позволяет отказаться от документации и потом свалить неверные решения на кого-то в команде и компании. В конечном итоге все превращается в хаос.
Особенно стали популярны благодаря этому подходу — энергичные менеджеры-чайки. Которые прилетели наср*ли в голову сотрудника и улетели, а потом говорят, фразу: «эти рас*из*яй не могу и простую задачу сделать». И главное это им прощается, ведь сейчас он не руководитель, команда руководит, а мы помним, если все ответственны, то никто не ответственен. Вот так и живем.
О чайка-менеджменте я постараюсь в другой статье написать, там как раз о гибком менеджменте будет. В эту не влезло чисто тематически.
Отличная статья, украсим ей будущий дайджест)
Спасибо, это прекрасная новость!
ой сейчас все сторонники чем больше тем лучше,поспорят на счет кпи