Ещё одно 24 февраля миновало: можно ли теперь планировать бизнес?

Год назад случилось то, что случилось: экономика пошатнулась, свалились невероятные санкции, а по популярному мнению вовсе всё пропало, притом навсегда. Прошёл год, и морально мы вроде как адаптировались. Но хочется строить планы, и двигаться дальше. Узнаем что думают об этом опытные российские предприниматели из разных городов.

Ещё одно 24 февраля миновало: можно ли теперь планировать бизнес?

Друзья, привет! Меня зовут Замятин Иван, я предприниматель (IT, ритейл, производство).

Новые санкции вводятся по сей день, а их последствия порой ощущаются довольно остро. Недавно Apple заявила что прекращает гарантийное обслуживание MacBook и IPad на территории РФ, дроны DJI урезали по поддержке и прекратили продажу через AliExpress, а ЕС предлагает банкам пользоваться факсом с почтой вместо SWIFT.

Реальная покупательская способность падает, продукты дорожают, но согласно официальной позиции спад экономики составил всего около 2%.

Казалось бы всё как всегда, и идёт по стабильному пути. Однако откуда такая массовая уверенность, что бизнес в РФ теперь обречен?

Чтобы разобраться, я поговорил с членами бизнес-сообщества CLUB.ORG о том, может ли бизнес строить планы в текущих условиях.

Наби Ибатулин
Руководитель в Neti

Кризис — это всегда новые возможности. Да, стало меньше проектов, пропали привычные инструменты, та же оплата зарубежных сервисов и услуг теперь церемония. Но при этом появился спрос и рост рынка там, где его совсем не ждали.

Люди, реагирующие паникой будут всегда, что бы ни случилось: предпринимателю же нужно адаптироваться, на то он и предприниматель.

В конце концов, я не помню такого времени, когда в принципе можно было строить четкие планы на будущее. Но это необходимо, в любых условиях. У вас нет шансов на успех, если нет планов хотя бы на год вперёд.

У меня несколько направлений работы: производство тандыров, продажа товаров для отделки бани, печного и каминного оборудования, и самое главное — производство и отделка бань.

Последний год действительно перевернул рынок, и несмотря на популярные мнения для отечественного производителя появились большие возможности, потому что ушли зарубежные конкуренты, и ниша серьезно высвободилась. Многие этим воспользовались, и сейчас строят достаточно успешный бизнес.

Например, древесина для бани. Раньше лесозаготовителям было невыгодно работать на внутренний рынок, притом всем. Например поставщику было проще и прибыльнее отправить материал за границу.

Та же недорогая липа, которая нужна для нашего производства, практически не продавалась в нужных объемах, потому что поставщику не хотелось запариваться с тем, что приносит меньше прибыли. Вместо этого экспортировалась береза, хотя технологии обработки с липой почти одни и те же. Были налаженные каналы поставки в Европу, КНР, зачем эти заморочки с местными?

Теперь ситуация поменялась.

Конечно были трудности, но они уже позади: серьезные скачки курса создавали неопределённость по закупкам. Исчез привычный Google Ads, и пришлось осваивать новые инструменты. В 2021 году мы успешно продавали на маркетплейсах гималайскую соль для бань, возили её из Пакистана. Теперь её закупочная цена стала невыгодной для конечного потребителя — а это было очень прибыльное направление с огромным спросом.

В 2022 не было понимания оставаться в деньгах, или в товаре

Сейчас оно есть.

Планировать долгосрочно, на 5 лет вперёд, и даже на год, сейчас конечно не получится. Никто не знал, что будет пандемия, а за ней СВО. Вместо стратегического планирования лучше ставить стратегические цели. Даже если вы их не достигнете, ваш бизнес будет двигаться вперёд.

Поэтому 2022 год — это год и потрясений, и возможностей.

Но бизнес не перестал быть бизнесом, ведь если здраво рассудить критически ничего не исчезло.

Михаил Шадрин

Основатель AMRetail

Мёртв ли теперь бизнес внутри РФ?

Всё как раз наоборот: сейчас активно высвобождаются рыночные ниши, ранее занятые зарубежными игроками. Инновационный подход все чаще становится трендом в развитии бизнеса во всех сферах, а профессии будущего влетают в нашу жизнь с нарастающим темпом. Бизнес может проиграть не по причине политических изменений, а в свете откладывания решений по использованию современных технологий.

В 2022 для нашего IT проекта, предоставляющего мобильные приложения для цифровизации ритейла и обучения персонала, санкции коснулись напрямую по софту. Сейчас мы ведем текущих клиентов и временно не инвестируем в данное направление.

В прошлом году были проблемы, связанные с хаотичными принятиями решений заказчиками, из-за неопределённости долгосрочного планирования.

Открылись возможности по выводу на рынок решения с оценкой ИС — интеллектуальной собственности (нематериальных активов), которые мы использовали только в рамках своей деятельности.

В 2022 году правительство РФ выпустило ряд законов о необходимости стимулирования инновационного бизнеса путем разработки методологии оценки ИС. Данную оценку мы разработали и применяем с 2012 года, и рынок на эту услугу отзывается весьма активно.

С ноября 2022 года по февраль 2023 нами внесен вклад в виде 700 млн. руб нематериальных активов, поставленных на баланс российскими компаниями — нашими клиентами.

Метод нашей работы — определить стоимость текущего бизнеса с прогнозом планирования на 5 лет как для своих проектов, так и для бизнеса заказчиков. В данном горизонте планирование нам удается эффективно разработать антикризисные сценарии и вооружиться активами, которые напрямую влияют на движение по рынку для достижения успеха.

Поэтому мы видим горизонты планирования несмотря на сложности.

Максим Борзов
Генеральный директор Ruvents.

Не считаю, что бизнес безнадежен: определенную стагнацию в своем сегменте мы наблюдали ещё с начала ковида. Мы много сотрудничаем как с государственным заказчиком, так и с коммерческим сектором. Рекламные и брендинговые агентства еще с 2020 года начали отменять или переносить проекты, многие не смогли перестроиться и вовсе ушли с рынка.

После начала СВО было два удара шокером: первый 24 февраля, и второй при объявлении частичной мобилизации. Проекты, имеющие международные корни, и связанные с тесным заграничным партнерством перенеслись на год, а затем на неопределённый срок.

Возник кадровый дефицит: многие специалисты покинули страну или перепрофилировались. Была серьезная неопределенность по многим долгосрочным проектам и их финансировании, многие клиенты секвестировали бюджеты и экстремально искали пути оптимизации издержек. Приходилось принимать быстрые решения, и реализовывать подготовительные этапы в рекордные сроки — мы тратили ресурсов и энергии в разы больше, чем ранее делали это в штатном режиме, шла работа на износ. И сейчас идет в таком же режиме, хотя общий вектор кажется более позитивным.

В 2023 году я вижу как бизнес пережил шок и начинает постепенно оживать: потребности в предлагаемых нами услугах и сервисах никуда не исчезли.

Предпринимателю нужно быть сильным даже в самые сложные времена, внедрять антикризисные решения и где-то чуть больше полагаться на интуицию. Найти выход и возможности можно всегда, а сложить руки и сдаться — последнее дело.

Уверен, что и этот год будет непростым, но он позволит реанимироваться тем, кто готов к перестройке своих процессов, и всё-таки сохраняет веру в лучшее будущее.

2022 год пошатнул бизнес, и серьезно перестроил многие процессы. При этом экономика не рухнула, а самые апокалиптичные прогнозы не сбылись. Не случилось обвала валюты, гиперинфляции и голода, разорения всего частного бизнеса.

Рынок покинули мировые бренды, но при этом большая часть их продукции до сих пор в продаже. Большая часть бизнеса удержала позиции, и продолжает двигаться дальше.

Резюмируя ответы членов сообщества CLUB.ORG можно сделать вывод, что планирование стало проблемней: трудно заглянуть далеко вперёд, и приходится ориентироваться на меньшей дистанции. Однако это никак не останавливает ход дела, и общий курс бизнеса направлен только вперёд.

А что думаете вы?

5353
89 комментариев

Комментарий недоступен

39
Ответить

Или того хуже — инфоцыган.

12
Ответить

Это просто стадия отрицания

5
Ответить

Это нормальная мантра в ситуации, когда кризис имеет естественное происхождение, потому что за ним обычно следует отскок.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Скорее, олигарх. Эти ребята нехило на кризисах растут.

Ответить

Новые ВЫ-зо_Ввы!!1

Ответить