С этим подходом любую бизнес-идею можно сделать прибыльной

Меня все еще зовут Татьяна 😁 Я все еще работаю в коммерции. В своей прошлой статье я приводила несколько цифр из моей профессиональной жизни. Чтобы не быть голословной в своих статьях и рассуждениях, перечислю свои основные специализации.

Мои специализации в профессиональной среде:

  • Коммерческие закупки;
  • Маркетинг: программы лояльности | промо | Shop-in-Shop | Brand Zones | In-Store коммуникации | Co-маркетинг | бренд-коллаборации;
  • Мерчандайзинг: управление пространством полки и витрины (карточки онлайн);
  • Мотивация персонала;
  • Разработка и запуск СТМ и эксклюзивных продуктов;
  • Оптимизация бизнес-процессов.

Ну, а теперь к теме.

Кто-то скажет, что коммерсант - это "четкий" человек, который сконцентрирован только на цифрах, он точно знает что и как должно быть.

На самом деле, никто и никогда не знает то, как должно быть. Есть стратегия, идея, а как к ней придти, - это уже подход. И, на мой взгляд, подход творческий.

Любую задачу можно решить стандартными, так сказать, общепринятыми способами, а можно посмотреть на нее под другим углом. Ну, и, конечно, подключить бизнес-интуицию.

Именно такой творческий подход превращает бизнес-идеи в прибыльные проекты.

Предположу, что есть мнение: если ты занимаешься коммерцией, то тебе обязательно надо получить MBA, какую-то престижную корочку из Cambridge, посещать бизнес-форумы и прочее.

Я настаиваю на том, что можно быть успешным в своем деле и с базовым "институтским" образованием. А наличие знаний в дополнительных сферах, казалось бы никак не связанных с основной, дает тебе дополнительное преимущество в карьерном продвижении.

Приведу пару примеров из моей рабочей практики. Эти примеры показывают, как работает творческих подход на практике.

❶ Пример 1.
Построение ассортиментной матрицы.

фото на фабрике Erismann, апрель 2016 <i>(к слову, я в центре)</i>
фото на фабрике Erismann, апрель 2016 (к слову, я в центре)

Задача: построить новую ассортиментную матрицу. Ограничения по количеству SKU: 500 позиций.
Предложения приходят от 10-ка производителей, у каждого по 200 SKU и больше.

Стандартный линейный подход (очень кратко):

  • выбираем ТОП-товары, которые продаются больше всего, самые популярные цвета, фактуры и прочее,
  • диверсифицируем отборку по количеству товаров у каждого продавца (чтобы снизить риски бизнеса),
  • учитываем розничную цену (чтобы представить ассортимент в разных ценовых сегментах),
  • учитываем стратегию компании, развития отдела, KPI по марже и прочее.

И, ву-а-ля, новая ассортиментная матрица готова.

Кажется, что все правильно. Академично и четко. Но есть нюанс.

Такой подход сделает вашу матрицу очень стандартной.
Клиенты, приходя в магазин, не увидят особо ничего нового, потому что все вокруг будет состоять из хитов и ТОПов продаж. Глаз ни за что не зацепится. Плюс ко всему, как правило, покупатели, когда что-то выбирают, предпочитают посмотреть в нескольких местах. А если из магазина в магазин, они видят почти одно и то же, то просто купят там, где им удобнее и дешевле.

Поэтому тут важно пригласить своего внутреннего творца.
Он скурпулезно, со всем своим творческим нутром посмотрит на то, что ты отбирал месяцами, и скажет: "фу, как скучно, добавь красок!"

фото обои с выставки MosBuild, апрель 2016 <i>(photo by Tania Barinova)</i>
фото обои с выставки MosBuild, апрель 2016 (photo by Tania Barinova)

И тут вступает Творческий нелинейный подход:

  • учитываем тренды и тенденции рынка, зарубежные веяния, отзывы и комментарии покупателей;
  • добавляем в матрицу товары привлекающие внимание, ай кетчеры (eye catchers*); конечно, имеем ввиду, что они будут очень плохо продаваться, но они нужны;
  • обращаем внимание на недооцененные новинки, на новых производителей, которые только пытаются выбраться на рынок (у них нет статистики продаж, а, значит, никто не знает, это ТОП-товар или нет);
  • делаем прогнозы: по продажам, возможным списаниям, ротациям и прочим, т.е. имеем в голове план на случай того, если придется что-то поменять (мы не ясновидящие же, хоть, и творческие люди).

Корректируем матрицу. Защищаем перед руководством и ждем продаж.

На моей практике, первый подход обрушил мою товарную категорию на 20%.
Я тогда только начинала свой коммерческий путь, и очень буквально воспринимала задания ТОП-менеджмента компании.

Конечно, такие показатели продаж никого не устроили. И мне пришлось решать этот вопрос. Тогда и пришел мой внутренний творец. Ситуация медленно, но верно начала исправляться. И уже примерно через 2-3 квартала, пошел рост.

А медленно, потому что, пришлось заново привлекать покупателей, которые перестали верить в то, что в магазине хоть что-то можно выбрать.

Еще пример.

Пример 2.
Разработка СТМ.

Прежде, чем углубляться в детали примера. Нужна небольшая ремарка с моей стороны.

Я закончила институт на факультете финансы и кредит.
Со временем поняла, что вообще занимаюсь не тем
🤦🏻‍♀.
В 2018 году получила профессиональную переквалификацию по специальности веб-дизайнер.
В 2020 году пошла учиться на психолога.
В 2023 получила диплом о переквалификации: Учитель иностранных языков. В промежутках между этим, ходила на разные обучения по SMM, художественной графике (digital art), дизайну интерьеров, продуктовому маркетингу, детской психологии, финансам, рисунку.
Короче, помотало меня знатно.

Итак, пример.
Задача: разработка СТМ.
Что нужно сделать:

  • Определить, какие это будут товары и по какой цене.
  • Определить преимущества этих товаров.
  • Упаковать их правильно.
  • Подумать, как их продавать и выводить на рынок.

И причем тут все мои второстепенные знания и творческая натура?
А вот оказывается, что дизайн-команда занята на других проектах и освободится только через полгода.
Команда контента не представляет, что это за товары такие особенные, и как их продвигать.
Юридический отдел также занят...
Но руководство поставило жесткие дедлайны. Как говорится, "умри, но сделай".

И вот, к счастью, я вспоминаю свои навыки Adobe, фотографии, построения композиции, работы с договорами, психологии. Фигачу упаковки, пишу ТЗ на фабрики и в контент, составляю гарантийные талоны. Задача выполнена.

Мои коллеги по отделу, к слову, так не умеют. Один даже обратился к знакомому дизайнеру, чтобы тот ему помог за "бутылку чего-то". Конечно, задачу они также выполнили. Но когда пришло дело правок, у них случился "затык". Т.к. исправить быстро они не могут.

Таким образом, дополнительное образование и творческий подход помогают повысить твой профессионализм и показать те компетенции, за которые тебя не нанимали, но которые оказываются крайне полезными.

Так, понимая немного больше своих коллег, возрастают шансы сделать свою работу быстрее и эффективнее, а также шансы на карьерный рост. Это факт.

фото моя рабочая кружка <i>(photo by Tania Barinova)</i>
фото моя рабочая кружка (photo by Tania Barinova)

Подвожу итог, пусть и банальный 😇

К задачам, на мой взгляд, нужно подходить творчески. Особенно к тем, которые непосредственно влияют на финансовый результат.

Дополнительное образование помогает стать успешнее. Причем, любое, даже не прямо связанное с основной профессией. Учиться никогда не поздно, и никогда не много. Разносторонне развитые люди намного успешнее прочих.

Т.е. мыслим нестандартно, применяем творческий подход и свои разносторонние знания, находим нестандартные решения.

Кстати, и это актуально, не только для профессиональной жизни, но и для личной.

Если вы нашли для себя что-то интересное в этой заметке, поставьте мне реакцию.
Комментарии, пожелания и подписку также приветствую. ❤

Спасибо за внимание, Tania Barinova

1 комментарий

Ваша работа в области коммерции звучит захватывающе

2
Ответить