BI vs CPM: от визуализации к моделированию

BI и CPM — схожие, но разные области управления данными и аналитики. Почему их путают, в чем разница и что выбрать, рассказываем в статье.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

BI-платформы фокусируются на сборе, анализе и визуализации данных. CPM-системы идут дальше и дают возможности для моделирования, бюджетирования, прогнозирования и планирования деятельности компании. В этой статье мы рассмотрим основные отличия между ними.

Что такое BI

Термин BI (Business Intelligence) впервые употребил исследователь из IBM Ханс Питер Лун в 1958 году, Понятие обозначало возможность понимания связей между представленными фактами. В дальнейшем значение расширилось и включило в себя преобразование накапливаемых предприятием данных в полезную для бизнеса информацию и предоставление доступа к этим данным.

Чаще всего BI понимают как программы и инструменты, с помощью которых можно собирать, анализировать и визуализировать информацию о компании. В функционал BI-систем стандартно включают получение, трансформацию данных, их анализ, визуализацию и построение отчетности. Но если рассматривать BI в чистом виде — это только визуализация данных.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

Что такое CPM

Понятие Corporate performance management (CPM) ввела исследовательская группа Gartner в 2001 году. Термин описывал методологии, показатели, процессы и системы, используемые для мониторинга и управления эффективностью бизнеса предприятия. Основной акцент — на интеграцию аналитических приложений в единую корпоративную систему, позволяющую контролировать и анализировать деятельность компании на всех уровнях управления.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

Сравним функциональность

Визуализация

Начнем с главного отличия BI от CPM. BI — это, прежде всего, ПО для аналитики и визуализации. CPM — для прогнозирования и моделирования. Логично, что возможности визуализации — не ключевой функционал в CPM-системах. В то же время эти возможности зависят от решаемых задач и расширяются в ответ на запросы пользователей.

Бизнес-планирование

Изначальная цель BI-систем — построение отчетности и визуализация данных. CPM-платформы нацелены на бюджетирование и интегрированное планирование. CPM-системы позволяют реализовывать сценарный подход: в ходе прогнозирования деятельности компании учитываются различные внешние и внутренние факторы. В зависимости от этих факторов, строятся несколько возможных сценариев развития бизнеса реализуется возможность построения версий планов с разными вводными по принципу «что, если…».

Как процессы прогнозирования реализованы на платформе Optimacros, смотрите на примере нашего бизнес-кейса «Прогнозирование спроса и планирование продаж».

Интеграция

BI-системы зачастую поддерживают интеграцию с большим числом источников данных: DWH, СУБД, корпоративными системами, онлайн-сервисами. Они «понимают» разные форматы хранения данных — Excel, CSV, JSON, pdf и т.д. CPM-системы, в большинстве случаев, не обладают таким обширным арсеналом, но выполняемые ими функции исторически и не требовали таких широких возможностей интеграции.

Ввод и хранение данных

BI-системы прежде всего ориентированы на получение данных из внешних источников. Если они и поддерживают ввод данных пользователями, то в очень ограниченном объеме и не самом дружелюбном интерфейсе.

CPM-системы реализуют этот функционал в полном объеме и максимально удобно для пользователя — в форме интерактивных моделей ввода данных. В CPM также есть возможность ввода данных в многомерные таблицы с пересчетом данных в реальном времени, импорт данных и мгновенное моделирование на дашборде.

Анализ данных

Анализ данных в BI-инструментами обычно ограничивается расчетом обобщенных показателей — подсчет значений, поиск среднего показателя и т.д. В то же время язык формул DAX, используемый в решениях Microsoft (от Excel до PowerBI), в руках пользователей может стать мощным инструментом аналитики, но требует серьезного погружения.

Workflow

В CPM-системах доступна функциональность согласования (workflow), благодаря которой визуализируется поток задач. Workflow можно настроить по шагам и по степени подчиненности процессов, когда к одной задаче на разных этапах нужно подключать разные отделы. Возможна реализация и сложного пути согласования через разные подразделения и корректировки на нескольких уровнях, отправка уведомлений ответственным за этап, передача данных о согласовании между моделями. В BI-системах такой функционал отсутствует.

Прогнозирование и моделирование

CPM-системы позволяют использовать множество моделей. Возможно подключение внешних библиотек и собственных моделей с гибкими настройками и удобным интерфейсом.

В BI-системах также есть возможности для моделирования. В PowerBI для этого используется Power Pivot — мощный, но сложный. В Tableau прогнозирование и моделирование реализовано в основном функционале продукта с дружелюбным пользователю интерфейсом, но в очень ограниченном объеме. При этом BI-системы прогнозируют без учета текущей ситуации в бизнесе, влияния факторов, а просто продолжают сложившейся тренд.

Что в итоге

BI и CPM-системы — разные инструменты, которые для разных целей. BI предназначен для сбора, анализа и визуализации данных из множеств источников. CPM идет дальше, сочетая возможности BI с прогнозированием и моделированием бизнес-процессов.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

Использование CPM-систем позволяет бизнесу вывести использование data-driven-подхода на новый уровень. Они необходимы для сценарного подхода и версионности прогнозов с учетом множества факторов. BI-платформы с их аналитикой, построением отчётности и визуализацией подойдут для решений на основании исторических данных.

Сергей Заякин, старший аналитик Optimacros
Прогноз роста глобального рынка CPM и BI-систем. Источники: <a href="https://www.marketsandmarkets.com/PressReleases/social-business-intelligence-bi.asp" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Markets and Markets</a>; <a href="https://www.businessresearchinsights.com/market-reports/corporate-performance-management-cpm-software-market-102407" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Business Research Insights</a>
Прогноз роста глобального рынка CPM и BI-систем. Источники: Markets and Markets; Business Research Insights

Несмотря на схожесть, CPM и BI решают разные задачи. Использовать BI (даже с надстройками) для управления бюджетированием и бизнес-планирования — нецелесообразно. В то же время сложные CPM-системы не нужны, если ваша задача ограничивается только построением отчетности и визуализацией данных. Выбор между этими системами зависит от актуальных целей компании — оперативного отслеживания ситуации или долгосрочного управления эффективностью.

7
2 комментария

1. Не совсем корректно говорить, что в BI системах совсем уж нет планирования (в самой статье про это написано аккуратно, но в сравнительном чарте – «крестик». Например, во всех ведущих платформах реализованы различные вариации получения трендов и forecasting-а, но этот функционал действительно отличается от традиционно используемого в CPM подхода к "планированию и бюджетированию".
2. В разделе "Хранилище данных" почему-то пишете про "ввод данных". С вводом данных в BI обычно действительно все не очень хорошо (это другая парадигма систем), а вот с различными вариантами хранилищ и хранения данных очень часто все не плохо: и огромная вариация способов хранения данных и специализированные «движки» и эффективное сжатие и кеширование и т.д.)
3. «Анализ данных в BI-инструментами обычно ограничивается расчетом обобщенных показателей — подсчет значений, поиск среднего показателя и т.д.». Это не так. Так как упомянут «DAX, используемый в решениях Microsoft», то в вычисляемых мерах считаются вполне конкретные показатели. Как и в Оптимакросе. Разность в том, что в первом случае это сильно «заточено» под аналитические цели с дефолтным влиянием явного и неявного контекста (то есть влияние контекста обычно нужно специальным образом «элеминировать», если это нужно для расчета мер). В Оптимакросе гораздо удобнее настраивать разнородные показатели для, например, финансовой отчетности (это в меньшей степени аналитические отчеты, скорее регламентные) с дополнительно настраиваемым пользовательским контекстом (если требуется).

2
Ответить

Алексей, большое спасибо за замечания! По первому и второму пункту — внесли исправления :) По третьему — согласны с вами. DAX — мощный инструмент, и если его освоить, все пути будут открыты.

1
Ответить