Критика: стоит ли сдавать автомобиль в аренду каршеринговому сервису

Спикеры критикуют программу YouDrive Pool, а представитель компании защищает продукт.

Материал подготовлен при поддержке YouDrive

В начале 2019 года YouDrive запустил программу Pool, позволяющую частным лицам сдавать автомобили в аренду для работы в каршеринге. YouDrive берёт на себя все заботы по покупке, регистрации, обслуживанию автомобиля и последующей продаже, а пользователь, инвестировавший деньги в приобретение новой машины, получает ежемесячно до 27 600 рублей дохода от её использования — около 11% годовых в течение трёх лет.

Несколько людей, которые увлекаются каршерингом и следят за развитием рынка, рассказали, что их смущает в новом сервисе. А представитель YouDrive Антон Гулидов — ответил на их сомнения и попытался развеять опасения.

Непонятно, что будет с доходами в случае ДТП

Юра Николаев
основатель «Трушеринг»

Из пресс-релизов возникает масса вопросов, ответы на которые, если немного уделить время на их поиск, есть здесь и здесь. Я внимательно прочитал условия и мне непонятен смысл пункта про угон или тотальное повреждение автомобиля, что, думаю, волнует большинство потенциальных «инвесторов».

Иными словами, получу ли я выплаты за стоимость автомобиля единоразово, плюс ежемесячную доходность в 11% до конца срока договора (три года)? Если не до конца срока, должен ли я оплатить неустойку за преждевременное расторжение? Деньги за непригодный к восстановлению автомобиль выплатят сразу или частями?

А что будет если тотал случится в первые два месяца (во время которых, по условиям программы, нет выплат, так как доход с автомобиля уходит на оплату оборудования, резины, оклейки)? Деньги вернут, а я спишу инфляцию за прошедшие два месяца? Много вопросов, ответы на которые наверняка есть в договоре, но он не публичен и доступен после регистрации.

По экономике тоже есть определенные сомнения, если рассматривать это предложение как инвестиционный продукт и сравнивать его с другими доступными продуктами. В течение трёх лет вы получаете 11% годовых, но это не сложный процент и в рублях, которые подъедает инфляция.

Важно учесть, что транспортный налог и налог на прибыль платить тоже пользователю. Зафиксировать прибыль и убыток ранее чем через три года не получится — нужно платить неустойку. Я не силён в инвестициях и надо сравнивать более детально, но сейчас предложение похоже на консервативный инструмент вроде срочного вклада или облигаций, с пока не ясным уровнем риска.

Антон Гулидов
защищает продукт

Давайте смоделируем конкретную ситуацию. Предположим, клиент стал участником программы, а через полтора года автомобиль попал в аварию, после которой не подлежит восстановлению.

В этом случае, клиент получает единовременную выплату, которая сохранит его доходность в 11% до момента аварии. Проще говоря, вы просто зарабатывали в программе по ставке 11% не три года, а полтора. То есть фактически клиент ничего не потеряет.

Конечно, такой случай не считается преждевременным расторжением договора клиентом, поэтому никаких выплат неустоек тут быть не может.

Если мы предположим, что серьёзная авария произошла в первые же два месяца после заключение договора, то клиент получает компенсацию в размере 100% стоимости автомобиля.

Что касается доходности, то сейчас это одно из наиболее выгодных предложений на инвестиционном рынке — риски просчитаны и есть фиксированный доход по привлекательной ставке.

А расчёты включают в себя и транспортный налог и НДФЛ (для физических лиц), поэтому доходность 11% указана в чистом виде с учётом всех налогов.

Непонятно, какой будет машина после каршеринга и в чём выгода

Никита Лихачёв
директор по стратегическим коммуникациям Mail.ru Group
  • YouDrive Pool даёт 11% годовых — это сильно выше, чем ставки по вкладам в банках. Но что-то я не вижу очереди тех, кто готов покупать «Солярисы» и отдавать их на обслуживание в каршеринг. Звучит подозрительно.

  • Я могу забрать машину через три года работы в каршеринге, но как прогнозировать, в каком она будет состоянии? Ведь для того и есть ограничение по времени обслуживания авто в каршерингах, потому что после трех лет машины становятся практически убитыми.
  • На рынке есть сервисы сдачи частных машин в аренду, и я привык думать, что это когда другие пользователи арендуют машину у тебя — но ты можешь в какой-то момент сам взять её и поездить, если надо. А здесь отдал и почти с концами.
Антон Гулидов
защищает продукт

Да, 11% годовая доходность действительно выше, чем могут предложить банки. И в проекте уже участвует более 400 человек, которые приобрели более 700 машин — для нас это хороший результат.

Каршеринг в Москве работает уже пять лет, но услуга нова для большинства людей. И понадобится ещё больше времени, чтобы осознать, что каршеринг может быть и инвестицией.

Экономика проекта для клиента строится, в том числе, и на выкупной стоимости машины. То есть участнику программы будет выгоднее, если мы выкупим авто по гарантированной цене. Это было серьёзным камнем преткновения для потенциальных участников. Они оправданно задавались вопросом «А что я буду делать с машиной после работы в каршеринге?».

Поэтому мы решили этот вопрос кардинально и сделали автомобиль не собственностью, а новым способом дохода и инвестиций. Но всё же, если клиент очень захочет забрать автомобиль себе по каким-то причинам, то это не будет проблемой. Тем более автомобили после каршеринга не такие «убитые», как многие думают. Их состояние намного лучше, чем, например, у автомобилей в такси.

Каршеринговые авто проходят регулярный осмотр, ремонтируются у официальных дилеров, заправляются качественным топливом. У YouDrive есть опыт продажи авто и после трёх лет работы: пробег на этих машинах был около 80 тысяч км.

Что касается последнего утверждения про «взять и поездить», то участие в Pool подразумевает покупку авто специально под участие в этом проекте. Мы возвращаемся к идее восприятия автомобиля не как своей собственности, а способу инвестирования.

А если вам нужна машина, чтобы куда-то поехать, то можно взять каршеринг — для участников программы скидка на поездки составляет 33%. Кроме того, на YouDrive теперь можно ездить не только по городу, но и на дальние расстояния до 2000 км.

Проще купить акции и облигации

Филипп Концаренко
менеджер по продукту vc.ru

Я ставлю предложение YouDrive в один ряд с банковскими инвестиционными продуктами — акциями и облигациями. Предложение YouDrive: инвестиции около 1 млн рублей на три года под 11% и известные риски. Навскидку кажется, что это что-то среднее между акциями и облигациями: выгоднее, чем облигации, но не так выгодно и не так рискованно, как акции.

Но до погружения в вычисления меня смущает важный нюанс. С покупкой банковских продуктов всё максимально просто. Регистрируешься в приложении, выбираешь из сотен предложений компаний и за один клик покупаешь то, что нравится. Удобный интерфейс, никаких подписаний документов или походов в отделение банка.

Предложение YouDrive выглядит как сложный продукт, у которого более высокий входной порог — наверняка потребуются хождения по офисам, подписания документов и прочее. Плюс к этому речь идет, как мне кажется, о самой непредсказуемой сфере — автомобильной. Здесь причина поломки машины может зависеть от бюджета владельца, а стоимость запчасти — переменная величина, на которую влияет всё, кроме её себестоимости. Страшно строить прогнозы с таким обилием переменных.

Антон Гулидов
защищает продукт

Да, YouDrive Pool правильно сравнивать с банковскими продуктами — по сути, это новый способ инвестировать.

И на самом деле, процесс максимально простой. Сейчас мы все вопросы решаем с помощью курьера. Необходимо только подписать два договора и передать нотариальную доверенность на автомобиль.

Опасения, связанные с переменной стоимостью ремонта и запчастей, напрасны. Эти расходы не имеют отношения к клиенту. Ремонт, техосмотр, заправка и обработка штрафов на нашей стороне, эти расходы не перевыставляются участникам программы. Поэтому прогноз уже построен в наших расчетах, вы заранее понимаете, в каком размере вы будете получать ежемесячные фиксированные выплаты.

0
96 комментариев
Написать комментарий...
AG
...смоделируем конкретную ситуацию... через полтора года автомобиль попал в аварию, после которой не подлежит восстановлению... клиент получает единовременную выплату, которая сохранит его доходность в 11% до момента аварии... То есть фактически клиент ничего не потеряет.

Да нет, дружок, клиент потеряет и потеряет дофига, ибо выплаты по тоталу будут существенно отличаться от начальной стоимости нового авто.

Забавна попытка так грубо вывернуть продукт лизинга в свою пользу.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Alekperov

почему выплаты по тоталу будут отличаться? Есть страховая стоимость авто на момент заключения КАСКО, грубо говоря, и получить ты должен 100% этой суммы при тотале.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Баранов

Никогда в жизни вы не получите 100% суммы при тотале. Страховая амортизирует ваш автомобиль в хорошем темпе, 20% за первый год, равномерно по месяцам, то есть если новая машина превратилась в тотал в шестой месяц страхования, то вы получите 90% от страховой суммы (-20% / 12 * 6).

Минус остаток страховой премии за оставшиеся полгода.

Это частично лечится полисом GAP, но я сильно сомневаюсь, что YouDrive это делает.

Ответить
Развернуть ветку
Фы

Расскажите мальчику про КАСКО без амортизации, а то так и умрет невеждой. И нет, там не будет премия существенно дороже.

Ответить
Развернуть ветку
AG

Т.е. мальчик покупает тачку, катается на ней 2 года, условно убирает ее об стену/сжигает, идет в страховую, получает 100% возмещение, топает в салон за новой. И все удовольствие по цене двух касок.
Все же верно, да?!

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Зачем так сложно? Покупаете тачку, через месяц ее угоняете сами у себя, получаете от страховой новую, и вот уже у вас две тачки.
Можно будет отдохнуть на курортах мордовского края

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Если КАСКО с гэпом, то вроде так и есть. С единственной поправкой, что когда будут продавать полис на годовалый авто, вряд ли страховая согласится указать стоимость авто как на новый в салоне. Но то, что будет указано страховой суммой в договоре на второй год, то и выплатят при полной гибели. Или я что-то упускаю? Гуру страхования, поправьте плз

Ответить
Развернуть ветку
Hayk Chamyan

GAP можно купить только с новым ТС, и дальше страховая сумму будет как на новую машину. Т.е. клиент несколько лет покупает GAP, что бы с случае угона или тотала независимо от амортизации получить первоначальную стоимость ТС.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Мне Ренессанс не разрешал на прошлой машине ставить страховой суммой на второй год столько же, сколько было на первый. Хотя на первый было с гэпом и полис оформлял до забора авто из салона...

Ответить
Развернуть ветку
Hayk Chamyan

Полагаю что это от СК зависит. Кто-то страховую суму устанавливает исходя из рыночной стоимости ТС.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin T.

Не совсем так. На второй год страховая сумма будет ниже, по рынку. Кроме того, мальчик не сразу потопает за новой, процедура возмещения займет несколько мес.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Такого не бывает, как вы представляете эту ситуацию если каждый второй так начнет делать? Что это за аттракцион?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

90% ??? да это идеальный страховщик, я бы только у него страховался. 70% и затягивание выплаты на годик два в реальности

Ответить
Развернуть ветку
Jack Sparrow

к слову, из личного опыта: лет 5 назад, у меня была мазда 6 2006 года застрахованная по аналогу каско в сша. рыночная стоимость 3500. разбил ее в тотал и получил от страховой 5000 :) никакую точку зрения не отстаиваю, но что есть то есть

Ответить
Развернуть ветку
Павел Ерёменко

Цивилизация, что сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

5000 за авто или 5000 за авто и прочее?

Ответить
Развернуть ветку
Jack Sparrow

5000 за авто

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tsyganok

это если не агрегатный полис или что-то вроде того, а по обычной катко машина дешевеет каждый месяц

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Так может покупать полис нужно с сохранением страховой суммы? нет? 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tsyganok

вопрос какой тут входит ) неагрегатный на 3 года стоит намного дороже )

Ответить
Развернуть ветку
Hayk Chamyan

Если каско без GAP то выплата по тоталу будет с учетом амортизации ТС.

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда