Qiwi

Рокетбанк: что происходит с «простым банком для самозанятых» и почему в QIWI взяли курс на B2B2C

В конце марта мы объявили о том, что закрываем B2C-бизнес Рокетбанка. Это была резонансная новость для рынка — не только потому, что Рокетбанк полюбился тысячам людей, но и потому, что банковские аналитики тут же кинулись предрекать «конец эпохи необанков» и рассуждать о том, что в России нет финтеха.

После этого объявления мы продолжили обслуживать счета клиентов сервиса, но уже на других условиях — например, подняли тарифы (кроме зарплатных клиентов). Мы также предложили клиентам интересную программу перехода в Тинькофф с сохранением баллов лояльности. Но главное — мы продолжили пилотировать сервис Рокетбанка для самозанятых, который родился и начинал развиваться еще в QIWI. Об этом сервисе — и о давнишнем фокусе QIWI на самозанятых и наших сервисах для этой ниши — и пойдет речь чуть дальше.

Новость о том, что мы закрываем B2C-направление Рокетбанка, позитивно восприняли, кажется, только те, кто разбирается в стратегии, табличках P&L и бизнес-моделях. Для них решение Совета директоров не оказалось ни сюрпризом, ни разочарованием. Когда у компании, которая живет за счет того, что зарабатывает деньги, на балансе убыточный продукт — несмотря на значительные инвестиции в его развитие, — логичным шагом является продажа актива. И до решения о сворачивании бизнеса мы пытались продать Рокетбанк более полугода. Но об этом позже.

Рокетбанк в целом представлял собой торжество маркетинговой мысли — яркий бренд, запоминающиеся коммуникации, «человечный», клиентоориентированный подход, удобное приложение. Чего это стоило инвестору? Недавно генеральный директор нашего платежного сегмента Андрей Протопопов дал интервью Banki.ru, где рассказал в том числе и о судьбе Рокетбанка. Но мы до сих пор слышим множество вопросов о том, что с Рокетом — от пользователей, партнеров и широкой общественности.

Что же происходит с банком сейчас? И какие у нас планы на Рокет?

Немного истории

Мы купили Рокетбанк в 2017 году (окончательно мы забрали Рокет к себе уже в 2018 году — быстрой интеграции Рокета к нам помешала санация «Открытия»). Мы инвестировали в крутую команду, современный автоматизированный подход к обслуживанию потребителей, качественную и лояльную клиентскую базу. В тот момент группа QIWI была в процессе созданиях той самой экосистемы, и мы рассчитывали, что Рокетбанк сможет помочь другим нашим продуктам и vice versa.

За время, что Рокет был с нами, сервис запустил несколько востребованных функций и работал над удобным мобильным приложением. Важнейшей и наиболее многообещающей инновацией в итоге стал сервис автоматизации работы самозанятых — тот самый пилот, который мы продолжаем развивать внутри экосистемы QIWI.

Рокет придумывал, запускал и творил за счет наших инвестиций и банковской лицензии. Наше руководство и инвесторы видели это и, сопоставляя друг другом громадный убыток и рисковые эксперименты, все больше склонялись к тому, что Рокетбанку с нами не по пути. Окончательно это стало ясно год назад, когда Рокет представил стратегию развития, которая была сопряжена с еще большими расходами для QIWI — при неясных перспективах выхода на безубыточность.

В тот момент Совет директоров рекомендовал полную или частичную продажу Рокетбанка. Спустя полгода переговоров со всеми крупнейшими игроками, в чьих экосистемах мог работать Рокетбанк, мы поняли, что продать сервис не получится. Ярких брендов и так много, а деньги где?

Второе дыхание

Мы уже не раз говорили о том, что самозанятые — стратегически важный сегмент пользователей для QIWI. По оценкам РАНХиГС, в России около 16-17 млн людей, работающих на себя, и эта цифра ежемесячно растет. В связи с кризисом и режимом самоизоляции фрилансеров становится больше, динамично развивается гиг-экономика — блогеры, стримеры, дизайнеры, курьеры, таксисты. Многие в России совмещают основную работу с подработкой. В общем, рынок многообещающий для финтеха, на котором ждут хороших и удобных решений для ведения бизнеса, автоматизации и отчетности.

Нам традиционно получается делать решения для ниш: «Таксиагрегатор» для рынка такси, «Выплаты самозанятым» , проект «Руслом» для сборщиков лома, «Безопасная сделка», которой активно пользуются крупнейшие сервисы по поиску фрилансеров. Эти решения решают конкретные задачи бизнеса или людей. Нам важно развивать неохваченные финтех-услугами рынки, делать так, чтобы люди и бизнес больше пользовались электронными деньгами — это удобнее, прозрачнее, по закону.

Наш подход очень простой. Мы видим самозанятых такими, какие они есть. Многие привыкли представлять себе программиста или веб-дизайнера, который пьет лавандовый раф, работая в коворкинге. Но большинство из них — представители совсем других профессий. Веб-мастера, таксисты, стримеры, курьеры, разнорабочие, продавцы-консультанты и многие другие. Они зарабатывают на ставках на спорт и сборе тонн металлолома. Этим людям нужен надежный партнер, который понимает их и предлагает не рафинированный, а персонализированный набор сервисов. И мы гордимся тем, что мы смогли стать для них таким партнером.

Важно отметить, что мы запускаем и развиваем сервисы как для людей, так и для бизнеса. В этом смысле сервис Рокетбанка — это пример B2B2C-сервиса, когда его конечный потребитель — физическое лицо, но наш клиент — бизнес, который с этим физическим лицом (самозанятым, фрилансером) работает. И именно на такие сервисы мы делаем все большую ставку.

Простой банк для самозанятых

В контуре QIWI над решением Рокетбанка для самозанятых работает команда из 300 человек.

Платформа Рокета работает с середины 2019 года, но только в этом году мы увидели, какую пользу наш продукт несет фрилансерам. Режим самоизоляции и кризис стали для нас стимулом к усиленной работе над сервисом и поиском новых решений. Мы особенно гордимся тем, что смогли привлечь на платформу максимально востребованную категорию самозанятых этой весной — курьеров.

Наш план — создать платформу, которая снимет головную боль с самозанятых и бизнеса, который с ними сотрудничает. Представьте, что вам не нужно ни о чем думать, кроме работы — все остальное делается за вас автоматически в пару кликов. Наш следующий шаг — выпуск дебетовых карт для самозанятых с кредитным функционалом. Сейчас такая дебетовая карта предлагает кастомизированные тарифы и комплементарна имеющимся решениям QIWI: кошельку, выплатам, сервисам для отдельных аудиторий. На ближайший год мы также планируем запуск личного кабинета для юридических лиц.

Мы настроены позитивно — сейчас решение Рокетбанка по выплатам самозанятым показывает отличные результаты. С марта мы наблюдаем стабильный рост количества клиентов: весной на 23-33% ежемесячно, а летом 8-16% (из-за сезонной динамики рост оказался ниже весеннего).

{ "author_name": "Qiwi", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 47, "likes": 0, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "qiwi", "id": 156186, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 07 Sep 2020 11:27:35 +0300", "is_special": false }
0
47 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Имхо, лучше бы новый бренд под это дело придумали, рокетбанк ассоциируется с бесконечной чередой проблем и бесславным концом

Ответить
10

Мы еще не приняли окончательное решение относительно бренда Рокетбанка. Он узнаваем, и для своих клиентов означает человечные коммуникации и крутой подход к банковским сервисам. В этом смысле для нас бренд Рокета — ценный актив, и мы продолжаем с ним работать.

Ответить
1

Не слушайте этого аутиста, рокетбанк это прежде всего банк с лучшей поддержкой и банк для людей.

Ответить
0

Лучшая поддержка

Ответить
4

У меня такой ассоциации нет, за много лет в рокетбанке проблемы были у рокетбанка, но не у мен, как у клиента рокетбанка. 

Ответить
1

Это правда. Клиент банка уже 3 года, доволен как слон.
По сей день пользуюсь этим банком.

Ответить
2

Рокетбанк уважал клиентов больше всего.

Ответить
–1

Больше инвесторов :)

Ответить
12

Ребята, тема как-то не раскрыта:
1. Из написанного следует, что Рокет закрыли из-за того, что он был убыточен. О том, как будет зарабатывать новый сервис в материале ни слова. 
2. Ни слова не сказано, почему Рокет в итоге не продали, хотя обещано, что "об этом позже"
3. Рост базы на 23-33% - это сколько в людях и на каком временном горизонте? Рост с одного клиента даже на 50% ежемесячно за год даст не больше 2,5 тыс. клиентов... Хотели бы похвастаться - сказали бы, сколько у вас клиентов
Ну и эмоциональный момент:
4. Написали, что позитивно новость о закрытии восприняли только те, кто "разбирается в стратегии, табличках P&L и бизнес-моделях". Проще говоря, всех остальных на самом деле назвали идиотами)))

Ответить
0

Рост с одного клиента даже на 50% ежемесячно за год даст не больше 2,5 тыс. клиентов...

Вы уверены? 1.5^12 ~ 129.75
Ни слова не сказано, почему Рокет в итоге не продали, хотя обещано, что "об этом позже"

Никому нахрен не сдался

Ответить
0

Я посчитал как Х2 каждый месяц)))) ну да ничего, сути дела не меняет

Ответить
0

2^12=4096, все равно далеко от 2.5К :)

Ответить
0

Не далеко, потому что не в 12й, а в 11й. К концу первого месяца 1 клиент, к концу второго 2. У меня был такой ход мысли. Да даже если с 2х начинать, то что такое 4 тыс. клиентов при заявленном ребятами рынке...

Ответить
0

2^11=2048. С 2.5К клиентов ошибка в 25%. Так себе точность прогноза по таблице умножения :)

Ответить
6

А вы ответьте на вопрос, зачем самозанятым нужен банк, который:
— выключил телефон (бот Сеня)
— не отвечает на почте, в чате и соц сетях
— списывает комиссию за пополнение в банкоматах ВТБ в нарушение своих тарифов по причине технического сбоя, минимум пару дней ждать возврата денег
— расторг договоры клиентов и добавил их в чёрный список, чтобы не расширять клиентскую базу несамозанятых: на любой введённый код пишет, что он неправильный
— требует объяснения по всем операциям клиента, даже если их 3000
https://360tv.ru/news/tekst/podohodnyj-kontrol/
— запрашивает анкету выгодоприобретателя после оплаты ЖКХ или занятий ребёнка
Список неполный.

Хватит вешать лапшу на уши самозанятых. Созывайте ликвидационную комиссию и подписывайте уже закрытие своего филиала.

Ответить
0

Добрый день. Давайте мы поможем вам связаться с техподдержкой Рокетбанка. Пришлите нам в Личные сообщения описание проблемы, ФИО, номер телефона, привязанный к карте, и адрес электронной почты для связи. Мы передадим информацию коллегам.

Ответить
0

Спасибо за заботу. Я зарплатный клиент, мне отвечают. Но другие клиенты мне писали во вконтакте с вопросами, работает ли вообще поддержка или уже всё.

Ответить
0

Похоже на нативку... Или мне показалось?)

Ответить
7

Так мы же в блоге своем написали 🙂

Ответить
1

| С марта мы наблюдаем стабильный рост количества клиентов: весной на 23-33% ежемесячно, а летом 8-16% (из-за сезонной динамики рост оказался ниже весеннего).

А в чем прикол - разогнать старых клиентов, чтобы поменять на новых?..

Ответить
1

Пользовался Рокетом до закрытия. Лучший банк на свете. Приложение, стиль, разговорный язык: все вызывает во мне нежные чувства. С огорчением узнал, что банк убыточный и дебетовые карты по факту закрыты.

Желаю успехов и скоро вернусь. Удачи вам.

Ответить
0

Кстати, Тинькоф так и не выплатил мне рокетрубли

Ответить
1

Странно. Мне давным-давно Тинькофф зачислил эти деньги. 

Ответить
1

Оказалось, что я не зарегистрировался в программе. Хотя точно помню, что кнопку жамкал и визуальное подтверждение получил. Но вроде бы договорились.

Ответить
0

Непорядок :(
Попробуйте связаться с техподдержкой Тинькофф Банка, специалисты уточнят, что к чему.

Ответить

Комментарий удален

0

Пришлите, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения в ЛС. Разберемся.

Ответить
0

То, что в приложении невозможно зарегистрироваться, потому что присылаемый SMS-код всегда неправильный, - это часть новой стратегии?

Ответить
1

Пишут, что Рокетбанк простых смертных клиентов (не самозанятых) всех заблокировал, чтобы не расширять клиентскую базу перед закрытием. Но вместо сообщения "вы в чёрном списке, уходите" решили на каждый код выдавать ошибку, якобы он неправильный.

Ответить
0

неправда :) попробуйте еще раз зайти, возможно это связано с утренним сбоем

Ответить
0

Утренним? Во вконтакте уже несколько дней жалуются. Может вы самозанятый или зарплатник? Я ради эксперимента удалял приложение и ставил заново, всё нормально. Но я зарплатный клиент.

Ответить
0

Что ж. Теперь после ввода кода приложение что-то пишет и сразу падает. Ни прочитать, ни сделать скриншот я не успеваю.

Ответить
0

А записи экрана на смартфоне нет? Потом покадрово посмотреть.

Ответить
0

Сделал скриншот фотоаппаратом :)

После этого мгновенно вылетает. Как со старым номером телефона, так и с совершенно новым.

Ответить
0

А фин.тех убыточен только в России?

В Австралии все очень даже неплохо....
"Dubai's World Investments is set to invest $433 million in Australian neobank Xinja"

Ответить
0

За весь российский финтех не скажем, но Рокетбанк был убыточным. При этом мы пробовали настроить синергию между ним и другими нашими продуктами. Надеемся, что на новом этапе развития наш сервис для бизнеса и самозанятых будет и дальше востребованным и прибыльным.

Ответить
–1

Он когда из Интеркоммерца слинял ещё не был убыточным.

Ответить
4

Он всегда был жутко убыточным - с самого начала (задолго до Киви) и до самого конца. Там в принципе корпкультура была про ежегодное про%бывание инвесторского бабла.

Ответить
0

Это данные осени 2019 года. 
Посмотрим результаты 2020 года.

Ответить
1

2020 - еще даже не закончился, о каких результатах можно говорить.
Но в целом из вышеперечисленных, по результатам первого полугодия - пока никто на безубыточность не вышел.

Ответить
0

Суть басни такова, рокет – жив, Рокет – Умер и больше, наверное метр, чем жив.

Ясно, что смена названия даст ещё больше повода для потери клиентов. Но более подобных проектов, не будет в рф, которые дарят эмоции.

И если бы не пандемия, Рокет бы распахнул крылья, ведь начали развивать правильно с кредитными продуктами, которые бы начали приносить прибыль, но было поздно 😕

Ответить
0

еще один паникер

Ответить
0

не больше 2000, оговорочка

Ответить
0

А в чем сейчас преимущества Рокета для самозанятого? Только в автоматической отправке данных в налоговую? 

Ответить
Читать все 47 комментариев
Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

«Яндекс» оставляет только положительные отзывы о своих сервисах

После ситуации с не доставленным заказом из Яндекс Лавки, я оставил отзыв на сервисе Карт. Его приняли и разместили, но доступен он только для аккаунта, с которого я его оставлял)))

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

Почему не стоит заказывать товары 18+ на Озоне, если вы не готовы их потом нести в пункт самовывоза

Хочу поделиться неудачной историей заказа товара 18+ на Озоне. И как Озон не хочет помогать решить проблему. Текст могут читать только совершеннолетние пользователи сайта.

Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

Последняя буква алфавита: откликаясь на вакансию «Яндекса», запаситесь терпением

Компания, у которой более 10 тысяч сотрудников, проверяла тестовое задание более 50 дней.

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

Выборы, выборы, кандидаты

Нет, не в рифму известной песни. "Всего лишь" педофилы... Делюсь своим негодованием после посещения избирательного участка.

null