Как вырастить руководителей внутри компании
Закрывать руководящие должности сложно. Как правило, компании ценят высококвалифицированных специалистов и не готовы просто так с ними прощаться — отсюда наблюдается некоторый дефицит таких кадров на рынке. Ольга Киляшева, руководитель рекрутмента и развития процессов работы с сотрудниками сервиса Работа.ру, рассказала, как вырастить руководителей внутри компании, чтобы они помогали развиваться бизнесу.
1. Используйте скрытые резервы
Хотите дополнительно мотивировать команду? Внутренний рекрутинг будет лучшим решением. Когда сотрудник понимает, что может сделать карьеру в своей компании и для повышения грейда ему не нужно менять работу, у него появляется желание работать продуктивнее. Это и ведет компанию к успеху.
Еще одна выгода для компании: опытный сотрудник уже знает все тонкости процессов, у него выстроены отношения с коллективом, а значит, полноценный онбординг ему не требуется.
Какие сложности вероятны, если вы решили заниматься внутренним рекрутингом? Например, руководители могут захотеть покинуть организацию, если достигли потолка в своем профессиональном развитии или не справляются с вызовами компании. Однако сложностей во внутреннем подборе будет не так много, если вы наладите систему обучения и кадрового резерва. Рост сотрудника до руководителя — это скорее не задача, а результат грамотно выстроенного менеджмента. Компания получает сильных руководителей благодаря тому, что сотрудники хотят развиваться сами. А значит, не стоит забывать и про мотивацию работников.
В идеале команду время от времени всё равно нужно разбавлять свежими лицами. Люди, которые годами трудятся в одной и той же компании, рискуют потерять «остроту» взгляда, что может привести к застою. Оптимально, если вы сочетаете внешний и внутренний рекрутинг в здоровых пропорциях: так ваша команда будет сбалансированной.
2. Ищите людей с потенциалом
Управленческим навыкам можно научить, а в базе должен присутствовать основной скил-сет. Как выглядит сотрудник с потенциалом руководителя?
- Он показывает стабильно высокие результаты на своей текущей работе и отлично разбирается в тонкостях профессии.
- Он постоянно стремится расти: изучает новые технологии, экспериментирует, пробует разные подходы.
- Несмотря на большой опыт в профессии, он продолжает учиться: записывается на курсы, ходит на лекции, слушает вебинары.
- Он легко берет на себя ответственность: ему не страшно проявлять инициативу и принимать решения.
- Он умеет выстраивать отношения с коллегами, клиентами и партнерами: его уважают и к нему прислушиваются.
Важно также учитывать желание самого сотрудника стать руководителем. Это сложная работа, развитие в которой не заканчивается и после вступления в должность. Научить этому не получится даже самого талантливого человека, если у него нет амбиций руководителя. Так что это важный критерий.
Мы часто сталкиваемся с историей, когда ожидания в этом плане не совпадают с реальностью. Например: Иван, разработчик в команде платформы, хорошо пишет код, помогает коллегам разобраться в сложных технических моментах, выстраивает эффективные коммуникации с другими командами. А потом руководитель отдела вдруг увольняется — и Иван становится тимлидом. Но управлять командой у него получается не очень, а произошло это по простым причинам: у работника нет желания выполнять эту функцию, это не входило в его планы и осознанно он к этому не стремился.
3. Проведите качественный онбординг в новую роль
Топ-менеджеры должны на старте рассказывать новым руководителям, что входит в задачи и какими ресурсами и инструментами предстоит их решать, а также о возможностях роста и совершенствования навыков у лидера. Столкнувшись с новыми задачами, свежеиспеченный руководитель может растеряться. Например, еще вчера он спокойно писал код, а сегодня ему нужно выступать перед командой и вести переговоры. Онбординг необходим: он позволяет сотруднику в кратчайшие сроки «прокачать» нужные скилы и почувствовать устойчивость.
4. Обучайте талантливых сотрудников
Конечно, руководитель должен не только хорошо разбираться в своей сфере, но и обладать другими компетенциями, которые пригодятся в развитии продукта и выстраивании отношений с командой.
Об этом часто забывают, но руководитель — это скорее не новая модификация рядового сотрудника, а отдельная профессия, которая подразумевает наличие определенных скилов, помогающий выполнять поставленные задачи. Если, к примеру, программист решает такие задачи с помощью навыков написания кода, то руководитель — с помощью умения говорить и работать с информацией.
Какие качества пригодятся руководителю-новичку?
Управленческие навыки. Умение грамотно организовать работу команды — это отдельный скил, с которым не рождаются. Чтобы новичок освоил нужные компетенции, можно организовать для него тренинги с топ-менеджментом или дать наставника — опытного руководителя. Еще один рабочий вариант — пригласить профессионала со стороны или оплатить сотруднику серию тренингов с коучем, который специализируется на этих задачах.
- Коммуникативные навыки. Чтобы успешно решать бизнес-задачи компании, лидеру понадобится умение вести переговоры. Этот важный навык пригодится и в ежедневном общении с командой, и в коммуникации с партнерами и клиентами. Научиться за короткий срок всем тонкостям невозможно, но с основой помогут те же тренинги и занятия с коучем, который расскажет, как правильно слушать и убеждать людей.
- Умение выступать перед публикой. Далеко не каждый человек — талантливый оратор от природы. А ведь умение выразительно и убедительно говорить может понадобиться не только на крупной конференции или бизнес-форуме: этот навык пригодится даже на еженедельных встречах с командой и на рядовой презентации результатов работы. Специальные курсы помогут овладеть вниманием публики даже прирожденным интровертам.
- Искусство тайм-менеджмента. Не зря на эту тему написано столько книг и пособий. Если менеджер не умеет расставлять приоритеты и грамотно планировать расписание, скорее всего, его завалит работой, а это — прямой путь к стрессу и выгоранию. Поэтому начинающего топа лучше обучить азам управления времени на старте работы в новой должности.
В хорошо организованной компании нет начальника, но есть руководитель — лидер, с которым хочется работать в одной команде и у которого хочется учиться. Такого руководителя-лидера отличает несколько важных качеств:
- Мало говорит и много слушает. Хороший руководитель стремится узнать как можно больше мнений, которые отличаются от его собственного. Поэтому на совещаниях он слушает и анализирует то, что говорят сотрудники, а сам высказывается лишь по необходимости.
- Советует, но не дает готовых решений. Сотрудники часто хотят получать от начальника подробные инструкции и ответы на вопросы, как быть и что делать. Хороший руководитель не дает таких чек-листов на все случаи жизни, а старается, чтобы работники искали ответы самостоятельно и учились брать на себя ответственность.
- Заставляет сотрудников думать. Иногда к руководителю приходят с вопросами, на которые у него нет ответов. Тогда он говорит так: «Знаешь, я не представляю, как это сделать. Подумаем вместе?» Так сотрудник не только включается в процесс, но и чувствует, что с его мнением считаются.
- Постоянно учится и делится знаниями с другими. «Как я могу сделать лучше?» — вопрос, который постоянно задает себе хороший руководитель. Он непрерывно внедряет изменения в собственную работу: ищет способы, как лучше контролировать свою сферу деятельности, влиять на показатели, повышать качество коммуникаций в команде. Это благотворно влияет на всю команду: вокруг развивающегося топа формируется особая среда, в которой постоянное самосовершенствование считается привычным делом.
- Делает людей счастливыми. Руководство знает сильные и слабые стороны сотрудников, дает инструменты для работы и помогает каждому члену команды почувствовать свою значимость в компании.
Как видите, вырастить руководителя из талантливого сотрудника не так уж и сложно. Залог успеха — внимательное отношение к человеку и качественный анализ его сильных и слабых сторон. Если вы сможете обеспечить ему личностный и профессиональный рост в вашей компании, то взамен получите лояльного и благодарного лидера.
Обучать сотрудников очень важно. Например, в CRM-системе можно использовать функцию онбординга и создавать курсы для команды. Также можно сформировать базу знаний для новичков или растущих сотрудников, чтобы они могли быстрее обучаться навыкам и выходить на новую должность.