6 сценариев использования облака для ритейлера

Привет, я Никита Горбачевский, руковожу направлением «Торговля» в Cloud.ru. Сегодня поделюсь опытом, какие сценарии использования облака оказались самыми показательными для наших клиентов-ритейлеров.

6 сценариев использования облака для ритейлера

Сразу оговорюсь, что в этой статье будем рассматривать в большей степени классический ритейл и его IT-спутников: торговый эквайринг в офлайн-магазинах, системы для анализа данных, управления бизнес-процессами, обслуживания клиентов и автоматизации задач. Особенность классического ритейла в том, что никто не может дать 100% гарантии, что вложения, например, в закупку нового IT-оборудования или разработку приложения принесут именно те плоды, на которые рассчитывает топ-менеджмент и с той скоростью, которая планировалась. А для чистых e-commerce площадок, маркетплейсов и классифайдов выгоды от развития IT-решений более очевидны.

Облачные технологии предоставляют множество возможностей для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности, при этом риск оказаться в ловушке «невозвратных затрат» (sunk costs) минимален. Рассмотрим шесть сценариев использования облака, которые показали свою эффективность среди наших клиентов из сферы оптовой и розничной торговли. Возможно, они помогут вам определиться с тактикой работы с облаками.

Сценарии и кейсы в статье:

Сценарий 1. Облако как резервная площадка и источник запасных ресурсов

Для ритейлеров критически важно обеспечить бесперебойную работу своих систем: никому не понравится зависший сайт интернет-магазина или проблемы с оплатой на кассе. Любой сбой может привести не только к ухудшению клиентского опыта, но и к финансовым убыткам. Создание резервной площадки в облаке позволяет автоматически перенаправить трафик на точную копию сервиса в облаке, в случае отказа основной системы. Это гарантирует, что онлайн-ресурсы будут работать без перебоев, даже в случае непредвиденных ситуаций.

Также хорошо срабатывает выделение облачных ресурсов под отдельные проекты. Очевидно, что возможность оперативно нарастить вычислительные мощности есть не всегда и не у всех, но это не повод отказываться от развития. Можно создать в облаке полигон для работы над новыми продуктами и сервисами, а после забрать их в собственный контур или вести трафик прямо на новую площадку.

Кейс Hoff

У сети мебельных гипермаркетов Hoff есть интернет-магазин и приложение, которые были размещены в основном дата-центре. Компания хотела на всякий случай иметь резервные копии сайта и приложения, а вдруг сбой?

Онлайн-реплику ресурсов разместили в облаке Cloud.ru. Изначально она меньше по количеству вычислительных мощностей, но идентична по данным и функциональным характеристикам. При необходимости ресурсы могут масштабироваться в 10 раз до 800 CPU, 2 TB RAM, 27 TB SSD без дополнительных согласований и на любой необходимый период. Такая мощь «на вырост» позволяет выдержать весь пользовательский трафик, который переключится с основной площадки в случае отказа.

Сценарий 2. Масштабирование при пиковой нагрузке

Ритейлеры сталкиваются с пиковыми нагрузками, например, во время «Черной пятницы» или новогодних распродаж. В такие моменты важно иметь возможность быстро масштабировать инфраструктуру, чтобы справиться с увеличившимся потоком клиентов. Причем, хорошо бы не просто знать, когда случаются «завалы» и заранее выделять ресурсы для их ликвидации, но и иметь «план Б» на случай непредвиденных обстоятельств. Приведу кейс, которым со мной недавно поделились коллеги из крупной сети супермаркетов.

Как всегда перед Новым годом ожидался ажиотаж с закупкой продуктов к праздничному столу, и все ресурсы были к этому готовы. И IT-служба, и магазины, и сборщики, и курьеры справились с нагрузкой. Серверное железо, зарезервированное под «аврал», с чистой совестью отключили и переназначили на другие задачи. Но 5 января случился неожиданный наплыв желающих заказать доставку такой силы, что курьерскому приложению не хватило ресурсов и оно не справилось с возросшей нагрузкой. Выяснилось, люди доели запасы новогодних салатов и, оказавшись с пустым холодильником, решили заказать доставку свежих продуктов, к чему сервис оказался не готов.

С помощью облака вы можете легко добавлять вычислительные ресурсы, увеличивать объем хранилища и пропускную способность сети, причем как вручную, по необходимости, так и в автоматическом режиме. Это позволяет избежать перегрузок и гарантировать высокую производительность IT-систем даже в самые напряженные моменты. После окончания пикового периода от ресурсов можно отказаться парой кликов или они отключатся автоматически после спада нагрузки. Это дает возможность оптимизировать затраты, оставляя на своей стороне только те мощности, которые гарантированно будут утилизированы и не станут простаивать без дела большую часть года.

6 сценариев использования облака для ритейлера

Кейс «АС-Шина»

Дистрибьютор автомобильных запчастей из Нижнего Новгорода ежедневно обрабатывал около 6 000 заказов. Но каждый раз в начале зимы и лета случалось одно и то же: ресурсы компании с трудом выдерживали наплыв желающих «переобуться».

«АС-Шина» перенесла в облако сайт и среду разработки, а потом сделала резервное копирование базы данных продуктового контура сайта, сред тестирования, персональных данных сотрудников и клиентов. Результат — ресурсы масштабируются по клику, данные с сайта загружаются в два раза быстрее, а сотрудники получили возможность обрабатывать в 10 раз больше заявок.

Сценарий 3. Размещение резервных копий критически важных данных и систем

Данные о клиентах, транзакциях и товарном ассортименте в мире розничной торговли ценнее золота. Потеря подобной информации может иметь катастрофические последствия. Облако станет надежным решением для хранения резервных копий критичных информационных систем.

Размещение бэкапов в облаке позволяет защитить данные от потерь, вызванных аппаратными сбоями, человеческими ошибками или кибератаками. Например, печальную славу получил недавний сбой в одной из сети гипермаркетов: он может обойтись владельцам в 1 млрд рублей в неделю, плюс неустойки. Облако обеспечивает высокую доступность и безопасность данных, а также позволяет быстро восстановить информацию в случае необходимости. Это особенно важно для ритейлеров, которые работают с большими объемами данных и не могут позволить себе длительные простои.

6 сценариев использования облака для ритейлера

Кейс Тойота Центр Иркутск

Официальный дилер Toyota и Lexus в Иркутске искал способы модернизировать свою устаревшую АТС и подстраховаться от потери данных. Знакомство с облачными технологиями решили начать с объектного хранилища S3 для хранения резервных копий. С мая 2022 года компания внедрила концепцию хранения данных «3-2-1», согласно которой один из бэкапов хранится на независимой площадке в облаке. Убедившись в надежности и удобстве использования сервисов, дилер разместил в виртуальном ЦОД и облачную АТС.

Сценарий 4. Размещение 1С в облаке без закупки железа

Многие ритейлеры используют семейство программ 1С для управления бизнес-процессами. Однако закупка и обслуживание серверного оборудования для размещения 1С может быть дорогостоящей и трудоемкой. Облачные провайдеры позволяют разместить 1С в облаке, что избавляет от необходимости инвестировать в дорогостоящее железо.

Размещение 1С в облаке обеспечивает высокую доступность и производительность системы, а также позволяет легко масштабировать ресурсы в зависимости от потребностей бизнеса. Кроме того, облако обеспечивает надежную защиту данных и позволяет быстро восстанавливать систему в случае сбоев. Это делает облачные решения идеальным выбором для ритейлеров, которые хотят оптимизировать затраты и повысить эффективность работы.

Для компаний, у которых особенно жесткие требования к производительности 1С, есть возможность размещать 1C на выделенном железе без виртуализации (Bare Metal) или построить частное облако, где вы сами можете управлять уровнем переподписки на CPU.

Одна из простых, но не единственных метрик, которая оценивает производительность виртуальных машин для 1С — тест Гилева. Результат этого теста не гарантирует быструю работу базы, потому что на скорость влияют еще другие факторы, например, число пользователей на одном сервере. Но такое синтетическое тестирование дает представление о качестве и производительности самой облачной платформы для задач 1С.

6 сценариев использования облака для ритейлера

Кейс Dodo Brands

Компания решила уйти от аренды ПО, закупить лицензии и развернуть собственное частное облако для хостинга сервисов Dodo Brands, в том числе и для 1С:Бухгалтерии. Но первая попытка развернуть 1C у стороннего провайдера оказалась неудачной: скорость работы системы упала в три раза, а бухгалтерия стала тратить по 5 часов на закрытие месяца вместо 2,5. Cloud.ru пришел на помощь и после трех недель тестирования возможностей сеть ресторанов решилась на смену площадки и мигрировала всего за один день. Время выгрузки отчетов сократилось вдвое.

Сценарий 5. Инфраструктура для разработки и тестирования приложений и сервисов

Ритейлеры живут в высококонкурентной среде, а потому все чаще разрабатывают собственные приложения и сервисы для улучшения взаимодействия с клиентами и оптимизации внутренних процессов. Облачные технологии предоставляют идеальные условия для разработки и тестирования таких решений.

С помощью облака вы можете быстро развернуть необходимые ресурсы, не тратить время на подготовку инфраструктуры и сосредоточиться на самом процессе разработки. Кроме того, облако обеспечивает гибкость и масштабируемость, что позволяет легко адаптировать инфраструктуру под изменяющиеся потребности проекта. Это ускоряет выход вашего продукта на рынок, способствует получению конкурентного преимущества, а значит и росту лояльности покупателей вкупе с увеличением прибыли. А c Cloud.ru, кстати, разработчики могут не только делать софт для использования инхаус, но и выставлять его на маркетплейс приложений, чтобы их покупали другие компании.

Кейс Familia

Сеть разрабатывала собственное приложение для расчета нагрузки на магазины и автоматизированного составления графика сотрудников с учетом неравномерных поставок, сезонности, праздников и выходных. Задачами разработки и тестирования занимались коллеги из «Опс Гуру», которые столкнулись с проблемой нехватки мощностей, поскольку ПО требует большого количества ресурсов, но нерегулярно, и просто не было смысла постоянно держать на балансе 400 виртуальных машин. Совместными усилиями специалистов всех трех сторон добились потрясающего результата: от старта запуска 400 виртуальных машин до начала вычислений проходит всего 6,5 минут, а ритейлер смог сэкономить бюджет, поскольку платил только за хранение данных и то время, пока машины работали.

Сценарий 6. Машинное обучение и использование LLM

Машинное обучение и использование больших языковых моделей (LLM) открывает новые возможности для ритейлеров. С их помощью можно анализировать большие объемы данных, автоматизировать общение с клиентами и персонализировать предложения для них.

Недавно на выставке CES 2024 в Лас-Вегасе Wallmart, крупнейший в мире ритейлер по версии NRF, представил целый арсенал AI-продуктов, которыми планирует завоевывать сердца покупателей. В числе решений — генеративный поиск на основе LLM (когда товары подбираются, например, под повод «барбекю с друзьями»), AR-примерочная, чат-бот для подбора персонализированных предложений и автоматическое пополнение корзины часто заказываемых товаров, чтобы молоко не кончилось в самый неподходящий момент.

Облачные технологии предоставляют мощные вычислительные ресурсы и инструменты для разработки и машинного обучения. И хотя российские ритейлеры только начинают делать первые шаги в использовании LLM, маркетплейсы, классифайды и банки уже осознали ценность такого решения. Поэтому использование облачных ресурсов на поприще работы с большими языковыми моделями — один из способов эффективно внедрять передовые технологии в свои бизнес-процессы и конкурировать за покупательскую лояльность.

6 сценариев использования облака для ритейлера

Кейс «Пятерочка»

Не всегда использование AI направлено сугубо на улучшение клиентского опыта, иногда с помощью машинного обучения можно и добиться узнаваемого имиджа! Например, однажды перед Новым годом «Пятерочка» решила повысить продажи сыров собственного бренда Liebendorf, но все селебрити были заняты. Выход из положения нашелся: ритейлер приобрел право на использование цифрового образа актрисы кино Ольги Медынич, отснял ролик с дублером и заменил лицо с помощью AI. Благодаря такому ходу удалось сэкономить более четверти бюджета и сократить время на продакшн рекламного ролика, а использование технологичного решения увеличило охваты, поскольку ролик привлек внимание как отраслевых, так и технологических СМИ.

Облачные технологии предоставляют ритейлерам множество возможностей для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности. Использование облака как резервной площадки, масштабирование при пиковой нагрузке, размещение бэкапов, размещение 1С, инфраструктура для разработки и тестирования, а также машинное обучение и использование LLM — все это позволяет ритейлерам быть более гибкими и адаптивными в условиях быстро меняющегося рынка. Если вы ищете способ не только сократить затраты на инфраструктуру, но и повысить качество обслуживания клиентов, заглядывайте посмотреть, что Cloud.ru может предложить отрасли, и до встречи в новых материалах!

Другие наши материалы про ритейл:

22
22
Начать дискуссию
[]