«Либо ты обманываешь, либо компания обманывает тебя, высасывая все соки»: как работают продавцы в розничных точках T2
Главное из выпуска «Все работы хороши» Олега AsSa, где разбирают условия труда в разных компаниях.
Автор ролика отметил: «Практически вся» розница T2 (ранее — «Теле2») — это франшизные точки, которыми управляет не сама Т2, а третьи лица.
Трудоустройство и обучение
- После отклика на вакансию — анкетирование, собеседование с директором точки и стажировка. Фиксированной длительности у последней нет. Одному собеседнику проекта говорили, что она идёт до десяти дней. По факту кто-то стажировался и по месяцу.
- Стажёру дают доступ к платформе со справочными материалами и тестами и закрепляют за ним наставника, который покажет, как оформлять SIM-карты и кредиты, пользоваться «1С» и общаться с покупателями по скриптам. В конце проводят экзамен. Но, чтобы провалить его, нужно быть «очень уникальным», отмечает автор.
- На стажировке нужно помогать в магазине: принимать товары, разбирать склад, расставлять продукцию, прибираться. Однако оплатят её только тем, кого трудоустроят.
Нам обещали: если хорошо учишься и сдаёшь экзамен, получаешь 10 тысяч рублей. За то, что я прошёл все тестирования и экзамен, вместо 10 тысяч рублей мне выплатили 2800. Это даже не половина.
По договору оплачивается 90 рублей в час, налог. Но моей сменщице заплатили 4700 рублей, а мне 3700, хотя она начала всего на день раньше меня. То есть провела на точке часов на шесть больше.
- Трудоустройство зависит от магазина. Некоторые работают по трудовым договорам, кто-то — по гражданско-правовым или агентским. Трудовые договоры, по словам автора, стандартные. Но исполнение соцгарантий может зависеть от начальников на местах.
Обеспечение необходимым
- Стажёру дают только бейджик. После трудоустройства снабжают «новой и удобной» формой по размерам.
- Если закончатся расходники, придётся покупать их за свой счёт. Так, например, в одну из точек привозят по две пачки бумаги на месяц. Но если выдать десять кредитов за неделю, «их уже нет».
- С работой ПО и оборудования у франчайзи бывают проблемы, но сама Т2 «предпочитает [это] игнорировать».
ИП, на которого я работал, был бедный. Программа продаж «1С-Парус» — худшее, что было в моей жизни. Вечно лагающее создание отечественной компании.
Кредит не выдался. Касса зависает. Штрих-сканер не работает. Ё**** п***. Даже договор не печатался.
Зарплата и штрафы
- Условия зависят от точки. В договорах, которые изучила редакция «Все работы хороши», есть как почасовая ставка в 86 рублей, так и фиксированный оклад 16 тысяч рублей. Остальное — премия. Её отдают в руки. Оклад начисляют на карту.
- Штрафы есть. Опоздание — 500 рублей. Невыход на работу — 2000 рублей. Открытие магазина на минуту позже — 40 тысяч рублей. Непрохождение ежемесячного тестирования — до 1000 рублей.
- Есть штрафы и за проваленный видеомониторинг качества обслуживания — это когда проверяющий в любой момент подключается к камерам и следит за тем, проговаривает ли сотрудник скрипты.
Обидно, когда ребята весь месяц батрачат, получают хорошие баллы именно за продажи, но теряют 20 баллов на том, что у какой-нибудь бабушки не спросили, пользуется ли она Т2.
- Инвентаризация «не прекращается в Т2 никогда». А все недостачи списывают со всего коллектива «по розничной цене», что в итоге портит атмосферу. Коллеги начинают друг друга подозревать — вдруг кто-то продал товар «мимо кассы», а деньги «положил себе в карман»
Выполняемость планов
- Проценты Т2 от продажи аксессуаров, SIM-карт, гарантий и прочих товаров и услуг одни из самых высоких по рынку, подметил автор. Но сотрудники называют планы «нелогичными» и «напряжными» и говорят, что «самостоятельно их выполнить почти невозможно».
Я работала в городе, где население — 55 тысяч. В точке с небольшой проходимостью. И там Т2 ставит план — 450 SIM-карт. Вот кому их в таком количестве продавать?
В этом месяце мы план не выполнили. Ну да ладно, думаем. Сейчас [руководство] посмотрит, что не особо хорошо идёт, и, может быть, чуть-чуть пониже сделает. Но в месяц, который мы не выполнили, было 150 SIM-карт, а нам поставили 200.
- Чтобы выполнить план или же «заработать» независимо от него, некоторые продавцы идут на уловки. Добавляют больше позиций в чек, но так, чтобы потребитель не заметил или поверил, что это условия акции. Или подменяют ценники: клиенту дают товарный чек, оформленный от руки, а разницу забирают себе.
— Сейчас мы продаём за 9490 рублей. Но клиенту ты говоришь вот такую сумму. Клиент смотрит на неё — и всё. Для него [только она] и есть. Согласованная. А чек гармошкой складываешь и степлером прицепляешь.
— А если он [потом] задумался: а что платёж [такой большой], а что у меня в чеке?
— Потом приходит с ментами.
— С ментами? И к чему это приводило?
— Если человек подписал договор и вышел из салона — всё.
При мне сотрудник продал бабушке SIM-карту под видом установки антивируса. На её кнопочный телефон...
Берёшь телефон. Вбиваешь сразу две SIM-карты. Если оплата по карте, то вообще идеально, ведь первым выходит эквайринговый чек, где позиции не прописаны. Выходит только сумма, которая списана. Эквайринг отдаёшь, и [покупатель] выходит довольный. Потом у тебя выходит чек с позициями. Телефон, SIM-карта, SIM-карта. «Симку» на себя «регаешь», активируешь — и всё.
- Некоторые стараются закрыть план из своей зарплаты, выкупая то, что не смогли продать. Иногда премия «немного» перекрывает затраты.
Продавали клиенту аксессуар за 0 рублей — как будто подарок. Потом из кармана докладывали. А что делать? Надо план выполнять.
Всё строится на обмане. Либо компания обманывает тебя, высасывает из тебя все соки. Либо ты обманываешь и высасываешь все соки из покупателей. Если не получается высасывать всё из них — обманываешь саму компанию.
- Автор ролика также получил один альтернативный отзыв от сотрудника. Тот рассказал, что в его точке никто никого не обманывал.
В Т2 такой жести, как в «Мегафоне» или МТС, я не видел. На наших точках людей ни в чём не обманывали. Чеки не прятали. Функции без ведома клиента не навязывали.
Рабочий день
- Приходить нужно за полчаса до смены. График — обычно «два через два» и «пять через два». Но при дефиците кадров могут вынудить работать без выходных.
Прихожу на работу. Директор по продажам спрашивает: «Чего такая грустная»? Говорю: «Я работаю уже 18 смену подряд». Он на меня смотрит и говорит: «Ну когда продашь камеру видеонаблюдения, я, может быть, дам выходной». Спойлер: не дали.
- Сам день при этом проходит спокойно, потому что нет активного потока покупателей: «Дай бог зайдёт человек 15». Обед — «когда удобно».
В основном работа заключается в многочасовом безделии и просмотре видео на YouTube, которое прерывают бабули. Им нужно помочь то приложение скачать, то разобраться с функциями.
Вот ещё несколько редакционных выжимок выпусков «Все работы хороши»:
- «Чем больше "допов" продал, тем больше зарплата»: как работают продавцы в «М.Видео».
- Не нужно «впаривать» Samsung за 300 тысяч рублей, но придётся потаскать холодильники: как работают продавцы в DNS.
- «Хочешь жить — обманывай людей»: как работают продавцы в магазине косметики и парфюмерии «Летуаль».
- Штрафов нет, обедать можно в зале среди гостей: как работают сотрудники кофеен Stars Coffee, открытых на месте Starbucks.