«Либо ты обманываешь, либо компания обманывает тебя, высасывая все соки»: как работают продавцы в розничных точках T2

Главное из выпуска «Все работы хороши» Олега AsSa, где разбирают условия труда в разных компаниях.

Здесь и далее — скриншоты из ролика «Все работы хороши»
Здесь и далее — скриншоты из ролика «Все работы хороши»

Автор ролика отметил: «Практически вся» розница T2 (ранее — «Теле2») — это франшизные точки, которыми управляет не сама Т2, а третьи лица.

Трудоустройство и обучение

  • После отклика на вакансию — анкетирование, собеседование с директором точки и стажировка. Фиксированной длительности у последней нет. Одному собеседнику проекта говорили, что она идёт до десяти дней. По факту кто-то стажировался и по месяцу.
  • Стажёру дают доступ к платформе со справочными материалами и тестами и закрепляют за ним наставника, который покажет, как оформлять SIM-карты и кредиты, пользоваться «1С» и общаться с покупателями по скриптам. В конце проводят экзамен. Но, чтобы провалить его, нужно быть «очень уникальным», отмечает автор.
  • На стажировке нужно помогать в магазине: принимать товары, разбирать склад, расставлять продукцию, прибираться. Однако оплатят её только тем, кого трудоустроят.

Нам обещали: если хорошо учишься и сдаёшь экзамен, получаешь 10 тысяч рублей. За то, что я прошёл все тестирования и экзамен, вместо 10 тысяч рублей мне выплатили 2800. Это даже не половина.

собеседник «Все работы хороши»

По договору оплачивается 90 рублей в час, налог. Но моей сменщице заплатили 4700 рублей, а мне 3700, хотя она начала всего на день раньше меня. То есть провела на точке часов на шесть больше.

собеседник «Все работы хороши»
  • Трудоустройство зависит от магазина. Некоторые работают по трудовым договорам, кто-то — по гражданско-правовым или агентским. Трудовые договоры, по словам автора, стандартные. Но исполнение соцгарантий может зависеть от начальников на местах.
«Либо ты обманываешь, либо компания обманывает тебя, высасывая все соки»: как работают продавцы в розничных точках T2

Обеспечение необходимым

  • Стажёру дают только бейджик. После трудоустройства снабжают «новой и удобной» формой по размерам.
  • Если закончатся расходники, придётся покупать их за свой счёт. Так, например, в одну из точек привозят по две пачки бумаги на месяц. Но если выдать десять кредитов за неделю, «их уже нет».
  • С работой ПО и оборудования у франчайзи бывают проблемы, но сама Т2 «предпочитает [это] игнорировать».

ИП, на которого я работал, был бедный. Программа продаж «1С-Парус» — худшее, что было в моей жизни. Вечно лагающее создание отечественной компании.

собеседник «Все работы хороши»

Кредит не выдался. Касса зависает. Штрих-сканер не работает. Ё**** п***. Даже договор не печатался.

собеседник «Все работы хороши»

Зарплата и штрафы

  • Условия зависят от точки. В договорах, которые изучила редакция «Все работы хороши», есть как почасовая ставка в 86 рублей, так и фиксированный оклад 16 тысяч рублей. Остальное — премия. Её отдают в руки. Оклад начисляют на карту.
  • Штрафы есть. Опоздание — 500 рублей. Невыход на работу — 2000 рублей. Открытие магазина на минуту позже — 40 тысяч рублей. Непрохождение ежемесячного тестирования — до 1000 рублей.
  • Есть штрафы и за проваленный видеомониторинг качества обслуживания — это когда проверяющий в любой момент подключается к камерам и следит за тем, проговаривает ли сотрудник скрипты.

Обидно, когда ребята весь месяц батрачат, получают хорошие баллы именно за продажи, но теряют 20 баллов на том, что у какой-нибудь бабушки не спросили, пользуется ли она Т2.

собеседник «Все работы хороши»
  • Инвентаризация «не прекращается в Т2 никогда». А все недостачи списывают со всего коллектива «по розничной цене», что в итоге портит атмосферу. Коллеги начинают друг друга подозревать — вдруг кто-то продал товар «мимо кассы», а деньги «положил себе в карман»

Выполняемость планов

  • Проценты Т2 от продажи аксессуаров, SIM-карт, гарантий и прочих товаров и услуг одни из самых высоких по рынку, подметил автор. Но сотрудники называют планы «нелогичными» и «напряжными» и говорят, что «самостоятельно их выполнить почти невозможно».

Я работала в городе, где население — 55 тысяч. В точке с небольшой проходимостью. И там Т2 ставит план — 450 SIM-карт. Вот кому их в таком количестве продавать?

собеседник «Все работы хороши»

В этом месяце мы план не выполнили. Ну да ладно, думаем. Сейчас [руководство] посмотрит, что не особо хорошо идёт, и, может быть, чуть-чуть пониже сделает. Но в месяц, который мы не выполнили, было 150 SIM-карт, а нам поставили 200.

собеседник «Все работы хороши»
  • Чтобы выполнить план или же «заработать» независимо от него, некоторые продавцы идут на уловки. Добавляют больше позиций в чек, но так, чтобы потребитель не заметил или поверил, что это условия акции. Или подменяют ценники: клиенту дают товарный чек, оформленный от руки, а разницу забирают себе.

— Сейчас мы продаём за 9490 рублей. Но клиенту ты говоришь вот такую сумму. Клиент смотрит на неё — и всё. Для него [только она] и есть. Согласованная. А чек гармошкой складываешь и степлером прицепляешь.

— А если он [потом] задумался: а что платёж [такой большой], а что у меня в чеке?

— Потом приходит с ментами.

— С ментами? И к чему это приводило?

— Если человек подписал договор и вышел из салона — всё.

сотрудник магазина в разговоре с агентом «Все работы хороши»

При мне сотрудник продал бабушке SIM-карту под видом установки антивируса. На её кнопочный телефон...

собеседник «Все работы хороши»

Берёшь телефон. Вбиваешь сразу две SIM-карты. Если оплата по карте, то вообще идеально, ведь первым выходит эквайринговый чек, где позиции не прописаны. Выходит только сумма, которая списана. Эквайринг отдаёшь, и [покупатель] выходит довольный. Потом у тебя выходит чек с позициями. Телефон, SIM-карта, SIM-карта. «Симку» на себя «регаешь», активируешь — и всё.

сотрудник магазина в разговоре с агентом «Все работы хороши»
  • Некоторые стараются закрыть план из своей зарплаты, выкупая то, что не смогли продать. Иногда премия «немного» перекрывает затраты.

Продавали клиенту аксессуар за 0 рублей — как будто подарок. Потом из кармана докладывали. А что делать? Надо план выполнять.

собеседник «Все работы хороши»

Всё строится на обмане. Либо компания обманывает тебя, высасывает из тебя все соки. Либо ты обманываешь и высасываешь все соки из покупателей. Если не получается высасывать всё из них — обманываешь саму компанию.

собеседник «Все работы хороши»
  • Автор ролика также получил один альтернативный отзыв от сотрудника. Тот рассказал, что в его точке никто никого не обманывал.

В Т2 такой жести, как в «Мегафоне» или МТС, я не видел. На наших точках людей ни в чём не обманывали. Чеки не прятали. Функции без ведома клиента не навязывали.

собеседник «Все работы хороши»

Рабочий день

  • Приходить нужно за полчаса до смены. График — обычно «два через два» и «пять через два». Но при дефиците кадров могут вынудить работать без выходных.

Прихожу на работу. Директор по продажам спрашивает: «Чего такая грустная»? Говорю: «Я работаю уже 18 смену подряд». Он на меня смотрит и говорит: «Ну когда продашь камеру видеонаблюдения, я, может быть, дам выходной». Спойлер: не дали.

собеседник «Все работы хороши»
  • Сам день при этом проходит спокойно, потому что нет активного потока покупателей: «Дай бог зайдёт человек 15». Обед — «когда удобно».

В основном работа заключается в многочасовом безделии и просмотре видео на YouTube, которое прерывают бабули. Им нужно помочь то приложение скачать, то разобраться с функциями.

собеседник «Все работы хороши»

Вот ещё несколько редакционных выжимок выпусков «Все работы хороши»:

45
13
6
6
2
179 комментариев