Нужно ли маркировать одежду собственного производства

Нужно ли маркировать одежду собственного производства

Обязательная идентификация некоторых групп товаров введена в России в 2016 году с целью борьбы с контрафактом и поддержки честных предпринимателей. Контроль за оборотом маркированной продукции происходит через систему «Честный ЗНАК». С 2019 г. прослеживанию подлежат и отдельные категории товаров легкой промышленности.

Список видов одежды, которую нужно идентифицировать, расширился в 2023 году. У владельцев швейных цехов, швей-надомниц и изготовителей кастомных вещей возникают вопросы, нужно ли маркировать одежду собственного производства. В статье разберемся, какие изделия можно продавать без кода идентификации, а на какую продукцию необходимо наносить Data Matrix.

Какая одежда подлежит обязательной маркировке в 2023 году

Спрос на одежду в нашей стране традиционно высок. Уход западных брендов дал возможность развиваться отечественным производителям. Но легкость выхода на маркетплейсы и отсутствие строгого контроля позволили недобросовестным предпринимателям заполнить рынок некачественными вещами и подделками. В этой ситуации маркировка одежды вызывает у честных бизнесменов одобрение. Для покупателей идентификация гарантирует оригинальность приобретенной вещи.

Выясним, какая одежда подлежит обязательной маркировке в 2023 году. С 1 июля перечень продукции легпрома пополнился новыми категориями. К меховым, кожаным изделиям, трикотажным блузкам, домашнему текстилю добавились:

  • спецодежда;
  • спортивные и лыжные костюмы;
  • рубашки, блузки;
  • шорты, брюки;
  • верхняя одежда, в том числе, из искусственного меха;
  • шарфы, шали, галстуки.

Одежда для детей также подлежит прослеживанию через «Честный ЗНАК».

Продавцам и производителям нужно было промаркировать остатки товаров в срок до 1 сентября. С этой даты одежда без Data Matrix не должна появляться в продаже, в том числе на маркетплейсах, а с начала 2024 г. ее нельзя будет и хранить на складах.

Но есть оговорки, как можно избежать обязательной маркировки одежды тем, кто создает ее своими руками: шьет на заказ или приобретает готовые изделия и переделывает их (вышивает, расписывает).

Нужно ли маркировать одежду собственного производства

Можно ли продавать и надо ли маркировать одежду собственного производства самозанятому

С 2019 года в России существует особый налоговый режим для граждан, которые оказывают услуги или производят работы, не регистрируя ИП, то есть самозанятых. Они могут сотрудничать с физлицами и компаниями. Зарегистрировать самозанятость можно за 5 минут в приложении «Мой налог». Так же быстро происходит и создание документов. Казалось бы, владельцу ателье проще оформить самозанятость и шить одежду на продажу. Но здесь существуют ограничения.

Самозанятый не имеет права нанимать сотрудников. Он может лишь привлекать физлиц для выполнения каких-либо работ по договору гражданско-правового характера (ГПХ) или пользоваться услугами юрлиц как подрядчиков. Производить продукцию, которая подлежит маркировке, ему запрещает закон (ст. 4 закона № 422-ФЗ*). Нужно четко знать, какая одежда не нуждается в идентификации, и работать в рамках правового поля.

Существуют еще категории продукции легпрома, которых обязательная маркировка не касается:

  • товары, выполненные на заказ;
  • одежда, принятая для продаж в стоковых магазинах;
  • продукты ремесленного производства.

С последним не совсем понятно, так как перечень товаров народных промыслов должен устанавливаться на уровне регионов. А соответствующие постановления можно найти лишь в нескольких субъектах РФ.

То есть маркировать одежду собственного производства самозанятому не нужно, если он шьет на заказ или у него есть статус ремесленника. В остальных случаях, чтобы иметь право на массовый пошив вещей, ему придется открыть ИП, зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», самостоятельно заказывать Data Matrix, вводить их в оборот и выводить при продаже каждой единицы товара.

Нужно ли маркировать одежду собственного производства

Нужно ли маркировать одежду, пошитую на заказ

Владельцев ателье также волнует вопрос, нужно ли маркировать одежду, пошитую на заказ. Каждое изделие изготовлено по индивидуальным меркам, может не иметь конкретного размера и модели. Мелким производителям невыгодно проводить манипуляции, которых требует маркировка одежды: устанавливать 1С, закупать принтеры этикеток, терминалы сбора данных (ТСД), наносить штрих-коды, а при продаже их сканировать, да еще отчитываться в системе мониторинга, не нарушая сроки.

Если заказчику нужно пошить вещь в единичном экземпляре, то одежда для него не проходит долгого пути через оптовиков и магазины, а передается напрямую изготовителем. В этом случае имеет место оказание услуг, а не реализация, и товар не подлежит маркировке. Но если в ателье шьют одежду или домашний текстиль для продаж, то предпринимателю нужно регистрироваться в «Честном ЗНАКе» и идентифицировать свою продукцию.

Запуск собственного бренда — подлежит ли одежда маркировке

Многие дизайнеры и модельеры задумываются о том, чтобы продавать продукцию под собственным брендом. Речь идет о небольшом производстве ультрамодных, удобных или специализированных вещей (одежда для беременных, полных, подростков). Если продукция входит в список маркированной, она должна быть с кодами Data Matrix.

После разработки концепции бренда, утверждения бизнес-плана и решения организационных задач, предпринимателю следует подготовиться к работе с маркировкой. Для этого нужно:

  • получить в налоговой электронную подпись;
  • подключиться к системе «Честный ЗНАК»;
  • установить товароучетную систему (1С) и необходимое ПО;
  • подключить электронный документооборот.
Нужно ли маркировать одежду собственного производства

Понадобится и специальное оборудование — принтер этикеток для распечатки полученных кодов маркировки, онлайн-касса для регистрации продаж. Сканировать штрих-коды при отгрузке в магазины и на склады маркетплейсов поможет терминал сбора данных (ТСД).

Если на фабриках маркировка одежды — отлаженный процесс, то у предпринимателей эти процессы отнимают много сил и времени. На помощь придет программное решение DataMobile. При работе с одеждой понадобится дополнительный модуль Маркировка.

DataMobile — это российская разработка, с ней можно:

  • принимать сырье от поставщиков, отгружать готовый товар;
  • маркировать продукцию;
  • вводить и выводить Data Matrix из оборота;
  • сканировать штрих-коды с помощью ТСД и идентифицировать одежду.

Программа устанавливается на мобильные устройства на базе ОС Android, совместима с 1С и большинством товароучетных систем. Она облегчит автоматизацию учета маркированной продукции без лишних затрат.
Хотите начать работу с маркировкой? Звоните по номеру +7 (495) 980-10-69, с радостью поможем вам. Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе новостей в области автоматизации бизнеса.

Ссылки на материалы, упомянутые в статье:

Начать дискуссию